Конспект внеклассного занятия на тему Охрана природы для младших школьников

Познавательное занятие на тему: Весна для учащихся начальных классов

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника.

Оборудование: большая картина леса, плакаты об охране природы.

Учитель. Сегодня на машине времени мы перенесемся в самое удивительное время года — Весну. Мы с вами оказались в лесу в березовой аллее. Как красиво и светло вокруг от белоствольных берез! Но что это? Вы видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол. Что вы предлагаете делать, чтобы не погибали березки? (Ответы детей.)

Нарисуйте плакат, призывающий к охране березок, организуйте зеленые патрули! Вот только что мы получили телеграмму из леса: «Мы — первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень». Какой ответ мы пошлем на эту телеграмму? Сможем ли мы оказать помощь деревьям и какую? (Ответы детей.)

Продолжим путешествие, мы уже устали, давайте сделаем привал, развернем скатерть-самобранку. И какой только еды здесь нет: и вареная картошка, и соленые огурчики, и все запаковано в полиэтиленовые пакеты. Осторожнее с пакетами, их нужно забрать с собой, так как они не разлагаются несколько лет и портят почву.

Мы немножко отдохнули, и сейчас, ребята, пойдем к озеру. Как хорошо поют лягушки! Эти весенние «хоры» известны всем. Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить себе лес без них. Люди обижают лягушек, считают, что от них бородавки, а ведь все это не так. Вот и написали жалобу лягушки: «Мы, лягушки, прудовые и озерные, жалуемся на мальчишек, которые бьют нас палками. Не бейте нас! Мы вам еще пригодимся. Лягушки».

И действительно. «Даже хрустнувший под колесами жук — укор человеку», — так говорил писатель В. Песков. На нас, людях, лежит нелегкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле. Это обязанность сильного.

Лягушки и жабы должны жить, так как в природе все связано одно с другим. Например, в пищевых цепях у них очень важное место. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счет. Хотя бы такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до 700 насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. Представь себе пищевую цепочку: комары — лягушки — аисты. Попробуйте мысленно ее разорвать: вообразите, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их становится все меньше и меньше. Нет, пищевые цепи нельзя рвать. А люди рвут. И не только тогда, когда уничтожают лягушек. Даже однократная обработка лесов ядохимикатами снижает численность лягушек, жаб, тритонов и ящериц в 2—3 раза. Будем надеяться, что с этими бедами человек справится. Хорошо будет жить лягушке, мы ее будем оберегать. Часто лягушки гибнут и на автодорогах. Какой дорожный знак вы нарисуете? Давайте проведем конкурс на лучший дорожный знак и отнесем его в ГАИ.

Детям выдают листы бумаги и фломастеры. Проводится конкурс.

Учитель. Вот здесь, под кочкой, мальчишка заметил слабого лягушонка, пожалел его и взял домой.

Хорошо ли жилось лягушонку у мальчика дома? Правильно ли он поступил? (Ответы детей.)

А теперь немножко разомнемся.

Учитель проводит физкультминутку.

Викторина для всезнаек

1. Кто из семейства кошачьих бегает быстрее всех? (Леопард)

2. Кто в львиной семье занимается охотой? (Только самка.)

3. Как самец утконоса может защититься от врагов? (На задних лапах у самца утконоса имеются ядовитые шипы.)

4. Самое большое млекопитающее на Земле? (Синий кит.)

5. Какие представители семейства кошачьих живут семьями? (Львы)

6. Какая обезьяна самая большая? (Горилла)

7. Дикобраз — хороший пловец. Что помогает ему удержаться на плаву? (Колючки у дикобраза полые и наполнены воздухом, они действуют как поплавки.)

8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше: блоха или кенгуру? (Блоха)

9. Зачем степной кошке сервалу длинные ноги? (Чтобы смотреть поверх травы.)

10. Что делают осьминоги и кальмары, когда на них нападают? (Они выбрасывают чернильные струи.)

11. Какая рыба плавает не горизонтально, а вертикально? (Морской конек.)

12. Кто быстрее: дельфин плавает или страус бегает? (Страус при движении развивает скорость до 70 км/час, а дельфин до 40 км/час.)

13. Какая рыба путешествует за счет других рыб? (Прилипала )

14. Зачем тюленю усы? (Чувствительными усами тюлень ощупывает предметы под водой.)

15. Лосось — это морская рыба или речная? (Морская и речная.)

16. Что в зимний период делает лягушку похожей на медведя? (Лягушка тоже впадает в спячку.)

17. Как реагирует на опасность ядовитая «рыба-шар»? (Надувается изнутри водой и выставляет наружу колючки.)

18. Как охотятся миноги? (Миноги прилипают к добыче присосками и сверлят ее зубами.)

19. Как самец морского конька охраняет икру от хищников? (Он носит икринки во рту.)

20. У морского ежа нет ног. Как он ходит по дну? (Морской еж передвигается при помощи колючек.)

Подведение итогов занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Алена Валерьевна Стаброва # 2 сентября 2015 в 18:44 0
Здравствуйте. Тема занятия очень интересная и познавательная для детей. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника очень важно для нашего будущего. Дети должны понимать всю ответственность за свои поступки перед природой. Вы предложили замечательный теоретический и практический материал.
Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:03 0
Очень интересное внеклассное занятие! Важно прививать детям любовь к природе!
Ирина Александровна Бараненко # 17 января 2016 в 19:00 0
Хорошо, но мало. Для работы возьму обязательно викторину. Огромное спасибо!