Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. КРАЕВЕДЕНИЕ (2 ч.)

Занятие 1 и 2

Вводная лекция: Техника безопасности на занятиях и в походе. Правила поведения во время теоретических и практических занятий. Родной край, его природные и туристические возможности. Организация и проведение походов. Возможные туристические маршруты по родному краю.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля: тест «Безопасность - основа похода»

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (4 ч.)

Занятие 3

Теоретическое занятие: Основы гигиены туриста.

Цель: изучить основы гигиены туриста. Состав походной медицинской аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Основы гигиены туриста, личная гигиена туриста. Примерный состав походной медицинской аптечки. Перечень и назначение, показания и противопоказания лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства необходимые при хронических заболеваниях. Первая доврачебная Помощь пострадавшему.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 4

Практическая работа: Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1. Состав походной аптечки.

2. Угадай лекарственное растение.

3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

4. Переноска пострадавшего.

Формы занятий и контроля: тест-гигиена, тест на знание гербария, сдача нормативов по изготовлению средств транспортировки пострадавшего. «Аптека под ногами» - викторина.

Занятие 5

Теоретическое занятие: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки.

Цель: изучить топографические знаки, спортивные знаки.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Основные элементы топографии. Топографическая карта и условные топографические знаки. Маршрутная топографическая съемка. Масштаб. Виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Определение расстояния по карте. Определение крутизны склона по карте. Определение сторон горизонта по карте.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 6

Практическая работа: Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Понятие о топографической и спортивной карте. Топографические знаки. Спортивные знаки».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1.  3арисовка топографических знаков.

2.  Чтение топографических карт.

3.  Топографический диктант. Разбор диктанта.

4.  Маршрутная съемка. Составление плана маршрута (камеральная обработка) в   разных масштабах.

5.  Копировка карт.

Формы занятий и контроля: топографический диктант.

Занятие 7

Теоретическое занятие: Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.

Цель: изучить устройство и типы компасов, пользование компасом в походе. Изучить способы определения азимута на ориентир и способы движения по заданному азимуту.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Устройство и типы компасов. Компас Андрианова, его устройство, достоинства и недостатки. Жидкостные компасы их устройство. Отличия в работе с ними. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута на ориентир.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 8 и 9

Практическая работа: Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Компас. Работа с компасом. Способы ориентирования».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1. Устройство и типы компасов. Компас Андрианова, его устройство, достоинства и недостатки. Жидкостные компасы их устройство. Отличия в работе с ними.

2. Пользование компасом в походе. Азимут.

3. Определение азимута на ориентир  разными видами компасов.

Формы занятий и контроля: тест–азимут, топографическая игра «Путешествие по карте».

Занятие 10

Теоретическое занятие: Ориентирование по местным признакам.

Цель: изучить способы ориентирования по местным признакам.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам и признакам. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, по тени, по солнцу и часам, по луне. По местным приметам. По культовым сооружениям. По радиосигналам.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 11

Теоретическое занятие: Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Узлы и их применение. Узлы концевые и петлевые. Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 12

Практическая работа: Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Узлы и их применение. Преодоление крутых склонов».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1. Узлы и их применение. Узлы концевые и петлевые. Вязка узлов.

2. Преодоление крутых склонов: подъемы, спуски по различным склонам.

3. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка.

4.  Значение дисциплины при преодолении крутых склонов.

Формы занятий и контроля: тест «Безопасность - основа похода», практический тест по тактике преодоления комплекса препятствий.

Занятие 13

Теоретическое занятие: Преодоление естественных препятствий.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: движение по густому подлеску, по заболоченному участку. Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховка. Подъем, траверс, спуск по наведенным перилам. Переправа по бревну по наведенным перилам. Подъем, траверс с альпенштоком. Преодоление бурелома. Значение дисциплины при преодолении естественных препятствий.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 14 и 15

Практическая работа: Преодоление естественных препятствий.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Преодоление естественных препятствий».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1. Движение по густому подлеску, по заболоченному участку.

2. Преодоление водных преград.

3. Преодоление горных рек.

Формы занятий и контроля: Практическое занятие по видам переправ.

Занятие 16

Теоретическое занятие: Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.

Методы: коммуникативные (рассказ, беседа), наглядные методы.

Виды деятельности:

педагога: анализ темы, постановка проблемных задач.

учащихся: восприятие, анализ, разрешение поставленной педагогом проблемной ситуации, рассуждения.

Содержание лекции: Установка и снятие палатки. Укладка палатки.  Укладка рюкзака. Последовательность укладки рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Занятие 17

Практическая работа: Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака.

Цель: проверить и закрепить знания по теме «Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака».

Методы: коммуникативные (беседа), наглядно-практические методы.

Виды деятельности:

педагога: постановка проблемных задач, побуждение учащихся к дискуссии и поиску решения проблем.

учащихся: выполняют практические задания по темам:

1.    Установка и снятие палатки.

2.    Укладка палатки.

3.     Последовательность укладки рюкзака.

4.    Укладка рюкзака.

Формы занятий и контроля:

1.    Установка палатки.

2.    Укладка рюкзака.

3.    Закупка, расфасовка, укладка продуктов.

4.    Деловая игра «Завтра в поход»

ЛИТЕРАТУРА.

1.     В.В. Титова. Туристско-краеведческие кружки в школе. – М., 1988.

2.     К.В. Бардин. Азбука туризма. – М., 1981.

3.     Ю.В. Гранильщиков. Семейный туризм. – М., 1983.

4.      Э.Н. Кодыш. Туристические слеты и соревнования. – М., 1984.

5.     Н.А. Лысогор. Питание туристов в походе. – М., 1980.

6.     А.А. Остапец. В походе юные. – М., 1978.

7.     Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М., 1983.

8.     Ю.А. Штюмер. Опасности в туризме мнимые и действительные. – М., 1983. 

9.     Ю.А. Штюрмер «Краткий справочник туриста», - М., 1985.

10.  И.С.  Юньев «Краеведение и туризм».- М., 1974.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Страницы: 1 2
Ирина Николаевна Мелентьева # 27 марта 2014 в 08:15 +1
Подскажите, какую программу брали за основу? Смирнова?  Разделы очень схожи, если нет,  сделайте ссылочку на автора, так сложно найти типовые программы в нашем деле scratch
Елена Николаевна Тихонова # 24 июля 2014 в 21:13 0
Хорошая программа. Прописана актуальность, цель, ЗУН, способы их проверки. Есть план каждого занятия с целями и контролем. На мой взгляд не хватает методического обеспечения, ожидаемых результатов, дидактического материала. Согласна с предыдущим коментарием, программ по туризму мало.
Оксана Геннадьевна Медведева # 6 ноября 2014 в 14:29 0
Данные занятия помогает в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся. Данная программа актуальна в наше время.
Марьяна Ивановна Гебра # 17 июня 2015 в 19:24 0
Очень интересная программа.
Программа поможет сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе, окажет благоприятное влияние на нервную систему и весь организм. В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость.