Словесные головоломки, 3 класс

Словесные головоломки с ответами, 3 класс

Внеклассное мероприятие для 3 класса на тему «Словесные головоломки»

Задачи

1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.

3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг. Оборудование: наборы карточек со слогами и словами; игрушка; волшебная шляпа и буквы; билеты со скороговорками; бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов» бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель. В лагере отдыха, когда идет нудный дождь, вам не придется скучать, ведь существует столько занимательных игр. Это, например, игры со словами. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в них есть место знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллектуального развития.

- Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают.)

Анаграммы - это слова, полученные при помощи перестановки букв в исходном слове.

- Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». Какие слова получатся? (Анис, шпала.)

Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это время вы должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко. (Дети работают.)

• Актер-...

• Колесо

• Крона-...

• Налим-...

• Парк-...

• Пират-...

• Ракета-...

• Сокол

• Ручка-...

• Сосна-...

Ученый и педагог С.А. Шмаков предлагает анаграммы-загадки. (Учитель поясняет значение незнакомых слов.)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

 

Я - дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

 

По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти –

Нож я наточу. (Колесо - оселок.)

 

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут –

Тигру я сродни. (Ток-кот.)

 

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь мои –

В кастрюлю я полезу. (Шпала-лапша.)

 

Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной

И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат.)

 

Задачу ты решишь свободно.

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон.)

 

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою,

А буквы переставь –

Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)

Метаграммы - это слова, различающиеся лишь одной буквой (звуком).

Когда я с «Т», на мне плывут.

Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот - плод.)

 

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С «П» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (Карта - парта.)

 

С «Е» я - жаркая пора,

С «О» - настольная игра. (Лето-лото.)

 

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь - поставь меня в вазу...

Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу. (Роза - коза.)

 

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною,

Но замените мягкий знак

На букву «А» - и я завою. (Сирень - сирена.)

Загадка, в которой из задуманного слова получается новое слово посредством выбрасывания или прибавления буквы, называется логогрифом. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные.

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - муха.)

 

Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «Л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси - гусли.)

 

На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак –

И вверх я устремляюсь. (Галька-галка.)

 

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «Г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - гроза.)

 

Мы всех - и взрослых, и детей –

В часы досуга развлекаем.

Но если к нам прибавить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры.)

 

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной. (Волга - иволга.)

Шарады (от французского слова, означающего «беседа», «болтовня») - игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. Например:

Первое - фигура танца. (Па.)

Второе - гласный звук. (У.)

Третье - подводная зелень. (Тина.)

Целое - сеть, которую плетет насекомое. Догадались, что это? Правильно, паутина. Шарады можно разыгрывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные части, и целое загаданное слово. Это очень интересно, недаром те- этрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России XIX века.

Первый слог - мужское имя.

Буква гласная - второй.

Слово в целом - знак почтовый.

Угадайте вы какой. (Марк-а.)

 

Мое начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Ш-мель.)

 

Мой первый слог - в линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города. (До-рога.)

 

Мой первый слог найдешь тогда.

Когда кипит в котле вода.

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (Пар-та.)

 

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши –

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Ре-зина.)

 

Слог первый мой - предлог,

Второй же - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом. (За-дача.)

 

Первый слог мету метлой,

Глазом назову второй,

Третий - резать хлеб годится,

А четвертый - лишь частица.

Целое на червяка похоже

И на гусеницу тоже. (Сор-око-нож-ка.)

 

Мой первый слог - местоименье,

Второй же - времяисчисленье,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а.)

В шарады можно играть за столом, точно так же как играют в лото или домино. Для этого нужно заготовить карточки, штук 50-100, записать на них односложные и двусложные слова, которые могли бы послужить блоками, из которых составляются более длинные слова, например: блок, бой, верх, вес, вол, град, газ, ус, кипа, сито, окно, овод, сон, след, сад, пост, приз, куль, лес, мышь, кит, зал, кот, кость и т. д.

Играющие усаживаются за стол, каждый получает по пять карточек; остальные лежат в запасе - так, чтобы никто не знал, что на них написано.

Кто-то начинает игру, выставляя одну из своих карточек. Его сосед получает возможность приложить к ней такую, чтобы образовалось новое слово. Например, начавший игру кладет карточку «вол». Сосед смотрит на свои карточки и видит, что у него есть карточки «осы» и «окно». Лучше поставить карточку, где букв больше. Если к концу игры останутся невыставленные карточки, то за каждую букву снимается по очку.

Играющий поставил свою карточку «окно», и получилось «волокно». Обе карточки он берет себе - при подсчете он получит за них два очка.

Если же на руках нет подходящей карточки, приходится либо пропускать ход, либо брать из запаса одну, другую, третью карточку - пока не подберется целое слово. Но брать из запаса впрок не стоит: слишком много карточек может остаться на руках в конце.

Игра останавливается, когда у кого-то на руках не останется карточек.

(Класс делится на группы. Каждой группе дают набор карточек и 10 минут на игру.)

Есть очень интересная и веселая игра «Бросаемся словами». Давайте сядем в кружок. Бросать мы будем вот это (например, какую-нибудь игрушку). Я произношу слог и бросаю игрушку, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов.

- Са...

- ...рай! (...жа, ...жень, ...ранча.)

(Игрушка перебрасывается кому-то еще, и ответивший сам называет начальный слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп - тот, кто задумается более чем на 3 секунды или вообще неправильно ответит, выбывает из состязания. Побеждает кто-то один.)

У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв. Вы можете достать столько букв, сколько захотите. Из них вам надо составить слово. Скажем, вы хотите достать 7 букв. Если сумеете пустить в дело все 7, заработаете 7 очков. Чем меньше букв будет использовано, тем меньше очков записывается на ваш счет. Все буквы каждый раз возвращаются в шляпу. Правила вам понятны? Тогда давайте сыграем. (Дети и учитель играют в игру.)

Когда ребенок учится говорить, то еще не все звуки у него получается выговаривать правильно. Тут на помощь ему приходят скороговорки, или чистоговорки: «Ехал грека через реку», «На горе Арарат растет крупный виноград», «Карл у Клары украл кораллы», «На дворе трава, на траве дрова». Повторяя эти скороговорки по нескольку раз в День, можно научиться правильно произносить звук «р».

Другие скороговорки развивают органы речи, их даже взрослым артистам рекомендуют. Нелегко сказать быстро: «На улице деготник, нам не до деготника, не до деготниковых детей!», «Сшит колпак не по-колпаковски».

А дальше, как всегда у ребят, - игра, только игра не на скорость бега, не на физическую ловкость, а игра со звуками: «Боже, Боже, дай мне коже, я сошью себе сапоже. Без сапоже мне негоже - може ноже отмороже». И еще всякие забавные: «Четыре черненьких чу- мазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж», «Петр Петрович по прозвищу Перович».

Давайте проведем состязание говорунов и выявим чемпиона класса по чтению скороговорок. Из соревнования выбывает тот, кто ошибется три раза. Запоминать скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты или потеряли свое первоначальное значение. Поэтому они написаны вот на этих билетах. Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух.

• На дворе трава, на траве дрова.

• Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

• Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

• Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

• Архип осип, Осип охрип.

• Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

• Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

• Щетинка - у чушки, чешуя-у щучки.

• Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

• Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

• Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг под сундук.

• Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа- ковать.

• Наш Полкан попал в капкан.

• Водовоз вез воду из-под водопровода.

• Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.

• Ушел косой козел с козой.

• Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

• У пеньков опять пять опят.

• Сшила Саша Сашке шапку.

• Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

• Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

• Курьера курьер обгоняет в карьер.

. Мокрая погода размокропогодилась.

• Шел Флор по шоссе к Саше в шашки играть.

• Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки. . Ткач ткет ткани на шапку Тане.

• Три свиристели еле-еле свистели на ели.

• Около колокола колоколят.

• Бобр добр до бобрят.

• Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить.

• Из-под кислого молока, из-под простокваши.

• Бык тупогуб, у быка губа тупа.

• Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно, но и очень полезно. Ведь слово - это инструмент общения, мышления. Людям, чей словарный запас маленький, нелегко в окружающем мире, им трудно выражать свои мысли. Очень часто молодежь заменяет общеупотребительные слова сленгом, а ведь у каждого слова есть свои понятие, смысл, ударение, интонация.

Дополнительный материал

Шарады

Три простенькие слова:

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный на вкус. (Ре-диск-а.)

 

Первое - предлог.

Вторым обладают домашние и дикие звери,

А целое бывает у каждой двери. (По-рог.)

 

Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз,

А в целом я – материя

И на костюм гожусь. (Сук-но.)

 

Слог первый - восклицанье.

Второй - достоин порицанья,

А все - на севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень.)

 

Шарада чересчур проста,

Над ней вам долго не трудиться:

К планете дерево приставь -

Планета в город превратится. (Марс-ель.)

 

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца,

В целом - леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (Р-один-а.)

Шарады

- Ну-ка, Васька, догадайся, что я сегодня ел! Вкусное-вкусное. Начинается на «эс».

- На «эс»?.. Сосиски!

- Не угадал.

-Тогда сардельки.

- Нет, нет и нет!

-Сыр?

- Опять нет! Я же говорю, - повторил Леша, - начинается на «эс».

- Ну, тогда остаются только сливки.

- Эх ты!.. Вкусное, сладкое, которое все ребята любят больше всего и которое начинается на «эс», - это же эс-ки-мо! Вот!

- Здорово ты придумал. Сам загадываешь и сам разгадываешь.

- Потому что шарады умею придумывать.

- А что такое шарада?

- Игра такая. Вот, например, первый слог - геометрическая фигура. Земля наша такую форму имеет. Второй слог - женское имя. А все вместе - то, о чем мы сейчас с тобой говорим: шар-ада.

- А-а! Всего-то! Пожалуйста, уже придумал: первый слог - картошка, второй - огурец... А третий слог можно?

- Конечно.

- А третий слог - свекла.

- И что вместе получается?

- Не догадываешься? Получается винегрет!

- Ничего ты не понял. В голове у тебя винегрет! Ладно, еще раз объясню. Первый слог - имя мальчика. Второй - предлог. А третий слог - дерево. А все вместе - морской порт. Ну?

- Ха-ха! Ростов-на-Дону!

- Ну что ты говоришь, что ты говоришь? Где же имя?

- «Ростов» - имя, «на» - предлог.

- А дерево где? Нет дерева.

- Это в Ростове-то нет деревьев? Да там не только дерево, там целые сады и парки! Я даже помню, как училка на географии рассказывала, что Ростов - очень зеленый город. Так что зря не придуривайся...

- Я не придуриваюсь, а думать надо, соображать.

- Ну хорошо, если не Ростов-на-Дону, то какой же порт по твоей шараде получается?

- Сева-с-тополь.

- Ну, теперь-то я уже понял. Слушай мою шараду. Первый слог - вино, второй - град. А вместе... нет, я один съем.

- Э, да по твоему методу шарады придумывать - пара пустяков!

- Пожалуйста, придумай!

- Запросто. Первый слог - восклицание, второй - большой-большой танцевальный вечер, а третий - выпускать ртом сильную струю воздуха.

- А все вместе?

- А все вместе - это ты!

-Тогда расшифруй.

- Пожалуйста. О-бал-дуй!

- Ну, ты мне еще ответишь за эту шараду! А то больно умный нашелся... Я вот сейчас пойду покупать эс-ки-мо, а ты с буквой «эс» останешься!

- Это как понимать?

- А очень просто: останешься... с... носом! Вот так!

Ю. Погорельский

«Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в классе. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет длиннее.

«Слово наоборот»

Ведущий быстро называет слова. Дети должны в уме переставить буквы этих слов задом наперед и тут же записать получившееся на доске мелом или на листе бумаги фломастером. Например, ведущий говорит слово «книга», ребенок пишет «агинк» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов.

«Газетные заметки»

Из заголовков разных газет и журналов (их предварительно необходимо вырезать) дети должны составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу и т. д. Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора.

«Бестолковый словарь»

В обыкновенном словаре берется слово, к которому нужно придумать остроумное значение. Это значение зачитывают детям, которые должны отгадать слово. Это упражнение развивает чувство юмора. Например:

• бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарка;

• вампир - официант;

• тягач - вороватый кладовщик;

• дерюга - зубной врач;

• губительница - губная помада;

• селезенка - подруга селезня.

• лукоморье - неурожай лука.

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг. Водящий в центре. В руках у него небольшой мячик. Он бросает мячик кому-то из стоящих в круге и произносит при этом одно из четырех слов: земля, воздух, вода, огонь. В момент, когда мячик пойман, водящий начинает считать до трех. Тот, кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, сказать:

• на слово «земля» - название какого-нибудь зверя, который живет на суше;

• на слово «воздух» - название птицы или насекомого;

• на слово «вода» - название рыбы или морского животного;

• на слово «огонь» надо успеть три раза повернуться вокруг себя, отвечать ничего не надо.

Кто не успел все это сделать, заменяет водящего.

Кузовок

(из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

- Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я - платок; я - замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок...» - и кладут бумажку с записью этого слова или сам предмет.

По окончании разыгрываются залоги: накрывают корзинку, один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке; или что-то сделать во всех четырех углах: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать; или сказочку рассказать; или песенку спеть.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая игра для детей 7-9 лет

Игры для начальных классов

Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность

Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)

Игра - путешествие для детей начальных классов

Ольга Александровна Ветёлкина # 27 июня 2014 в 17:04 +1
Каждый раз убеждаюсь в том, что педагоги особенные люди! Сколько удивительных идей в каждой их голове! Спасибо за интересный материал. Пригодится в работе.
Ольга Александровна Ветёлкина # 27 июня 2014 в 18:07 +1
Каждый раз убеждаюсь в том, что педагоги особенные люди! Сколько удивительных идей в каждой их голове! Спасибо за интересный материал. Пригодится в работе
Шиманкова Лариса Вячеславовна # 29 августа 2014 в 20:38 +1
Какой интересный материал!
Анна Александровна Рассказова # 30 августа 2014 в 20:18 +1
Очень интересное занятие! Познавательное, развивающее, заставляющее и мыслить и играть! Спасибо! Думаю, мне в копилке это пригодится!
Наталья Борисовна Годлевская # 10 сентября 2014 в 21:13 +1
СПАСИБО! Очень пригодилось!
Анна Борисовна Кирий # 20 октября 2014 в 21:04 0
Спасибо, ценность этого материала в том, что он пробуждает в детях интерес к слову. Я, как учитель-логопед, благодарна за многогранный материал.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 12 декабря 2014 в 20:29 0
Очень ценный материал в работе по русскрму ящыку.
Людмила Николаевна Вишнякова # 14 декабря 2014 в 21:57 0
Очень интересный материал! Я думаю, что даже моему 4 классу будет интересно!
Татьяна Владимировна Волкова # 22 ноября 2015 в 18:49 0
Мне очень нравится проводить с детьми подобные занятия, на которых в игровой форме можно активизировать словарный запас учащихся и развивать их лингвистические способности. Замечательное емкое и содержательное мероприятие.