Опросник профессиональных предпочтений

Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений, своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

ОПГ дает возможность профконсультанту (учителю, классному руководителю) получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта (ученика) к успешному функционированию (учебе, работе) в определенной профессиональной сфере.

Основные принципы, положенные в основу ОПГ

Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике ученику для оценки, должны быть близки и понятны ему, т. е. обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, отношение и профессиональное положение, ученик лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту (учителю) легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.

Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

— Ч—3 (Человек—знак);

— Ч—Т (Человек—техника);

— Ч—П (Человек—природа);

— Ч—Ч (Человек—человек);

— Ч—Х.о. (Человек—художественный образ).

Инструкция для испытуемого

Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):

1. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в вопросе:

— делаю, как правило, хорошо — 2;

— делаю средне — 1;

— делаю плохо, совсем не умею — 0.

2. Какие ощущения возникали у вас, когда вы это делали:

— положительные (приятно, интересно, легко) — 2;

— нейтральные (все равно) — 1;

— отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0.

3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие

было включено в вашу будущую работу:

— да — 2;

— все равно — 1;

— нет — 0.

Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше «умение», затем «отношение» и «желание». В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцениваете тремя оценками.

Порядок работы с опросником

Оптанту (ученику) предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту (учителю) как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант (учитель) сам подробно рассказывает оптантам (учащимся) порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:

1) отвечать «хорошо умею делать», т. е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он (ученик) это делал не один, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось;

2) ставить 0 баллов в «умениях» надо тогда, когда школьник что-то делает плохо, и не умеет это делать (т. е. пробовал, но не получалось);

3) если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3-й вопрос о своем профессиональном предпочтении, если нет, то вместо 3-й оценки он также ставит прочерк.

Фиксация результатов

В процессе работы с опросником оптант (ученик) заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 5 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов.

Обработка результатов

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:

I) Ч-З; 2) Ч-Т; 3) Ч-П; 4) Ч-Х.о.; 5) Ч-Ч.

В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:

1. Оценка своих умений (ум.).

2. Оценка своего эмоционального отношения (от.).

3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения (ж.).

Бланк тестируемого

Типы профессий

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х.о

Ч-Ч

ум.

от.

ж.

ум.

от.

ж.

ум.

от.

ж.

ум.

от.

ж.

ум.

от.

ж.

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

 

20

 

 

21

 

 

22

 

 

23

 

 

24

 

 

25

 

 

26

 

 

27

 

 

28

 

 

29

 

 

30

 

 

31

 

 

32

 

 

33

 

 

34

 

 

35

 

 

36

 

 

37

 

 

38

 

 

39

 

 

40

 

 

41

 

 

42

 

 

43

 

 

44

 

 

45

 

 

46

 

 

47

 

 

48

 

 

49

 

 

50

 

 

Приступая к обработке результатов, профконсультант (учитель) сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант (ученик) при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант (учитель) учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

Профконсультант (учитель) подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», «отношения» и «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант (учитель) имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта (ученика), его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Оценка результатов

Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Суммы баллов, набранные по данным 3 шкалам, сравниваются между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т. е. с 1-й оценкой. Например, соотношение 3-х оценок типа 10—12—11 благоприятнее, чем соотношение 3—18—12. Предпочтение ученика в первом примере более обосновано наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые ученик дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых 2 наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч—3 может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч—Ч и Ч—3), модельер (Ч—Х.о. и Ч—Т) и т. д.

Выводы

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют учителю возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений учеников как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Все выводы и гипотезы, сделанные учителем в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств (профориентационных методик и тестов, собеседований и наблюдений, медицинских показаний и рекомендаций психологов), используемых в педагогической практике учителя (классного руководителя).

Текст опросника

Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)

1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.

2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).

3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).

4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.

5. При общении с людьми сдерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.

6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.

7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.

8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.

9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

10. Объяснять содержание учебного материала, способы решения сложной задачи и т. п. ясным, легко понятным каждому языком.

11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.

12. По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие — кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения искусства: живописи, графики, скульптуры.

15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.

16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.

17. Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.

18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким- либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.

21. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т. п.) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно.

23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.

24. Перед зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.

25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.

26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.

27. Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.

28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб, их характерных внешних признаках и повадках.

29. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.

30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.

31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.

32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п.

33. Изучать строение «живой ткани» и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.

34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.

35. Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.

36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.

37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.

38. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.

39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.

40. Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.

41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.

42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.

45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.

46. Тщательно выполнять «бумажную работу»: писать, чертить, вычислять, проверять и т. п.

47. Работать на ЭВМ (ПК), решать какие-либо задачи с помощью дисплея.

48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.

49. Настойчиво и терпеливо «отделывать», обтачивать, переделывать и т. п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.

50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без «бумажки»).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 7 июня 2014 в 08:01 0
В школе веду занятия по профориентации и пользуемся с учащимися подобными диагностиками. Результат положительный: ученики учатся оценивать себя более реальнее, рассматривая разнообразные виды деятельности. И что хорошо-обрабатывать такие диагностики удобно и быстро.
Алла Альбертовна Гоморова # 1 ноября 2014 в 13:00 0
Методик, безусловно, много, и они, как правило, интересные. Могу порекомендовать сайт, на котором предствлены разнообразные профориентационные тесты Профориентационные тесты
Ольга Александровна Матяш # 18 января 2015 в 06:47 0
Как родитель всегда желала для сына , чтобы он сделал правильный выбор, спасибо за тест, в инете долго искала.
Анастасия Сергеевна Ямщикова # 16 февраля 2015 в 15:26 0
Спасибо, в копилку педагога-психолога!
Сатеник Вагеевна Аветисян # 27 июля 2015 в 14:23 0
Спасибо за методику! Для своего ребенка, да для учеников вопрос профориентации довольно непростой. И очень хочется не допустить ошибку. Будем пользоваться, в числе других тестов и рекомендаций.