Ученическое самоуправление в начальной школе

Ученическое самоуправление или игра?

Особенности организации ученического самоуправления в начальных классах)

В силу возрастных особенностей младших школьников организация сложных форм или структур ученического самоуправления и организация детских общественных организаций или объединений в начальных классах нецелесообразны. Вместе с тем уже с 3-4-го классов, исходя из традиций и особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретном учебном заведении, возможно вовлечение обучающихся в различные формы классного и общешкольного ученического самоуправления, в детские и подростковые общественные организации. При этом возможно:

— проведение церемонии выборов органов ученического самоуправления;

— организация в игровой форме отчетов органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций;

— выпуск информационных вестников, листовок, журналов (как виды средств массовой информации) детских и подростковых общественных организаций и органов ученического самоуправления;

— организация церемонии отчетных конференций или форумов (за учебный или академический год) органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций.

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях детские и подростковые общественные организации (объединения) тесно переплетены со структурой ученического самоуправления.

Возможен следующий вариант формирования общественной организации в структуре ученического самоуправления для учащихся начальных классов:

• Принцип самоопределения детей в организации добровольный, допускается возможность перехода ребенка из одной микрогруппы в другую. Это может быть формирование микрогрупп по интересам («сказочники», «фантазеры», «любители мультяшек», «попрыгунчики» и т.д.).

• Помощь в формировании микрогруппы оказывает классный руководитель (учитель начальных классов).

• В совет класса входят лидеры каждой микрогруппы. Лидеры микрогрупп могут меняться, тогда совет класса приобретает «подвижный» характер; право участия в самоуправлении класса предоставляется всем достойным ученикам, проявившим особые коммуникативные, организаторские способности и высокий интеллектуальный уровень развития.

Предлагаем перечень развивающих программ деятельности детских объединений во 2—4-х классах. Каждая микрогруппа ребят (или классный коллектив) может выбрать по желанию одну или две (но не более трех, иначе результативность работы сведется к нулю) программы. Поставить себе цель; определить, кто из взрослых будет помогать в реализации программы, как будет проходить подведение итогов и поощрение.

Каждая из предложенных программ рассчитана на один или два учебных года. Выполнение ее позволяет перейти к осмыслению следующей программы и т.д. При выполнении требований каждой программы важно найти формы поощрения: это могут быть определенные значки, эмблемы, самодельные сувениры. Если есть возможность, то можно вручать специальные удостоверения. Учителям необходимо помнить, что подведение итогов выполнения программ — это важный момент в жизнедеятельности детской организации, здесь очень уместно поощрение младших школьников. Итоги могут подводить вожатый, социальный педагог, родители, старшеклассники, специалисты производства, ветераны груда. Подведение итогов необходимо проводить индивидуально (или по решению микрогруппы, всей группы) после выполнения норм программы. В аналитическую группу по подведению итогов (присуждению «квалификации» или значка, вымпела, удостоверения) может входить не менее трех человек, двое из которых — ученики данной возрастной группы. Об итогах желательно информировать других ребят (на линейке, на конференции и т.д.)

Ученик (вся микрогруппа) может справиться с заданием (нормами) за месяц, за учебную четверть, за учебное полугодие — это зависит от личных возможностей, потребностей и желаний младших школьников. Устанавливать конкретный срок исполнения программных норм нежелательно, важно живое участие в деятельности и потребность в достижении поставленной цели.

Программа «Бизнес-тинэйджер»

Эта программа предназначена для ребят, интересующихся основами предпринимательства и бизнеса, стремящихся в будущем заняться «своим делом». Она может заинтересовать тех учащихся, которых интересуют основы современного бизнеса, менеджмента, предпринимательства.

Знания основ экономики, современной рекламы, предпринимательства пригодятся любому подростку и молодому человеку.

Но чтобы освоить некоторые навыки бизнеса, тебе необходимо:

• хорошо освоить компьютер, иметь положительные оценки по информатике;

• почаще беседовать с предприимчивыми людьми, побольше читать научно-популярную литературу;

• интересоваться основами экономики; принимать непосредственное участие в экономических деловых играх. Задачи деятельности по программе:

• оказание разнообразной помощи своим ровесникам в деле освоения основами бизнеса;

• повышение уровня правовой культуры;

• защита прав детей и подростков в сфере бизнеса;

• приобщение младших школьников к основам экономики, бизнеса и предпринимательства.

Уважаемые взрослые, педагоги и родители! Если даже несколько подростков заинтересовались данной темой, то:

• помогите им в поиске необходимой научно-популярной литературы по основам экономики, бизнеса и предпринимательства;

• чаще проводите с заинтересованной группой подростков интеллектуальные, деловые или ролевые игры с фрагментами знаний об экономике и бизнесе;

• приобщайте детей и подростков к компьютерной грамотности;

• учите подростков не «делать», а «зарабатывать» деньги;

• попытайтесь ввести в школьные программы для подростков спецкурсы, факультативы по основам рыночной экономики;

• создайте, если есть возможность, свой интернет-сайт и поинтересуйтесь опытом организации компьютерных и экономических игр у коллег в других регионах страны. Уважаемые ребята! Не думайте, что у вас все сразу получится, познание законов цивилизованного рынка — это долгий и кропотливый труд. Но если сильно захотеть, то можно достигнуть некоторых результатов:

• прочесть несколько популярных статей о законах рынка и предпринимательства;

• провести или быть участником нескольких встреч с экономистами хозяйств вашего села (подшефного предприятия вашего города), с предпринимателями, правоведами;

• участвовать в экономических, деловых и познавательных играх, дискуссиях или деловых спорах на темы предпринимательства со своими ровесниками или старшими товарищами;

• освоить не менее одной компьютерной игры (если есть в вашей местности подобная возможность).

Если у тебя это получится, то по окончании двух лет занятий по программе и выполнения норм программы ты можешь стать обладателем удостоверения (звания) «Юный предприниматель».

Программа «Древо жизни»

Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими; сколько у меня прадедушек и прабабушек, кем они были? Каждый из нас пытался и пытается, может быть, до сих пор найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с историей своего рода, своей семьи.

Духовное начало данной программы лежит в объединении детей и их родителей для изучения истории семьи, ее генеалогического древа, сохранения семейных традиций и обычаев.

Программа «Древо жизни» обращена к тем ребятам и их родителям, педагогам, которых интересует изучение своей семьи, для которых проблема сплочения младших и старших в семье одна из главных. Целью программы являются:

• утверждение нравственных ценностей в сознании членов детской организации через духовное возрождение семьи;

• изучение истоков создания своеобразного индивидуального микросоциума (традиции, обычаи, обряды) каждой семьи участников программы «Древо жизни»;

• овладение младшими школьниками опытом поколений в создании благоприятного семейного микроклимата, семейного образа жизни (на основе общечеловеческих ценностей).

Достижение целей программы обусловлено:

• объединением ребят и их родителей при наличии общего интереса к истории семьи, ее родословной, к историческому поиску и исследованию;

• возрождением национальных семейных традиций и обычаев, пропагандой и утверждением духовных ценностей семьи;

• укреплением родственных контактов, связей поколений в семье через формы, средства и возможности детской, организации.

Возможные формы деятельности:

• в личной беседе с родителями, бабушками и дедушками выявление имен, отчеств прабабушек и прадедушек;

• выявление легенд или исторических событий, связанных с происхождением собственной фамилии;

• написание генеалогического древа семьи, т.е. кто является главой семьи, их дети, внуки и т. д.;

• составление фотоальбомов семьи, организация совместных праздников семьи, вечеров отдыха для всей семьи;

• проведение спортивных, интеллектуальных конкурсов для семей подростков;

• возрождение традиционных национальных семейных обычаев, традиций и ремесел, характерных для данного региона (области, края, республики); пропаганда их среди сверстников в классном коллективе, в общеобразовательном учреждении;

• создание семейных фольклорных коллективов, семейных ремесленных групп, пропаганда их деятельности в учебном заведении, в городе (селе);

• создание различных «женских союзов» из числа матерей и бабушек с целью изучения и пропаганды традиционных для данной местности ремесел, обычаев, традиций и обрядов;

• создание «мужских союзов» или «мужских братств» — союзов дедушек, отцов и сыновей с целью изучения и пропаганды мужских традиций данного региона. Работая по данной программе, через определенное время

на одном из семейных праздников подростку можно присвоить звание «Знаток семьи» при выполнении некоторых (условных) норм:

• знать имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек; фамилии каждого члена семьи и почему они разные (если такое есть в семье);

• знать основные традиции своей семьи, семейные реликвии и традиции;

• собрать домашний семейный фотоальбом, уметь пояснить в общих чертах историю каждой фотографии;

• принять участив не менее чем в двух семейных вечерах, вечеринках, спортивных соревнованиях (со своими родителями, бабушами, дедушками, дядями или тетями, старшими братьями или сестрами);

• уметь вместе с родителями выполнять традиционную домашнюю работу (мужскую или женскую).

Мини-программа «Робинзон»

Это программа приобщения учащихся начальных классов к традициям и истории своего народа, расширения их контактов с природой. Оставаясь наедине с природой, человек, порой, открывает в себе новые духовные и физические качества. Природа помогает ребенку постичь дух и силу своего народа. В борьбе с трудностями человек познает себя, раскрывает перед собой и другими новые физические возможности, получая при этом новые практические навыки.

Задачи деятельности по мини-программе:

• изучение истории, этнографии и географии места проведения акций (походов, сборов, робинзонад);

• изучение способов и законов выживания в изолированных климатических или географических условиях (при обязательном контроле со стороны взрослых);

• изучение исконно национальных способов выживания, практикуемых в данной местности (у конкретного народа или национальности);

• формирование навыков изготовления простейших предметов быта, жилища и охоты (рыболовства, ловли птиц) в полевых условиях;

• ознакомление со способами выживания, добывания пищи в различных климатических условиях и разных народов;

• изучение психологических особенностей поведения людей в экстремальных условиях, овладение приемами саморегуляции и контроля собственной психики во время нестандартных жизненных ситуаций (подавление страха, панического состояния и т.д.);

• изучение способов и приемов действий в экстремальных условиях (при авариях, катастрофах, террористических актах, при несчастных случаях и т.д.);

• овладение навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим (при ожогах, солнечном ударе, кровотечении и т.д.).

Мини-программа «Первооткрыватели»

В рамках деятельности по программе «Первооткрыватели» ребятам придется решать различные задачи. При этом потребуется обладать дополнительными сведениями по истории и географии, физике и математике, химии и биологии.

Чтобы приоткрыть завесу непознанного в аномальных явлениях природы, исчезнувших цивилизациях или попытаться ответить на вопросы: «Есть ли жизнь на других планетах? Посещали ли инопланетяне нашу Землю?», потребуется изучить много дополнительного материала по архитектуре и этнографии, астрономии и уфологии, климатологии и географии.

В рамках поисковых экспедиций, исследовательской деятельности ребята научатся решать проблемы межличностных отношений, толерантности, терпимости к различным национальностям и религиям.

Задачи деятельности по мини-программе:

• развитие интереса к своим национальным корням, стремление продолжить традиции своего народа;

• поиск ответов на неразгаданные страницы истории своего народа (своей национальности), жителей данного региона;

• постижение сущности процессов, происходящих в природе и между людьми, их законы, принципы сосуществования, исторические связи;

• развитие навыков выживания в экстремальных условиях;

• обучение приемам работы со специальным снаряжением, оборудованием, механизмами и приборами.

Перечень подобных программ может продолжить любой учитель. Главное, чтобы ребята через игру приобщались к социально значимой деятельности, чувствовали полезность своей работы, расширяли свой кругозор и учились жить в мире со своими ровесниками, младшими и старшими, педагогами и родителями.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие «Части света и материки», 3-4 класс. Сценарий

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Воспитательная работа в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Елена Владимировна Мещерякова # 2 января 2015 в 16:16 +1
Программа "Дерево жизни" у нас тождественна "Шежере" (изучение родословной). Проводятся на уроках истории и родного (русского или башкирского языках). Программы "Робинзон" и "Первооткрыватели" хорошие, но кто это будет реализовывать на практике? Ведь учителя зачастую только успевают изучить новый тематический материал, а для "творческих" заданий (представленных в статье) не остается времени. Хотя и задания к мини-программам подобраны грамотно.
Надежда Александровна Кулаева # 8 января 2015 в 15:56 0
Здравствуйте. Очень интересные программы описаны. А как Вы реализуете их? Интересна программа "Робинзон". Вы просто рассказываете или учащиеся выполняют задания?
Любовь Георгиевна Селякова # 11 февраля 2015 в 18:47 0
Здравствуйте! Интересные программы предоставлены. Спасибо за идеи.
Надежда Сергеевна Колесникова # 18 февраля 2015 в 18:47 0
Долго я искала подобный материал,нашла.Спасибо!
Екатерина Сергеевна Горелова # 21 февраля 2015 в 23:46 0
здравствуйте! Теоретически все грамотно, логично, интересно. А как на практике такое можно осуществить? Реализацию "Дерево жизни" можно представить, но "Бизнес-тинейджер" или "Робинзон" в начальных классах? Поделитесь опытом, пожалуйста, идеи очень интересные, к ним бы еще практических советов, обязательно бы попробовала реализовать.
Сергей Алексеевич Малюков # 27 марта 2015 в 10:35 0
Ученическое самоуправление в начальной школе возможно уже с 1 класса, в игровой форме дети познают принципы организации жизнедеятельности в классе. Первоклассники очень ответственно относятся к своим коллективным поручениям.
Елена Геннадьевна Смирнова # 3 мая 2015 в 17:09 0
Материал очень нужный и полезный для начальных классов.Ведь именно с 1 класса необходимо уделять большое внимание ученическому самоуправлению. Особенно понравилась программа "Древо жизни". Спасибо за материал.
Елена Валерьевна Цветкова # 3 мая 2015 в 22:19 0
Здравствуйте! Тема организации ученического самоуправления в школе мне очень близка, т.к. я стояла у истоков организации ученического самоуправления в нашей школе. Это невероятное поле деятельности для педагога!!! Независимо от возраста детей и внедрять это можно и через внеурочную деятельность. Программы мне понравились. Обязательно возьму себена заметку. Постоянно хочется совершенствовать свою работу с учениками во всех направлениях деятельности.
Людмила Николаевна Медведкова # 27 июля 2015 в 22:27 0
Очень интересный материал! Спасибо за прекрасные идеи для формирования ученического самоуправления. Понравилась идея "Древо жизни". Программа «Бизнес-тинэйджер» конечно труднореализуемая в пределах начальной школы, но если её упростить, то можно использовать по крайней мере в 4 классе. Тема на сегодняшней день очень актуальна и востребована.
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 13:14 0
Ваш материал супер! "Дерево жизни" - у Вас использован нестандартный и интересный подход. У нас в школе нет органов самоуправления, но благодаря Вашим программам, у нас в школе и этот аспект можно развить. Спасибо!
Мария Александровна Трофимова # 23 августа 2015 в 16:57 0
Некоторые фрагменты можно использовать и в своей работе, спасибо.
Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:24 0
Очень интересный материал! Обязательно возьму себе на заметку. Все предложенные программы хороши!
Людмила Анатольевна Козлова # 21 июня 2016 в 12:11 0
Добрый день! Спасибо за интересные идеи, но непонятно, каким образом будут реализованы задачи программ. Размытые формулировки: "почаще беседовать", "побольше читать", " оказание разнообразной помощи".