Цели: стимулировать учащихся к познанию собственного «я»; способствовать формированию позитивной «я»-концепции; определить уровень самостоятельности у ребенка; обучать основам работы с тестами.
Оборудование: стакан с водой, большой конверт с карточками (см. дополнительный материал), листы бумаги по количеству учащихся.
Оформление: нарисовать на доске таблицу с ключами к тестам.
I. Вступительное слово.
II. Тест «Какое полушарие у вас главное?».
III. Тест «Сильная ли у вас воля?».
IV. Тест «Самостоятельны ли вы?».
V. Тест «Кто вы: оптимист или пессимист?».
VI. Игра-диагностика «Конверт откровений».
VII. Заключительное слово.
Классный руководитель. Говорят, человек есть тайна, ее надо разгадать. И каждый из вас тоже тайна. Не только для окружающих, но и для самих себя. Бывает, сделаешь что-то, и сам не понимаешь, почему так вышло. Нужно подумать, разобраться в себе.
«Познай самого себя», - говорили древние. Но как же узнать самого себя: свои сильные и слабые стороны, плюсы и минусы своего характера - словом, все составляющие своей индивидуальности?
- Как вы думаете, какая наука этим занимается? (Ответы детей.)
Правильно, психология. Современная психология является не только интересной, но и полезной наукой. Ученые-психологи разработали большое количество тестов, с помощью которых можно узнать много интересного не только о самом себе, но и о людях, которые вас окружают.
Давайте попробуем вместе. Сегодня мы с вами пройдем несколько тестов. Слушайте внимательно мои задания и вопросы, а главное - будьте искренними в ответах.
Классный руководитель. Известно, что у разных людей правое и левое полушария головного мозга работают неодинаково. Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Нередко они рациональны, пользуются формальной логикой, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Они последовательны и расчетливы в своих действиях. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность и принципиальность.
Правополушарные люди обладают конкретным и в то же время образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Как правило, они открыты и непосредственны в выражении эмоций, доверчивы, внушаемы и даже наивны. Часто они действуют «по настроению» или «по велению сердца». Можно сказать, что они сначала делают, а потом думают, в то время как левополушарный человек семь раз отмерит, потом отрежет. Однако правополушарные люди быстрее обобщают, подсознательно, интуитивно находят нужные решения, а также лучше ориентируются в новой обстановке.
Внимание, задание: ответ - правый или левый - обозначайте соответственно буквами П и Л.
Ведущая рука. Переплетите пальцы рук: вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый - вы человек эмоциональный, правый - у вас аналитический склад ума.
Ведущий глаз. Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый - о твердом, настойчивом, более агрессивном.
Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая - к простоте и простодушию.
Аплодирование. Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.
Если отдельно взятый тест помогает определить какую-то из черт вашего характера, то их сочетание позволяет выделить гораздо больше типов характера.
Результаты тестирования
П П П П. Для такого человека характерна ориентация на общепринятое мнение. Он не любит конфликтовать и ссориться.
П П П Л. Для вас характерна нерешительность. Обычно вы подолгу раздумываете, как лучше поступить, чтобы никого не обидеть.
П П Л П. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с такими людьми необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера; наиболее часто встречается среди женщин.
П Л П П. Характер, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.
П П Л Л. Редкий тип характера. Близок к третьему (П П Л П), но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью (правый ведущий глаз).
П Л П Л. Слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различным влияниям. Встречается, как правило, у женщин.
Л П П П. Встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью в главных жизненных вопросах (брак, образование и т. д.). Поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастлив в друзьях, легко сходится с людьми.
Л П П Л. Мягкость большая, чем у предыдущего типа характера, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе - тип маленькой королевы.
Л Л П П. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
Л Л Л П. Эмоциональный, энергичный и решительный человек. Но часто наспех принятые решения приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.
Л Л Л Л. Антиконсервативный тип характера, способность взглянуть на старые вещи по-новому. Наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.
Л П Л П. Самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чем- либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в то же время энергичны, упорно добиваются поставленных целей.
Л П Л Л. Очень похож на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Переубедить таких людей порой невозможно. Они склонны к самокопанию, с трудом находят себе новых друзей.
П Л Л П. Мягкий характер. Такие люди «умело» конфликтуют, любят путешествовать. Легко находят друзей. Однако они часто меняют свои увлечения.
П Л Л Л. Непостоянство и независимость, желание все сделать самому присущи этим людям. Способность анализировать помогает им успешно решать сложные задачи. Обычно мягкие, приятные на первый взгляд, они часто становятся чересчур требовательными и даже жестокими.
Классный руководитель. С помощью следующего теста мы попробуем определить, насколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, насколько плодотворна работа или
учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью.
Может быть три варианта ответов: «да», «иногда случается» («затрудняюсь ответить»), «нет».
1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
11. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
12. Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
13. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
14. Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?
Результаты тестирования
За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» («затрудняюсь ответить») - 1 балл; «нет» - 0 баллов.
0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?»
Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.
13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучший стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.
22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.
Классный руководитель. Ребята, скажите, кто из вас хочет в будущем открыть собственное дело? (Ответы детей.)
А вы знаете, что предприниматель - это прежде всего человек, который готов сам принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение или невыполнение. Именно самостоятельно, а не ожидая рекомендаций или указаний сверху. Попробуем определить уровень вашей самостоятельности.
Внимательно слушайте утверждения и варианты ответов, соотнесите их с собственными убеждениями и повседневным поведением. Из трех предлагаемых вариантов ответа вам нужно выбрать один.
1. Выбирая кружок или спортивную секцию, вы принимаете решение:
а) полностью самостоятельно, следуя своему влечению и интересам;
б) прислушиваюсь к мнению своих родителей и близких;
в) чисто случайно.
2. При решении трудных задач, выполнении домашнего задания вы обычно рассчитываете:
а) на свои силы и упорство;
б) на помощь родителей, одноклассников;
в) на случай, подсказку.
3. Во время разговора с одноклассниками (сверстниками) вы:
а) упорно отстаиваете свою точку зрения;
б) прислушиваетесь к мнению ребят;
в) часто меняете свои взгляды.
4. При возникновении сложных жизненных ситуаций вы принимаете решение:
а) рассчитывая только на свои знания;
б) всегда советуясь с родителями и друзьями;
в) иногда советуясь с родителями и друзьями.
5. Если вам поручили купить продукты, вы способны сделать самостоятельный выбор, что именно купить:
а) конечно, я так делаю;
б) наверное, смогу, но лучше все же посоветоваться с родителями;
в) нет, для меня это проблема.
6. При разговоре с родителями:
а) я всегда отстаиваю свою точку зрения;
б) высказываю свою точку зрения, но при этом уважаю и позицию родителей;
в) никак не могу решиться высказать свою точку зрения.
7. Как вы развиваетесь как личность:
а) учитывая свои способности и желания;
б) прислушиваясь и к себе, и к мнению и рекомендациям родителей;
в) полностью полагаясь на мнение родителей.
8. Заботясь о своем здоровье, вы:
а) прислушиваетесь к своим ощущениям и полагаетесь на них;
б) доверяете мнению своих родителей;
в) доверяете только решению врачей.
9. Анализируя различную информацию, обычно вы:
а) полагаетесь только на свою точку зрения;
б) доверяете только известным специалистам в данной области;
в) не можете принять определенную точку зрения. 10. Планируя свою дальнейшую жизнь, вы:
а) рассчитываете только на себя и свои силы;
б) рассчитываете на помощь родителей и хороших людей;
в) полагаетесь на счастливый случай.
За каждый ответ «а» запишите себе по 4 очка; за ответ «б» - по 2 очка; за ответ «в» вы не получаете ни одного очка. Результаты
От 0 до 10 очков. Вы очень нерешительны. Настолько, что это граничит с малодушием. Может быть, поэтому к вам иногда относятся с пренебрежением. Почему бы вам не попробовать проявить больше самостоятельности? Конечно, в разумных пределах.
От 11 до 29 очков. У вас сильный характер, вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в своем будущем вполне обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые вас за это ценят и уважают.
От 30 до 40 очков. Вы чересчур самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого-либо вмешательства в ваши дела, но и не можете прислушаться к мнению других людей. Уверены ли вы, что всегда будете точно оценивать все плюсы и минусы принимаемых решений?
Классный руководитель. Для тех, кто набрал от О до 10 очков, психологи рекомендуют следующее: если вы попали в ситуацию, когда вам нужно принять какое-то не очень принципиальное решение, сделайте это сразу, решительно и бесповоротно, не начинайте обычные для вас рассуждения. Ограничьтесь всего лишь 1 минутой размышлений (лучше, если это будет 30 секунд). Приняв окончательное решение, ни за что не отступайте от него. Постарайтесь перевести как можно больше ваших дел в разряд не очень принципиальных, чтобы их выполнение не зависело от долгих размышлений.
А тем, кто, напротив, чересчур самостоятелен, предлагается упражнение «Чувство меры». Оно заключается в следующем: время о времени спрашивайте себя: «Не слишком ли я самоуверен?» Научитесь задавать себе этот вопрос особенно в затруднительных случаях, да и когда все безоблачно, стоит подумать на эту тему. Поверьте, хуже не будет. Помните, что самоуверенность хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.
Классный руководитель. Ребята, посмотрите на этот стакан с водой и скажите: он наполовину полон или наполовину пуст? (Ответы детей.)
Того, кто считает, что он наполовину полон, психологи называют оптимистом, а того, кто считает, что стакан наполовину пуст, - пессимистом.
Чувство уверенности в себе и своих силах, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть жизнь в светлых тонах выгодно отличают оптимиста. Главное, он уверен в том, что способен многое изменить в жизни в лучшую сторону.
Для пессимиста характерны постоянно подавленное настроение, отсутствие уверенности в своих силах, и как следствие нет никакого желания что-либо изменять ни в своей собственной жизни, ни в жизни окружающих его людей.
Проверим уровень вашего оптимизма. Внимательно слушайте утверждения и выбирайте вариант ответа, который вам подходит. 1.0 чем вы думаете утром, только что проснувшись:
а) о занятиях, которые вы любите больше всего;
б) о предстоящих делах, которые вам не нравятся;
в) о симпатичном и близком для вас человеке;
г) о человеке, который вам неприятен.
2. Во время завтрака вы обычно:
а) не торопитесь, спокойно сервируете стол;
б) ворчите, что не хватает времени, что опять не выспались;
в) любите поговорить с близкими;
г) спешите поесть, так как постоянно опаздываете.
3. При первой встрече с незнакомым человеком вы:
а) сразу же доверяете ему;
б) ждете, когда он вас о чем-то спросит;
в) с интересом наблюдаете за ним;
г) сами начинаете разговор.
4. Если вы замечаете, что вас кто-то разглядывает (в театре, кино или на улице):
а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;
б) вам это приятно;
в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;
г) не обращаете внимания.
5. Если вы ищете адрес в незнакомом районе (городе), то:
а) предпочитаете обратиться сразу в справочное бюро;
б) будете расспрашивать знакомых;
в) попытаетесь найти самостоятельно;
г) все время будете бояться, что не сможете найти сами.
6. Начиная учебный день, вы:
а) надеетесь, что он будет успешным;
б) ждете, чтобы занятия быстрее закончились;
в) радуетесь возможности увидеть своих друзей;
г) надеетесь, что в этот день у вас не будет неприятностей.
7. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то:
а) это вас расстраивает и вы думаете: «Для меня это плохой день»;
б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;
в) считаете, что игра есть игра - кто-то должен проигрывать, так почему не вы;
г) пытаетесь придумать способ выиграть.
8. Когда вы ссоритесь с симпатичным для вас человеком, то:
а) боитесь поругаться с ним окончательно;
б) относитесь к этому спокойно;
в) считаете, что вы быстро помиритесь и все будет в порядке;
г) считаете, что слишком «гладкие» отношения скучны.
9. Ожидая результатов медицинского осмотра, вы:
а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;
б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;
в) думаете, что вам нечего бояться;
г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду. 10. Принимая решение, вы рассчитываете:
а) на везение и удачу;
б) только на себя самого;
в) «избежать встречи с черной кошкой»;
г) на судьбу.
Результаты тестирования
Нужно определить по таблице количество баллов, соответствующее каждому выбранному ответу, и суммировать их.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
5 |
5 |
4 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
б |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
1 |
3 |
1 |
5 |
в |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
г |
1 |
2 |
5 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
11-17 очков. Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой! Вы все время слышите внутренние голоса, которые убеждают вас в том, что жизнь скучна, люди не стоят того, чтобы на них обращать внимание и т. д. Даже принятие мало-мальски важного решения сопровождается борьбой различных внутренних голосов, которые советуют совсем противоположное. Один говорит, например: «Не ходи сегодня гулять, на улице холодный ветер, можешь простудиться и заболеть». Другой голос уговаривает: «Пойди погуляй, свежий воздух очень полезен для здоровья!»
Этот диалог может продолжаться бесконечно долго, и, как правило, вы поддаетесь уговорам первого голоса и остаетесь дома. Научитесь принимать более оптимистическое решение. Причем это нужно делать как можно быстрее, на первых же минутах этого внутреннего диалога. И если вы решили, значит, нужно действовать, например идти гулять.
18-24 очка. Хотя время от времени у вас появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх в вашем
настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе. На большом листе составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки.
Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, к тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо. Они вам помогут найти ваши достоинства. Такой же вопрос можно задать самым разным людям. Все доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список «Мои достоинства».
25-30 очков. У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться до конца и от пессимистических настроений. При возникновении первых признаков пессимистического настроения начинайте хвалить себя за каждую мелочь: «Я хороший, я очень хороший». И так каждый раз, когда в этом будет необходимость.
31-41 очко. У вас четкие, реалистичные взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения, и вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль! Развивайте в себе привычку анализировать свой оптимизм. Что происходит? Что при этом чувствуют окружающие? И т. д. Чаще задавайте себе подобные вопросы. А когда наберется два-три десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще. Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение и оптимизм мешают окружающим. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к возможным конфликтам.
42-49 очков. Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие. Вам нужно подумать о своем отношении к жизни. Попробуйте войти в образ, например, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно ни было, какие бы поводы и причины ни возникали, вам нельзя выходить из образа.
Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш невозмутимый герой. Сначала спокойно обдумайте, что, собственно, произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте.
Классный руководитель. В завершение нашего классного часа поиграем в игру. Эта игра поможет вам лучше узнать друг друга, поделиться своими интересными мыслями.
(Дети по очереди вытягивают из конверта карточку с утверждением, читают вслух и заканчивают предложения по своему усмотрению.)
Классный руководитель. Сегодня мы узнали о себе и других много нового. Надеюсь, вы честно отвечали на вопросы тестов и результаты вас не разочаровали. В любом случае помните, что характеристики, предложенные в ключах, не универсальны. Каждый из нас - уникальная личность и обладает индивидуальными чертами характера.
Карточки с незаконченными предложениями
Мне хорошо, если... |
Если мне грустно... |
Мне нравится, когда... |
Мне не нравится, когда... |
Счастье - это... |
У меня портится настроение, если... |
В друзьях я ценю... |
В девочках мне нравится... |
Мне нравится, если мальчик... |
Если ночью зазвонит телефон... |
Если я заболею... |
Когда я смотрю на себя в зеркало... |
Меня раздражает... |
Хорошая жизнь - это... |
Мне нравятся взрослые... |
Если хочешь проверить человека... |
Я всегда улыбаюсь, когда... |
Если мне наступили на ногу... |
Если мне не повезло в лотерее... |
Мы всегда в долгу перед... |
Мне нравятся люди... |
В хорошей школе всегда... |
Нельзя просить без... |
Чтобы иметь друзей, надо... |
Мне не нравятся взрослые... |
Если видишь недостатки человека... |
Наивысшая ценность для человека - это... |
Листая книгу, я всегда думаю... |
Классный час на тему «Права человека», 4 класс
Классный час. Государственные символы России, 4 класс
Классный час 4 класс. Символы государства
Наталья Викторовна Щербакова # 24 июня 2014 в 21:25 0 | ||
|
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 22:01 0 |
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:18 0 | ||
|
Нина Владимировна Кошкина # 13 августа 2015 в 07:54 0 | ||
|
Мария Александровна Трофимова # 23 августа 2015 в 18:14 0 | ||
|
Любовь Николаевна Кошелева # 21 октября 2015 в 17:20 +1 |
Спасибо педагогу. Очень талантливый подход к составлению и подбору материала. Много полезного для себя взяла. |