Методы воспитания и теория воспитания детей по Сухомлинскому.
Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. (В. Сухомлинский)
Путь к профессии
У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.
Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще, может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма»... Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори, познакомиться с идеями Домана, Спока или Ибуки гораздо интереснее.
Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.
В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.
Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма — к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.
Что же касается восхваления идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это были не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. «Надо со всей определенностью сказать, — писал Василий Александрович, — что первой и важнейшей целью воспитания является человек, его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье».
Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.
Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.
Василий Александрович Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.
Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ — отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.
Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога — теоретика и практика.
Педагогические взгляды Сухомлинского
Нет комментариев. Ваш будет первым!