Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-6 классов

Внеклассное мероприятие «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Автор: Чуркина Наталья Александровна, мастер производственного обучения ГБОУ СПО КТПТП, Пензенская область

Описание материала: классный час «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» подготовлен для применения в профориентационной работе профессионального образования среди учащихся школ 5-6 классов в рамках реализации проекта «От школьной скамьи до рабочего места». Может использоваться как преподавателями и мастерами п/о при проведении профориентации в школе, так и самими учителями школ при проведении классных часов в рамках «Недели предпринимательства».

Форма проведения: классный час с элементами игры

Тема: «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Цель и задачи:

- закрепить понятие «профессии»;

- расширить знания о многообразии профессий;

- формировать активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ;

- развивать кругозор, любознательность;

- учить анализировать, делать выводы.

Роль педагога: преподаватель или мастер п/о организует обучающихся группы техникума для подготовки мероприятия.

Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с названием сфер бизнеса; альбомные листы, цветные карандаши, папка.

Участники: педагог, обучающиеся техникума – помощники проведения мероприятия, учащиеся 5 классов – участники мероприятия.

I.  Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной очень интересной профессии – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

Но сначала вспомним, какие профессии вы знаете, и заполним кроссворд.

Вниманию учащихся предлагается первое задание кроссворда.

1.  Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?   (Повар)

После того, как один из учащихся дал ответ, проверяется правильность. Следующее – аналогично.

Кроссворд

1. Кто снимается в кино или выступает на сцене?  (Артист)

2. Кто строит нам жильё?  (Строитель)

3. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.  (Шофёр)

4. Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.  (Учитель)

5.  Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,

Кто мир для читателя делает прекрасней? (Писатель)

7. Кто рано встаёт и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

8. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (Лётчик)

9. Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды, чтоб было приятно?  (Портниха)

Молодцы! Вы верно отгадали кроссворд.  Какое слово у нас получилось?    - Профессии.

Что такое профессия? - Работа.

Профессия – это работа, которой занимается человек.

II. Профориентационная игра

Игра «Самая-самая». А сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар, конфеточница).

Характеристики:

- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, лесник, овощевод и др.);          

- самая волосатая профессия (парикмахер);

- самая детская профессия (воспитатель, учитель детский врач - педиатр);

- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);

- самая чистая (уборщица, дворник…);

- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);

- самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая  является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль.

Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу. 

III. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.

Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?

1)  Буратино – предприниматель:

продал Азбуку (личное имущество)с целью получения прибыли

 

2)  «Вершки и корешки»

Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар)  
и получить прибыль.

3)  «Теремок»

Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения  прибыли.

Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою  идею.

IV. Проведение игры «Поиграем в бизнесмена»

Распределение учащихся на рабочие группы.

Деловая игра моделирует деятельность фирмы, состоящей из нескольких бизнесменов, участвующих в развитии своей фирмы. Каждой фирме будет выдан план работы фирмы:

- придумать название  фирмы;

- описать деятельность фирмы;

- распределить должностные обязанности;

- изготовить рекламу;

В качестве примера предлагается ознакомиться с деятельностью фирмы компьютерных услуг «ПАЛИТРА»

Итог: Изготовление папки «Я – бизнесмен», которая включает в себя мини-проекты фирм.

В каждой рабочей группе выбирается «Руководитель» фирмы (предприятия). «Руководитель» выходит и выбирает карточку с названием сферы своей фирмы.

В помощь учащимся на экране высвечиваются области применения профессиональных знаний в открытии фирмы:

·  сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);

·  сфера строительства (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости);

·  транспортная сфера (компании по автодоставкам и автоперевозкам);

·  сфера медицины и здравоохранения;

·  гостиничный и ресторанный бизнес.

V.  На  сегодняшний день малое предпринимательство в нашем городе является одной из важных основ экономического развития региона (слайд № 31). Положительные тенденции в развитии малого бизнеса очевидны и говорят о том, что производимая ими продукция, выполняемые работы и оказываемые услуги востребованы на потребительском рынке и становятся всё более качественными и конкурентоспособными. (Назвать предпринимателей нашего города и их сферу деятельности).

По окончании мероприятия подводятся итоги создания фирм. Лучшая отмечается ДИПЛОМОМ ПРИЗЁРА, остальные ДИПЛОМАМИ УЧАСТНИКА.

Анализ мероприятия

С учащимися 5-6 классов, закрепленной школы, в рамках реализации проекта «От школьной скамьи до рабочего места» в ходе профориентационной работы был проведен классный час «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ». В ходе проведения мероприятия были достигнуты намеченные цели, сформирован активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Учащиеся научились самовыражаться, воплощая идею создания своей фирмы (предприятия). В процессе создания рекламы своей фирмы происходило развитие творческих способностей каждого, ведь дети работали в команде. Была видна сплоченность и коммуникабельность ребят при выполнении заданий.

При проведения мероприятия дети проявляли интерес к профессиям и специальностям, изучаемым в техникуме, задавали вопросы, живо и активно реагировали на выполнение предложенных заданий.

Итогом проведенного мероприятия является создание папки бизнес-идей и творческих проектов рекламы.

Фото с классного часа

Рекомендуем посмотреть:

Опросник профессиональных предпочтений

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 15:25 +1
Наталья Александровна, Вы молодец! Такое замечательное и ,можно сказать, актуальное мероприятие разработали. Все так продумано, такие интересные этапы (кроссворд, игра)подобрали. Очень понравилось презентационное сопровождение! По фотографиям видно, что дети были увлечены, дружно работали в микрогруппах. Здорово!
Ирина Новожонова # 10 августа 2013 в 19:59 +1
Наталья Александровна, огромное спасибо! Очень серьезный, продуманный материал, в доступной форме представленный ребятам. Такие мероприятия, несомненно, обогащают кругозор учащихся, помогают им определиться в жизни. Очень понравилось создание папки бизнес-идей и творческих проектов рекламы, что позволит в дальнейшем возвращаться к данному проекту и вносить новые идеи. Творческих успехов Вам!
Грехова Екатерина Александровна # 8 января 2014 в 21:22 0
Наталья Александровна, большое спасибо за Ваш опыт! Использовала Вашу разработку на классном часе в 7 классе. Ребятам очень понравилось. Такие мероприятия помогают сплотить детей, развивают творческие способности учащихся, способствуют созданию благоприятного эмоционального климата в коллективе.
Желаю Вам успехов в нашем нелегком труде!
Татьяна Григорьевна Маня # 3 июня 2014 в 13:04 0
Уважаемая Наталья Александровна, я считаю вашу разработку классного часа уникальной. Уникальность я вижу в том, что вам удалось довольно сложный для восприятия материал, донести чётко, доступно, интересно, насыщенно,с учётом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов. Здесь и погружение в сказку и чёткие академические определения и термины из области экономических знаний, и командная работа над решением содержательных кроссвордов. А какая отличная реклама развития малого бизнеса в рамках региональных программ на примере родного города. Использование ИКТ позволяет раскрасить мероприятие в нужный для учителя цвет, и ваше мероприятие - блеск! Спасибо за отличное, грамотное и содержательное раскрытие темы. Цель урока достигнута полностью.
Наталья Александровна Власова # 28 января 2016 в 09:15 0
Уважаемая Наталья Александровна спасибо за ваш труд! Это мероприятие действительно уникально - интересно, доступно, занимательно. СПАСИБО!