Внеклассное занятие по культуре речи, 2-3 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по культуре речи для начальных классов, 2-3 класс

Игровой практикум по культуре речи во 2-3-х классах

Сценарий классного часа о культуре речи «Как по-русски говорят

Вот задачка для ребят!» 2-3 класс

Цели и задачи занятия:

- привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно; развитие коммуникативных навыков младших школьников;

- воспитание этических норм поведения и культуры речи младшего школьника.

Описание занятия (классного часа)

Учитель: Добрый день, ребята! Как красиво звучат эти слова на великом русском языке, потому что мы...

Признаем язык немецкий,

Итальянский, датский, шведский

И турецкий признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Быль для детей»

Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова- паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т.д.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.

И все, что может видеть глаз — над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.

Отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова...»

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду»; красивые слова надо говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

Учитель: Давайте поиграем: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов)

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плеткой на главной площади города, на виду у всех горожан!

Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся»:

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

— Дверь открыта!

Притвори ее, герой! —

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

— Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! —

Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. —

А они ко мне:

— Сыночек,

Положить еще кусочек? —

А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить...

Учитель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать такому мальчику? (Ответы ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо, и т.д.)

Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.

Иногда в речи как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)

Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.

Иногда мама с папой много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родителей, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.

Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».

Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:

• Мал язык, да всем телом владеет.

• Язык — телу якорь.

• Слово лечит и калечит.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• От приветливых слов язык не отсохнет.

(Ответы ребят)

Учитель: Иногда мы с вами употребляем крылатые выражения, а о значении их не задумываемся. Вот, например, с первого класса вам знакомо выражение: «Начинаем писать новое предложение с красной строки». А что это за «красная строка»?

Оказывается, это выражение пришло из глубокой древности. В те далекие времена книги или просто исторические и бытовые записи вели специально обученные писцы. Приступая к переписыванию, писец возносил к Богу молитву о благополучном окончании предпринятого труда. Некоторые книги писались в течение двух-трех лет. Писали писцы крупными буквами и ставили их рукопись прямо. Каждую букву писали в несколько приемов. На каждой странице оставляли широкие «берега» во все стороны, т. е. поля. Чернила употреблялись специально приготовленные и разноцветные. Заглавные буквы в книгах писались красными чернилами, отсюда название красная строка. Иногда заглавные буквы затейливо украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. В начале каждой главы или в конце помещалась заставка, нарисованная сложным узором.

Вот в память о первых ярких книгах и рукописях, в которых каждая новая глава начиналась с небольшого отступа от основного текста и первая буква была красочно оформлена, и пошло выражение «писать с красной строки».

Вот видите, ребята, сколько труда вкладывали наши предки в написание книг, чтобы до наших дней дошли истинные образцы русского слова.

А теперь я хочу вам предложить несколько советов при разговоре с другом или взрослым человеком. Говорить правильно на любом уроке, дома, со своими товарищами, правильно вести диалог или грамотно рассказывать интересную истории — это просто обязанность любого уважающего себя человека.

Несколько советов говорящему при диалоге

Для того, чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил:

• Не используйте в речи ненормативную лексику и вульгаризмы. Если вы считаете, что ваша речь звучит грамотно, то вашему собеседнику может иногда показаться обратное.

• Не будьте слишком пафосны и высокомерны во время беседы. Речь должна быть ясной, понятной и доступной собеседнику данного возраста.

• Будьте внимательны к собеседнику. Всем своим видом покажите, что вы заинтересованы в разговоре с данным человеком.

• Исключите из своей речи слова-паразиты. Слова вроде вот, типа, как бы, значит, это, ну, того могут раздражать при разговоре многих ваших собеседников. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и самого себя.

• Ставьте правильно ударения в словах. Этому можно научиться при работе со словарем. А можно просто внимательней вслушиваться в речь учителя.

• Не перебивайте своего собеседника. Дайте ему договорить свою мысль и только лишь тогда продолжайте диалог.

• Будьте лаконичны и аргументируйте свои выводы. Выражайте свою мысль прямо и ясно. Если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.

• Будьте осторожны с иностранными словами — они не всегда уместны. Употребление простейших слов в беседе или диалоге вроде «yes!» вместо «ура!», «oops!» вместо «ой!», «wow!» вместо «ух ты!» далеко не каждому приятно слышать. Ведь вы говорите на русском языке и вам должна соответствовать именно русская речь! А завершить наш разговор я предлагаю песенкой «Игра» (сл. Р. Рождественского, муз. В. Шаинского). (Песню можно исполнить под фонограмму или прослушать аудиозапись песни)

Припев: Я тебе, я тебе, я тебе говорю: сперва

Научись, научись, научись не глотать слова.

Что это такое — портфель без «фель»?

Это все равно, что медведь без «ведь»;

И, конечно, если трамвай без «вай»,

Это что угодно, только вовсе не трамвай!

Припев.

Что это такое — луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля».

И, Конечно, если лимон без «мон»,

Это что угодно, только вовсе не лимон!

Припев.

Что это такое — зима без «ма»?

Это все равно, что каток без «ток»,

И, конечно, если игра без «ра»,

Это что угодно, только вовсе не игра.

Припев.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»

Классный час по теме Здоровье в 3 классе

Классный час в 3 классе на тему «Кожа человека и её здоровье»

Классный час для 2-3 класса на тему: Доброта

Классный час для 2-3 класса. Государство и права детей

Гульнара Михайловна Тузова # 10 января 2015 в 12:34 0
Огромное спасибо за сценарий по культуре речи, который доступен именно для детей младшего школьного возраста. Здесь учитель использует и стихи, и пословицы, и крылатые выражения, и научно-познавательную литературу, и песенку, даёт неоспоримые советы говорящему при диалоге, побуждая интерес детей к развитию своей речи. Очень ценный материал, ещё раз спасибо!
Марина Ивановна Чебыкина # 5 июля 2015 в 18:00 0
Культура речи - один из показателей общей культуры человека. Я считаю, что такие занятия нужно проводить для детей обязательно. Учить их образцам правильной, красивой, грамотной речи. Тема культуры речи - очень актуальна особенно в наше время. В занятии используются пословицы, поговорки, стихи, песня, которые сами по себе делают нашу речь красивой.Понравились советы говорящему. Спасибо.
Татьяна Владимировна Волкова # 22 ноября 2015 в 18:21 0
Отличная разработка. В современном мире культура речи людей оставляет желать лучшего. Нельзя упускать возможность с помощью таких игровых занятий развивать культуру речи детей и напоминать о правилах этикета.