Листая мартовский номер журнала «Дом культуры», в очередной раз отплевываясь от убожества тематик и хихикая над бездарностью его нытика-главреда Тютькиной Феньки, я вдруг наткнулся на один действительно стоящий и полезный текст. Им оказался занесенный сюда каким-то шальным ветром свободы материал известного искусствоведа и ректора Художественно-педагогической академии Маргариты Давыдовой. Это интерактивный урок «Духовной лени страшный фейерверк» по произведению популярной литературной «дивы», чья фамилия более десятилетия на слуху у книгоманов – Ирины Агаповой. Произведение, которому посвящен урок, – молодежная драма «Серебряный котел дури».
Собственно, тандем-«брэнд» «Давыдова-Агапова» и заставил меня углубиться в чтиво.
Будучи знакомым с творчеством И. А. Агаповой не понаслышке, я взял с книжной полки сборник «Праздники в школе. Выпускные балы» издательства «Айрис» 2000-го года выпуска. Там-то, на странице 130 напечатана пьеса «Серебряный котел дури», которой судьба уготовила стать культовой драмой конца XX века, и которую газета «Комсомольская правда» сразу окрестила не иначе как «современная классика».
С момента первой публикации прошло 12 лет. Дюжина. Я решил по- своему проанализировать произведение, в котором разговор идет о высоком чувстве – о любви и поиске этой самой любви. А уж что еще там каждый из читателей найдет – это вопрос экзистенции.
Простой и сложный одновременно, «Серебряный котел дури» безграничен в своих проявлениях, как безгранична сама жизнь. О нем много писалось в прессе, а в библиотеках есть целые подборки по обозначенной теме, словом, о «Котле…» немало песен сложено. А статья в «Википедии» да существование искусствоведческих исследований уже само собой свидетельствуют о высоком критерии оценки произведения.
Кстати, в марте завершился II-й Московский театральный фестиваль «Давыдовский». Приз президента в этом году получил спектакль «Серебряный котел дури: цена беспечности», который был поставлен Л. Вахитовой, заведующей библиотекой школы № 46 г. Набережные Челны (Республика Татарстан). Презентация по этому же произведению «отхватила» приз в номинации «Открытие года». Казалось бы, за многолетнюю историю существования литературы в разножанровых книгах изложены мириады событий, все разложено по полочкам, всему найдено объяснение, все ясно и понятно. Но «Котел» - произведение двойственное, которое никогда не перестанет удивлять своей кажущейся доступностью и возвышенностью одновременно. Что и подтверждает неуклонный интерес всяческих фестивалей, режиссеров и актеров к этой пьесе.
«В последнее время меня расстраивает одно: пьеса «обрастает» сказками. Первая сказка - будто она посвящена какому-то определенному городу. Знаете, типажи гадких наркоманов и предателей, которые в ней описываются, весьма распространены. Таких людей - пруд пруди везде. Ни к какому конкретному городу данные описания не относятся. А то, что место действия – юг России, вообще не дает никакого повода для конкретизации, - призналась нам писатель и автор произведения Ирина Анатольевна Агапова. - Вторая сказка, будто пьеса автобиографична. Якобы главная героиня, ломающая в провинции стереотипы мракобесия, списана с меня. Нет и нет. Комментировать по этому поводу даже ничего не хочу».
Несомненными и явными достоинствами произведения являются ее легкий и прозрачный язык, краткость и предложенный автором ход – прекрасная незнакомка, попавшая в кипучий «котел» событий. Может быть, и название отсюда? С «котлом» связана и кельтская мифология, где бог изобилия Дагда варит котел, и пока котел Дагды кипит, всем людям на земле хватает пищи и тепла. В иных мифах некий сказочный котел известен как священная «чаша Грааля», которую вечно ищут европейские рыцари.
Несмотря на краткость, «агаповская» пьеса состоит из двух действий, каждое из которых соответствует следующему периоду жизни героев.
Событийный ряд начинается с молодежной сходки, где провинциальная «золотая» молодежь скучает, думая, как бы развлечься. Им на помощь приходит Вика – она знакомит компанию со своей сестрой Эридой. Надеясь на то, что девушка возьмет на себя роль тамады в их компании, ребята терпят жесткое фиаско – она никого развлекать не собирается, она сама, кажется, ждет какого-то удара в поддых и будто скрывается от кого-то… Непонятная особа. А непонятных не любят. Тем более, что свободными молодыми людьми она не заинтересовалась, а вот Марк – жених Юлии, ей пришелся по вкусу.
Галерея «агаповских» характеров изобилует громадным фонтаном разнообразных нравов, жестов, темпераментов. Здесь и глубокий сангвиник Вика, и холеричная Юлия, и Марк – юноша «ни то, ни се». Интриганы Лелик и Владислав, которым не удается выклянчить у Эриды деньги, строят козни, переворачивая все с ног на голову. Казалось бы, должен явиться кто-то, кто прекратит жестокие полудетские интриги… И он приходит… Но с его появлением становится только страшнее. Ведь это человек из мира мафии, с которым шутки плохи. Не зря Эрида пряталась от него.
Котел страстей закипает с новой силой. Характеры проявляются с другой своей стороны. Темная и светлая силы меняются местами. Вчерашний юноша «ни то, ни се» спасает Эриде жизнь. А ведь еще пять минут назад она не верила в его первые искренние чувства. Идейная наполненность только теперь проливает свет на расстановку акцентов. Директивы, которые автор пьесы хочет донести до зрителя устами своих персонажей, сводятся к следующему: ломайте неверные стереотипы, ставшие привычными, плывите против течения, верьте в собственные силы. У самой же Эриды этих сил уже не осталось, она снова оказывается во власти человека, от которого уходила. Но и ее спутник, увидев, что она чудом избежала гибели, понимает свою вину и тоже меняется, увозя ее в новый мир, где все будет иначе. Пестрое различие чередующихся эпизодов, отсутствие монотонности, интрига, которая с упругим нарастанием держится до самого конца, все это, вместе взятое, делает пьесу привлекательной для ее адресной аудитории – молодежи. Возможно, что какие-то линии заслуживают более глубокой проработки, и кажется, что время остановилось после исчезновения Эриды, потому что узловых событий больше нет.
Но есть намек, что начавшиеся события будут продолжаться с молодыми героями где-то за пределами сцены, поскольку уже случившиеся обстоятельства приводят к совершенно иной сюжетной канве, слишком крутым переменам, кризису прежних неуравновешенных отношений.
Молодые люди почерпывают друг в друге то, что раньше было неуловимым.
Однако, ни понять до конца, ни сказать какие-то самые важные слова друг другу Марку и Эриде не удается… Так и остается загадкой основной посыл пьесы: а было ли все это на самом деле? Говорят, что было. Что же было? Точно вряд ли, кто вспомнит. …В далеких 90-х будущая «дива» драматургии, а тогда – восемнадцатилетняя Ира Агапова – оказалась в центре бандитской перестрелки на подмосковной турбазе «Клязьма»…(источник, написавший о событии – ж. «Клуб», № 3, 2000 г.). Не этот ли событийный ряд, обросший деталями писательского гения, пролег пунктиром через всю историю «Серебряного котла дури»?
Основная находка автора, оправдывающая трагический финал – желаемый и неполученный главной героиней запах покоя, исходящий от далекого города – города ее детства, переросший в кошмар. Как булгаковский Левий Матвей, она хотела покоя, но получила только вечный свет. Большего не заслужила…
Если попытаться определить место пьесы в современной иерархии драматургических попыток, то лучшего, чем «даешь, молодежь», пожалуй, не найти. Отсутствие пафоса и жаргонизмов, отсутствие сложных сюжетных ходов, но присутствие классического любовного треугольника, жизненных характеров, необычной пропитанности фабулы специфической романтикой, когда вся компания «подсажена» на наркотический напиток из дикой местной травки – все это является притягательным для основной аудитории пьесы и достоинствами самого сценического произведения.
Как итог популярности – в прошлом году вышла в свет повесть с таким же названием «Серебряный котел дури». Она написана по мотивам пьесы (хотя сама «дива» утверждает, что повесть создана изначально, но прежде, по иронии судьбы, оказалась опубликованной пьеса). Повесть можно найти в книге «Профилактика вредных привычек» в спецприложении, и я не удивлюсь, если кто-то скажет, что в библиотеках она бьет рейтинги популярности. Ведь, цитируя искусствоведа и «агаповеда» М. Давыдову, «духовной лени страшный фейерверк» «серебрянокотловских» героев на практике показывает, что жизнь, пущенная под откос, приведет на край пропасти. Минуй вас «духовная лень», и вместо «страшного фейерверка», пусть в вашей жизни будут «каскад мудрости» и «салют успеха».
К Хэллоуину готов! Особенно, если праздник – по повести Ирины Агаповой
Культуру в массы приносит «Год культуры»
МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ
Открытый конкурс прикладного и изобразительного искусства «Сказки дедушки Корнея»
Нет комментариев. Ваш будет первым!