Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми (из опыта работы)

Автор: Селищева Лидия Михайловна

Клинический психолог, АРТ-терапевт  речевого центра «Логос» г. Липецк

Что такое сказкотерапия? Чем полезна сказкотерапия для ребёнка? Занятия сказкотерапией с ребёнком. Об этом нам и расскажет Лидия Михайловна.

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется  в работе педагогами и детскими психологами, логопедами, дефектологами речевого центра «Логос»  для решения многочисленных проблем в жизни ребёнка.

Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».

Дефектологи и психологи речевого центра – «Логос» убеждены, что сказкотерапия производит сильный оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным.

Напротив, на занятиях сказкотерапией ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

Психолог или дефектолог берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

У детей с серьёзными речевыми нарушениями наблюдается устойчивость дефекта произношения звука. Для получения положительного результата в занятиях с такими детьми необходимо многократное повторение речевых формул, слов, отдельных фраз.

Кроме того дети с отклонениями в речевом развитии, зачастую имеют и личностные отклонения, которые выражаются в повышенной агрессивности, замкнутости, негативизме.

Нередко, опытному психологу приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.

Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.

В ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.

Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.

Для работы с детьми раннего возраста, специалисты речевого центра «Логос»,  используют простые сказки о взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами.

Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.

После курса сказочной терапии и комплекса других мер арт- терапии, ребёнок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.

Несомненно, такой ребёнок будет отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе.

Занятия сказкотерапией  в речевом центре «Логос», проходят в маленьких группах, где каждому малышу уделяется внимание, либо индивидуально.

Опытные логопеды, дефектологи и психологи  речевого центра  «Логос» занимаются с детьми по заранее продуманной программе с постепенным нарастанием  уровня сложности.

Рекомендуем посмотреть:

Что означает Арт - терапия

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Сказкотерапия в семье

Арт-терапия для детей

Станислав # 19 ноября 2013 в 11:50 0

Действительно отличный метод

Светлана Валерьевна Столярская # 8 января 2014 в 22:41 +1
Сказкотерапия, действительно отличный метод!Я тоже использую его в работе и даже в семье. Спасибо автору за замечательную статью. Вопрос: почему же нет ссылок на то, кто автор этого метода (в противном случае может показаться, что автор метода и статьи одно лицо, а это не так). Кроме того нет ссылок на возраст детей (ни одной). Смею предположить, что речевой центр "Логос", действительно достоин того, чтобы его рекламировали на данном сайте, иначе как объяснить 5 раз упомянутое его название. Хотя администраторы сайта и утверждают, что статьи в которых содержится рекламная информация удаляются.
Айгуль Куанышпаевна Амержанова # 13 февраля 2014 в 13:07 0
Вообще про эту технологию слышала много,даже на семинаре по теме была. Там как раз представляли книгу,но автора не помню,к сожалению. В этой книге есть подробное описание и разные методики. В общем, можно найти при желании. С детьми старшей группы работаю,используя элементы сказкотерапии.
Светлана Владимировна Баяндина # 21 февраля 2014 в 21:15 0
Очень интересный подход мы тоже используем, очень нужно для наших детей.
Марина Владимировна Кожурина # 15 мая 2014 в 11:02 0
Спасибо! Примем к сведению.
Светлана Николаевна Пулыгина # 20 ноября 2014 в 18:13 0
Отличный метод. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Сказко-терапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.Всем рекомендую.Спасибо автору
Анна Юрьевна Копылова # 23 июля 2015 в 08:49 0
Тема "Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми" для меня имеет большое значение. Этот метод я применяю в своей практике. Ведь самый быстрый путь к душе ребенка - это СКАЗКА! В своей работе я использую терапевтические сказки, которые помогают укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости "вылечить" его. Сказки бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Спасибо за статью)))
Анастасия Геннадиевна Потиханова # 31 января 2016 в 12:09 0
У меня скорее не комментарии, а огромная просьба автору, разместите, пожалуйста материал с методическими рекомендациями по проведению сказкотерапии. Может быть сценарий или алгоритм. Хотелось бы сравнить и понять, что я делаю правильно и что, неправильно. Согласна с предыдущими комментариями, сказки безусловно формируют личность ребенка, его восприятие окружающей действительности. Очень жаль, что последние несколько лет сказки подменяют мультфильмы, фантастические фильмы и компьютерные игры.