Понятие технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение и logos - учение) имеет множество трактовок.
Г. К. Селевко приводит следующие определения понятия педагогическая технология:
• педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько);
• педагогическая технология, являясь организационно- методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Т. Лихачев);
• педагогическая технология - это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру (Н. Е. Щуркова).
Таким образом, технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких- либо проблем.
При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.
Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Далее представлен обзор наиболее популярных воспитательных технологий, применяемых сегодня в школе.
Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления.
Первая стадия актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «мозгового штурма», наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия - осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко: это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц.
Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.
Цель технологии проведения дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
Дискуссия - это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения.
В мировом педагогическом опыте получили распространение приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
«Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно 3-5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса).
Заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно 4-6 учащихся с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с небольшим сообщением.
Форум - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией (классом).
Симпозиум - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории (класса);
Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) — и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте, которая начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны.
Судебное заседание - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
В структуре воспитательного (как и учебного) процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.
1. Ориентация. Ведущий представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению. Ведущий излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.
3. Проведение игры как таковой. Ведущий организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т. д.
4. Обсуждение игры. Ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к анализу проведенной игры.
Диалог - разговор между двумя лицами, обмен репликами; переговоры, контракты между двумя сторонами.
«Диалог есть единственная форма отношения к человеку - личности, сохраняющая его свободу и незавершимость» (М М. Бахтин).
Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.
Понимание своей деятельности как диалогической требует от педагога:
1) внимания к гуманитарному аспекту образования - к «человеческому фактору», к субъективному миру ребенка;
2) осмысления педагогической реальности во всех связях ее участников, на «перекрестке» вопросов, запросов, стремлений, возможностей, прав и обязанностей;
3) осознания законов и закономерностей поведения и отношений субъектов педагогической реальности;
4) учета в учебно-воспитательном процессе особенностей индивидуальных проявлений, межличностного, межчеловеческого взаимодействия;
5) «прочтения» ситуации развития каждой личности;
6) видения себя в контексте жизни ребенка;
7) предвидения последствий своего влияния на его личностное развитие.
Диалог как личностноразвивающая технология предполагает некие границы деятельности педагога, в которых содержание и процесс учебно-воспитательной работы выстроены с ориентацией на цель - становление (саморазвитие) личности. Диалог здесь выступает в качестве многомерного явления: форма, содержание и метод. Единицей измерения становится диалогическая ситуация.
Диалогическая ситуация - это момент встречи, контакта и взаимодействия личности с «другим», когда это другое становится (и видится) «условием» удовлетворения ее потребностей, когда «другое» воспринимается в регистре конструктивного разрешения конфликтов, когда есть возможность для одновременного осуществления индивидуального и «общественного».
Диалогическая ситуация возникает при условии, что:
1) она отвечает потребностям личности - снимает психологические защиты, позволяет ощущать безопасность;
2) ученик воспринимается как целостная личность - «целиком», а не «частично»;
3) любое противоречие, конфликт признаются как необходимое, неизбежное явление;
4) она признается в качестве специально организованного взаимодействия, которое позволяет удерживать единство противоположностей за счет поиска разрешения представленного в столкновении противоречия.
Уровни готовности к диалогу:
• Низкий («агрессивный индивидуалист»). Представители данного уровня воспринимают проблемы однозначно. Они конфликтно настроены на мир, что может проявляться в открытой или в скрытой форме. Нетерпимы к другому мнению. Не признают множества мнений, навязывая свое или желая найти «правильное».
• Средний («пассивный коллективист» и «активный коллективист»), Представители этого уровня понимают необходимость диалога, стремятся к контактам с людьми, к совместному поиску решений, но в реальных ситуациях они нередко не видят, как это можно сделать. Признают ценность общения и принимают диалог как способ решения проблем, но лишь на декларативном уровне.
• Высокий («диалогичная личность»). Люди данного уровня готовности к диалогу понимают свою связь со всем миром и людьми. Понимают свое образование как задачу самосовершенствования. Умеют договариваться со всеми, быть толерантными, конструктивными. Открыты, искренни, эмпатийны. Способны работать в «команде», согласованно распределяя в ней роли.
Типология диалогов:
• Сущностный. Его цель - выявить сущность понятия, явления; их существенные свойства; усвоить логическую структуру определения понятия; обеспечить понимание смысла слов в определении понятия.
• Аналитический. Его цель - поиск пути доказательства или опровержения выявленных фактов, поиск пути решения задач.
• Презентативный. Его цель - умение защитить свое решение, свой вывод. Кроме описания своих исследований, нужно грамотно, доступно и красиво изложить и сам процесс искания истины.
• Рефлексивный. Его цель - умение соотнести свое знание, свое видение явления с позицией оппонента, с накопленными в науке фактами и выйти на новый «виток» познания, что проявляется в стремлении к самообразованию.
Виды дебатов:
• Командные (дебаты Карла Поппера, парламентские дебаты, дебаты Линкольна - Дугласа).
• Индивидуальные (импровизационная речь, авторское исполнение).
Принципы дебатов:
- проявление уважения к другим участникам;
- честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов;
- проигравших нет.
Участники дебатов:
1. Команда (из спикеров):
а) защищающая - утверждающая;
б) опровергающая - отрицающая.
2. Судьи (решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол, в котором отмечают области столкновения позиции команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его).
3. Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры).
4. Тренеры (тьюторы) - учителя.
Суть дебатов - убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы оппонента.
Основные элементы дебатов:
• Тема (формулируется в виде утверждения).
• Утверждающая сторона (пытается убедить судей в правильности своих позиций).
• Отрицающая сторона (доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки).
• Аргументы.
• Поддержка и доказательства. (Это свидетельства - цитаты, факты, статистические данные, подтверждающие позицию участников).
• Перекрестные вопросы.
• Решение судей.
Судейство.
Судья оценивает раунд по приведенным командами аргументам, доказательствам и рассуждениям, но не на личных симпатиях.
Используя возможности ИКТ, участники форума сравнивают три подхода к решению общественно значимой проблемы. Цель гражданского форума: дать навык выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении последствий принятых решений.
Образовательная: активизация, систематизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем образовательной области «Обществознание» (в зависимости от конкретной темы проекта); расширение и углубление знаний в области социальной психологии. Овладение опытом анализа социологического материала и материалов СМИ.
Воспитательная: воспитание уважительного, толерантного отношения к иным точкам зрения.
Развивающая: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.
Общеучебные задачи:
Отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования).
Развивающие задачи:
В основе философии гражданского форума лежит идея о том, что демократия начинается с диалога. И качество этого диалога напрямую определяется качеством самой демократии. Общественное суждение рождается в диалоге, стремлении понять позиции сограждан, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений. Это нелегко и требует навыка. Цель гражданского форума - дать такой навык.
1-й этап - выбор проблемы для обсуждения и определение трех наиболее распространенных вариантов ее разрешения. Распределение учащихся на три рабочие группы. (Оптимальным представляется вариант, при котором каждая группа школьников работает с каким-то определенным (одним из трех) вариантов разрешения проблемы, подбирая аргументы как «за», так и «против» данного варианта.)
2-й этап - подбор необходимого для проведения диспута материала. Под руководством преподавателя определяется круг источников информации, на основе которых будет проходить такая работа. (Используются исследования социологических служб, публикации СМИ, возможно, собственные интервью с гражданами и т. д.)
Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, интернет-ресурсов и т. д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.
3-й этап - систематизация и оформление собранного материала. Организация диспута.
Тезисы своего выступления учащиеся могут оформить в виде презентации, сделанной в Microsoft PowerPoint.
Приглашение к диспуту можно оформить в программе Microsoft Publisher.
4-й этап - представление результата работы (проведение самого гражданского форума). В зависимости от объема и поставленных педагогических задач мероприятие может быть проведено или на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии.
Во время диспута оформляется таблица, фиксирующая варианты ответов, а также основные аргументы выступающих. При этом основное внимание участников мероприятия фиксируется не столько на противоречиях, сколько на том, что сближает разные позиции.
Именно выяснение того, что сближает разные позиции, и является решающим достижением гражданского форума.
5-й этап - подведение итогов. Рефлексия.
Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).
Очевидно, что в любом развернутом педагогическом действии есть три блока: подготовка - реализация - анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, города, страны; планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). Будущие участники к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке праздника по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
Реализация технологии.
Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены.
Исходное условие - наличие группы организаторов.
Варианты:
• один педагог (классный руководитель, вожатый). Этот вариант для небольшого коллектива (класса, отряда) и в случае, когда невозможно найти соорганизаторов;
• группа педагогов;
• педагог с группой ребят.
Задачи группы организаторов:
• разработка или поиск сценария шоу;
• подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания, оформление;
• распределение ответственности (ключевые ответственности две: режиссерская и организация технической базы).
Основные механизмы.
Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.
Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия (как физические, так и социальные), в которых разворачивается этот процесс.
Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания себя чуть ли не с рождения.
Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Коллективное творческое дело (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
1. Совместное решение о проведении дела.
2. Коллективное планирование.
3. Коллективная подготовка.
4. Проведение дела.
5. Коллективный анализ.
6. Решение о последействии.
Минимальная технология КТД: коллективное планирование - подготовка - проведение - коллективный анализ. Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, бригады).
Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.
Технологичность КТД объясняется его настроенностью на мощные психологические механизмы: соревновательность, двуплановость игры, импровизацию, включение школьников в полную структуру деятельности (порождает чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства).
Все, что выше сказано, относится к организации КТД вообще и известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
Технологические отличия личностно ориентированного КТД:
• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);
• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д.;
• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;
• на этапе анализа -- что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?
Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Автор: В. Н. Птaшкинa
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Нет комментариев. Ваш будет первым!