Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия является одним из ведущих современных направлений практической психологии. В нашей стране она появилась относительно недавно. Поэтому придется поискать хорошего специалиста, который окажет профессиональную помощь вашему ребенку в случае необходимости. Но можно попробовать себя в роли сказкотерапевта. Не обязательно «лечить» и снимать «травмы», можно интересно проводить вместе время и больше узнавать своего ребенка.

Больше сказок

Читайте как можно больше народных волшебных сказок Они просты, и понятны, в них есть повторы (их не любят читать взрослые , но обожают слушать дети), сравнения и красивые метафоры, мало описаний и много действия. Любят дети этого возраста и сказки о животных. Лень, трудолюбие, трусость, храбрость, жадность, щедрость, хитрость — все человеческие «пороки» и «добродетели» оживают в образах животных. Авторские сказки более утонченны, сложны, в них больше психологизма, они не так однозначны, как народные сказки. Познакомьте малыша со сказками Шарля Перро, Братьев Гримм, Г. Х. Андерсена.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ? Это серьезная профессиональная работа, которая помогает решать многие психологические проблемы не только у детей и подростков, но и у взрослых. Успех терапии зависит и от ведущего, и от мотивации клиента. Это отнюдь не «детский» способ работы с подсознанием и сознанием человека. Но по большому счету любая сказка является терапевтической, «лечебной» и ненавязчиво «учит жизни». В ней есть мораль, нравственный вектор, в ней добро побеждает зло, герои преодолевают свои страхи, лень и различные внешние препятствия. У сказки практически всегда счастливый конец. А это значит, что волшебные истории несут нам позитив, которого, увы, мы все меньше видим в жизни. Сказка дает правильный угол зрения — оптимистичный. Современным детям, так рано начинающим «взрослеть», такой настрой не помешает.

«ЖИЛ-БЫЛ...» Терапевтическая сказка подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Ее канву можно придумать «из ничего», она может быть чистой импровизацией. Главное, чтобы герой и события напоминали реальную жизнь вашего малыша. Если ему одиноко, он обидчивый, ревнивый, слишком застенчивый, неуверенный в себе, боится темноты или собак, — все это живые темы для терапевтических сказок. Начинать сказку можно со слов: «Жил-был на свете один мальчик (девочка)...» Дальше описывайте героя, заявите о его отличительных чертах. Например, ему трудно с кем-либо познакомиться. И далее он реализует свой план: опишите, какими способами он находит друзей, как он преодолевает свой страх перед общением с незнакомыми сверстниками. Хорошо, если малыш будет не только пассивным слушателем, но и активным соавтором. Пусть он подсказывает свои варианты выхода из трудных, тупиковых ситуаций.

Нельзя в сказке проводить прямых параллелей. Ребенок должен забыть о себе во время рассказывания сказки, не надо акцентировать внимание на его «недостатках». Можно сделать героями сказок животных, тогда вообще никаких прямых аналогий не возникнет. Но, в то же время, на уровне подсознания меняется метапрограмма, то есть способ мышления. Нам важно заложить мысль в голове ребенка: «У меня тоже все получится, как и у героя».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «РОЗА И РОМАШКА».

Эта сказка будет полезна детям с низкой самооценкой. «В одном саду жила-была Роза. Она была прекрасным цветком. Рядом с ней жила Ромашка. Каждое утро она просыпалась, поднимала свою головку, смотрела на красавицу Розу и думала: «Ну почему я не родилась такой красивой? У меня нет таких розовых лепестков». Ромашка все больше грустила и думала, что она уродлива и непривлекательна. Однажды в сад заглянула маленькая девочка.

Она прошла мимо Розы и остановилась возле Ромашки, понюхала ее и сказала: «Какой красивый цветок!» И тогда Ромашка удивилась и поняла, что она не хуже и не лучше других. У нее есть своя, неповторимая красота». Обсудите эту сказку с ребенком.

Полезная книга

Если вы всерьез решили заняться сказкотерапией, вам поможет книга австралийского детского психолога Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей».

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Сказкотерапия в семье

Сказки для детей. Лиса и заяц

Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк

Сказкотерапия для дошкольников

Татьяна Александровна Бакулина # 24 июля 2014 в 22:14 0
Замечательный, интересный и полезнейший материал! Естественно, профессиональной сказкотерапией для решения эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка могут заниматься только специально обученные психологи, но элементы сказкотерапии (если учитывать описанные Вами рекомендации) доступны для всех - и для педагогов, и для родителей! Спасибо Вам за статью!!!
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:51 0
Спасибо за интересную статью. Этот опыт будет полезным для родителей. Сказки могут дать положительный настрой, просто рассказать о добре и зле, научить думать.
Вера Александровна Никитина # 13 декабря 2014 в 16:09 0
полностью согласная с вами о необходимости включения в работу педагога сказок, как метода нравоучения, направления психологического расслабления. В любом коллективе найдутся свои проблемы: пониженная самоооценка, даже завышенная, тревожность, агрессия. В этом окажет помощь сказкотерапия.
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 14:01 0
Сказкотерапия!!!! Любимая моя тема! Очень помогает в исправлении проблем поведенческого характера, изменяет взгляды детей в лучшую сторону! Но этому надо и педагогам и родителям учиться, а как раз этот материал поможет приобрести нужные знания! Спасибо.
Юлия Александровна # 7 ноября 2015 в 23:31 0
В практике нашего ДОУ сказкотерапия приносит очень хорошие результаты. Спасибо за статью, интересно и познавательно.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 17:00 0
Сказкотерапия является одним из ведущих современных направлений практической психологии.Нужно работать по этой методике!
Щепеткова Ольга Викторовна # 21 марта 2016 в 21:06 0
Спасибо за информацию. Эта тема актуальна и я тоже пыталась использовать её при изучении правил безопасности жизнедеятельности.Использовала русские народные сказки. Эффективность этого направления работы видна сразу.