Классный час в 11 классе. Как успешно сдать экзамены

Психологический классный час для 11 класса

Методическая разработка классного часа для 11 класса на тему «Экзамены – это не страшно!»

Хорошая подготовка - это половина победы.

М. Сервантес

Цели: расширить представление выпускников о психологическом здоровье; познакомить с приемами психоэмоциональной регуляции; формировать позитивное отношение к экзаменам; способствовать повышению самооценки; побуждать к самопознанию, саморазвитию.

Подготовительная работа: распределить роли среди ведущих: врачи (2), психологи (2), юмористы (2).

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Незавершенное предложение «Экзамен - это...».

III. Моделирование ситуаций. Работа в группах.

1. Пять историй успеха.

2. Самое страшное!

IV. Информационный блок.

1. Экзамены и здоровье.

2. Как вести себя на экзамене.

3. Об экзамене с улыбкой.

V. Заключительная беседа.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Скоро вам предстоит сдавать экзамены - выпускные, вступительные. Одни ждут экзаменов с нетерпением и азартом, другие - со страхом и обреченностью, третьи - с надеждой на удачу и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

«Хорошая подготовка - это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Хорошая подготовка к экзаменам - что это значит для вас?

Примерные ответы:

- Все вызубрить.

- Психологически настроиться.

- Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы.

- Отдохнуть как следует, расслабиться, выспаться.

- Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Классный руководитель. Как видим, у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача сегодняшнего классного часа - выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.

II. Незавершенное предложение «Экзамен - это...»

Классный руководитель. Жизнь показала, что к экзаменам люди относятся по-разному. И вы в этом сейчас убедитесь. Попробуйте завершить предложение: «Экзамен - это...» Выберите вариант окончания:

а) разговор двух умных людей;

б) лотерея;

в) психологический поединок;

г) игра в поддавки;

д) соревнование «Кто кого обхитрит?».

(По результатам опроса формируются 5 групп.)

III. Моделирование ситуаций. Работа в группах

1. Пять историй успеха

Классный руководитель. Итак, мы выбрали 5 разных позиций по отношению к экзамену. Какая же из них гарантирует успех? Каждая группа смоделирует свою ситуацию успеха на экзамене. И мы посмотрим, какая же позиция самая выигрышная. Примерные рассказы:

а) разговор двух умных людей:

- Весь год напряженно и добросовестно учился. Читал дополнительную литературу. К экзамену подготовился основательно, систематизировал и упорядочил свои знания. Выучил все! На экзамене беседовал с учителем на равных. Результат - отлично!

б) лотерея:

- К экзамену почти не готовился. Выучил один билет. И именно он мне попался! Ответил блестяще! Получил пятерку.

в) психологический поединок:

- К экзамену не готовился, билеты не учил, рассчитывал на свою эрудицию и общее развитие. Отвечая по билету, говорил уверенным, громким голосом, держался нахально, самоуверенно, напористо. Сдал на «5».

г) игра в поддавки:

- Ничего не учил, потому что это все бесполезно, двойку не поставят, а ради тройки можно и не стараться. На экзамене больше молчал, отвечал на наводящие вопросы, в основном, использовал два слова «да» и «нет». Получил долгожданную тройку.

д) соревнование «Кто кого обхитрит?»:

- Ничего не делал, зато раздобыл хорошие шпоры. Рассчитал все так, что во время подготовки к ответу оказался во втором ряду и, спрятавшись за спиной одноклассника, все успешно списал. Отвечая комиссии, громко и уверенно читал свои записи. Получил «4», и это настоящий успех!

Классный руководитель. Мы выслушали 5 экзаменационных историй. Какая из них самая непредсказуемая? А какая - самая надежная? Попробуйте обосновать свою точку зрения. (Самая надежная первая, в остальных - все зависит от случая.)

2. Самое страшное!

Классный руководитель. Чтобы преодолеть страх перед экзаменом, психологи советуют заранее пережить в своем воображении самое худшее, что может произойти на экзамене. Еще одно задание для групп. Опишите провальную ситуацию, которая произошла с вашим героем на выпускном экзамене.

Примерные рассказы:

а) разговор двух умных людей:

- Растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе - не получил «пятерки».

б) лотерея:

- Попался билет, которого не учил, тянул другой билет, упал духом, расстроился, ничего не смог ответить - получил «неуд».

в) психологический поединок:

- Столкнулся с недоброжелательным, предвзятым отношением учителя, растерялся, упал духом, расстроился - получил низкую отметку.

г) игра в поддавки:

- Учитель решил меня завалить, задавал трудные вопросы, я ничего не смог сказать - «неуд».

д) соревнование «Кто кого обхитрит?»:

- Не рассчитал и оказался прямо перед носом комиссии, не смог достать шпаргалку, растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе, не сдал.

Классный руководитель. Итак, самое страшное - это плохая отметка. Но, оказывается, в наших законах предусмотрены эти ситуации. Выпускники XI (XII) классов, получившие на государственной (итоговой) аттестации не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам. Повторная государственная (итоговая) аттестация проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Конечно, пересдача экзамена - не самое приятное занятие, но каждый должен знать, что у него есть шанс исправить отметку и получить аттестат.

IV. Информационный блок

Классный руководитель. Как видим, причиной провала на экзамене чаще всего являются отсутствие знаний, неуверенность в себе, психологическая неустойчивость. Я добавлю к этому плохое самочувствие в день экзамена. Поэтому наш информационный блок мы и начнем именно с советов врача.

1. Экзамены и здоровье

Врач 1. Экзамен - это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается кровяное давление, может появиться головная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезмерно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность.

Врач 2. По мнению специалистов, причиной стресса является интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания. Чтобы избежать стресса, нужно готовиться к экзаменам заранее, планировать учебную нагрузку, соблюдать режим дня.

Врач 1. Тут можно дать такие советы. Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком.

Врач 2. Хорошо поместить на рабочем столе что-нибудь желтое и фиолетовое - эти цвета стимулируют умственную работу.

Врач 1. Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.

Врач 2. Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их водой, соками и спортом. Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

2. Как вести себя на экзамене

Классный руководитель. А теперь - советы психолога. Как вести себя на экзамене.

Психолог 1. Растерянность, суетливость, беспомощность отнюдь не способствуют повышению вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь вести себя достойно, не играйте на жалости, это только еще больше усугубит ваше положение.

Психолог 2. Настройтесь на победу. Кто-то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится.

Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха, а не думайте о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о поражении. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

Психолог 1. Вытягивание билета. Это стоит сделать как можно быстрее, при этом уберите ужас со своего лица и изобразите радость! Тем самым вы убедите экзаменатора в своих знаниях.

Психолог 2. Подготовка к ответу. Во-первых, успокойтесь (вы все знаете, а чего не знаете - вспомните). Во-вторых, постарайтесь изложить все четко и логично.

Психолог 1. Когда выходите отвечать, не теряйтесь, не спорьте с экзаменатором! В случае если экзаменатор начнет что-либо доказывать, внимательно (ни в коем случае не перебивая) выслушайте его с выражением глубочайшего уважения в глазах и приведите аргументы в пользу его точки зрения.

Психолог 2. Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:

- умение выделить главное;

- самостоятельность - использование своих собственных примеров;

- заинтересованность в предмете.

Психолог 1. Не надо рассчитывать на жалость и применять слезы, нельзя быть и некорректным, вступать в пререкания с экзаменатором. Конечно же, нельзя грубить не только словами, но и тоном разговора. Никакой развязности: это может показаться хамством!

Психолог 2. Экзаменаторам, нравится спокойная уверенность в себе, но не нравится броская самоуверенность.

3. Об экзамене с улыбкой

Классный руководитель. А теперь несколько веселых историй, связанных с экзаменами.

Ведущий 1. Студент сдает экзамен по физике. Сдает очень плохо.

Профессор пытается его вытянуть, спрашивает:

- Ну скажите хотя бы, при какой температуре кипит вода?

- Профессор, я не знаю, при какой температуре она кипит, но я знаю, что при 40° градусах она превращается в водку!

Ведущий 2. Диалог на экзамене.

Преподаватель:

- Что такое лошадиная сила?

- Это сила, какую развивает лошадь ростом в 1 м и весом в 1 кг.

- Да где же вы такую лошадь видели!?

- А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.

Ведущий 1. Вступительный экзамен по математике. Преподаватели приглашают первого абитуриента:

- Сколько будет два плюс два?

- Три!

- Нет!

- Пять!

- Нет!

- Шесть!

- Неправильно! Да... дурак, но ищущий... берем! Заходит второй абитуриент:

- Сколько будет два плюс два?

- Три!

- Нет!

- Три!

- Нет!

- Три!

- Неправильно! Да... дурак, но настырный... берем!

Заходит третий абитуриент:

- Сколько будет два плюс два?

- Четыре, конечно!

- Да... умный. Но мест уже нет!

Ведущий 2. На экзамене по истории.

- Вам задать один сложный вопрос или два легких?

- Лучше один сложный.

- Хорошо. Где появился первый человек?

- В Саратове.

- Это почему же?

- А-а-а-а... А это уже второй вопрос!

Классный руководитель. Кто может дополнить нашу коллекцию экзаменационного юмора?

(Желающие рассказывают свои истории.)

V. Заключительная беседа

Классный руководитель. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили наши универсальные советы?

(Учитель задает вопросы. Дети отвечают.)

1. Как можно преодолеть страх перед экзаменом? (Заранее пережить самое худшее, что может случиться.)

2. Каковы причины экзаменационного стресса? (Интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, отрицательные переживания.)

3. Как избавиться от экзаменационного стресса? (Режим дня, правильное питание, физические нагрузки.)

4. Чем отличаются «жаворонки» от «сов»? (Временем умственной продуктивности.)

5. Какие цвета стимулируют умственную работу? (Желтый, фиолетовый.)

6. Какие продукты должны преобладать в меню во время подготовки к экзаменам? (Овощи, фрукты, мед, орехи, растительное масло.) А какие продукты лучше сократить? (Кофе, жиры, углеводы.)

7. С каким выражением лица нужно смотреть на вытянутый билет? (С радостным, счастливым.)

8. Что ценят в ответе экзаменаторы? (Умение выделять главное, самостоятельность, заинтересованность в предмете.)

9. Можно ли рассчитывать на жалость, вступать в пререкания с экзаменатором? (Нет.)

10. С какими чувствами нужно идти на экзамен? (Уверенность в себе, спокойствие.)

Классный руководитель. Надеюсь, что эти советы вам помогут, и вы успешно сдадите все экзамены.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о молодежном экстремизме, 11 класс

Классный час в 11 классе на тему «Любовь»

Классный час в 11 классе. О вреде алкоголя

Интеллектуальный классный час в 11 классе

Классный час в 11 классе на тему: Семья

Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 23:01 0
Хочется сказать Вам спасибо, за то, что вы учите детей справляться со стрессовой предэкзаменационной ситуацией, помогаете бороться тревогой, повышаете уверенность в себе и даете понять, что они не одни.
Кащеева Марина Викторовна # 27 ноября 2014 в 15:15 0
Мы, как правило, уделяем внимание физиологическому здоровью забывая о психическом. А ведь это подводная часть айсберга, которую нельзя оставлять без внимания. Спасибо вам, что вы заботитесь об психологическом здоровье и комфорте!
Зарема Кадыровна Мамутова # 29 ноября 2014 в 22:18 0
Очень полезный материал, спасибо Вам большое! Особенно актуально в предверии предстоящего итогового сочинения и ЕГЭ. Советы пригодятся даже для самих учителей, так как мы тревожимся не меньше.
Мария Сергеевна Толькова # 15 декабря 2014 в 15:01 0
Действительно материал актуален и полезен для обучающихся не только 11 классов, но и тех кому предстоит пройти экзаменационные испытания позже, например, девятиклассникам. В данном занятии, как педагога-психолога, мое внимание привлекло упражнение "Моделирование ситуаций успеха и неудачи" Очень важно, что у ребят благодаря данному упражнению появится возможность применить к себе различные поведенческие роли на экзамене, ведь многих старшеклассников пугает больше неизвестность в случае провала на экзамене. Подобное прогнозирование, а что же будет, если...,и вывод ребят на совершенно приемлемый, а не "страшный" итог частично снимет предэкзаменационную тревожность. Спасибо за хорошо поданную идею!
Ольга Васильевна Фурина # 17 декабря 2014 в 17:53 0
Спасибо за интересную форму подачи материала для учащихся!
Елена Ивановна Япрынцева # 8 февраля 2015 в 18:16 0
Очень интересный классный час! Мне понравилось, что он, конкретно, снимает психологический ступор перед экзаменами. Мне, как классному руководителю выпускного класса - это очень нужно!
Марина Юрьевна Зимина # 11 марта 2015 в 00:16 0
Материал оказался для меня очень актуальным, у меня- 9 класс, впереди экзамены, данная информация -лучшая что я искала! Спасибо!
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 21 марта 2015 в 19:01 0
Материал подобран и структурирован хорошо. Можно было бы добавить несколько мелочей. Не рассмотрена такая ситуация "провала экзамена": ребенок все отлично знал, был совершенно уверен в себе, но сосредоточил все свое внимание на самом ответе и неправильно заполнил бланк для ответа. Незначительная ошибка, но компьютер не так её распознал и ответ засчитан не был. Это случается часто. Поэтому на этом классном часе можно было бы раздать памятки с правилами заполнения бланков. Конечно, в каждой школе они вывешены на информативных стендах, но иметь при себе, дома и еще раз внимательно посмотреть - лучше. Еще можно было бы устроить обзор информационных ресурсов для самостоятельной он-лайн подготовки.Спокойная он-лайн тренировка в выполнении схожих заданий - способствует формированию адекватного отношения к процессу.
Юлия Ивановна Шарова # 1 апреля 2015 в 22:53 0
Отличная разработка! Я как психолог смутно представляю как заполнять бланк, так что думаю, что это прерогатива педагога - правильно научить заполнять бланки. Тем более они могут несколько видоизменяться с каждым годом. Понравился стиль подачи - отсутствие нравоучения, лёгкость, остроумие. В период сдачи экзаменов важно учесть все: психологический настрой, физическое самочувствие, умение преодолевать стрессы и т.д. - все это есть в Вашем материале. Благодарю!
Ольга Владимировна Герасименко # 10 апреля 2015 в 10:52 0
Спасибо за разработку. Данный материал актуален для всех обучающихся которые сдают экзамены. Такой материал можно использовать и для совещания с педагогами в преддверии экзаменов.
Наталья Александровна Гришаева # 19 мая 2015 в 21:47 0
Спасибо Вам за полезную разработку! Все необходимые моменты для подготовки к экзамену раскрыты, материал актуален!
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 22:52 0
Спасибо Вам за данный материал, актуальный на все времена и в любом обществе. Ояень качественно и простым языком представлена самая суть и ничего лишнего.
Юлия Александровна Ленёва # 10 августа 2015 в 12:17 0
Такие классные часы обязательно нужно проводить в выпускных классах. Для нас важно, чтобы у детей было хорошее психологическое состояние перед экзаменом. Значит психологические тренинги полезны. Также на самом экзамене детям нужно быть спокойными. Но про сигареты не нужно говорить-сведите к минимуму употребление- дети вообще не должны курить.
Яна Вадимовна Тараканова # 25 августа 2015 в 12:33 0
Благодарю за полезную публикацию! Работаю с выпускниками, на мой взгляд, часто именно такие простые и доступные рекомендации являются "золотым ключиком" в том числе и для юношей, которые часто не склонны обсуждать собственное эмоциональное состояние. В связи с этим в такое профилактическое мероприятие часто включаю приемы письменной самооценки, которая остается у школьника и возможно ее результаты станут поводом для очной консультации.
Ольга Павлона Галимова # 17 сентября 2015 в 20:43 0
Спасибо за интересный материал. В 11ом классе ребяткам очень нужна поддержка. В начале года - как испуганные воробышки. Наша задача вырастить из них настоящих орлов. Материал действительно очень полезный и нужный.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 16:12 0
Экзамен - стрессовая ситуация. Это известно всем. Перед учителями и психологами школы стоит сложная задача - снизить уровень стресса, морально подготовить ребят, вселить уверенность в своих знаниях и силах. И в этом данный материал поможет.
Дарья Александровна Гордеева # 12 ноября 2015 в 22:55 0
Перед педагогами, психолагами ОУ стоит сложная задачи в создании благоприятных условий для сдачи экзаменов. данный материал поможет в решении данной задачи и будет хорошим подспорьем для дальнейшей работы.
Елена Михайловна Кочеткова # 18 ноября 2015 в 14:44 0
спасибо за эту великолепную разработку!Актуально на сегодняшний день расширить представление выпускников о психологическом здоровье; познакомить с приемами психоэмоциональной регуляции; формировать позитивное отношение к экзаменам; способствовать повышению самооценки; побуждать к самопознанию, саморазвитию. Экзамены, в независимости от формы проведения, - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремленность.
Оксана Сергеевна Коротких # 5 декабря 2015 в 15:44 0
Спасибо за проделанную работу. Я сама являюсь студенткой факультета психолого-педагогического образования. Мне очень понравилось. Обязательно применила бы методическую разработку.
Надежда Николаевна Габова # 30 декабря 2015 в 17:58 0
Спасибо за методическую разработку классного часа! Сама не учитель. Работаю в детском саду воспитателем. Но у меня сын заканчивает школу. Мне, как родителю эта информация стала тоже полезной. В школе нас родителей часто собирают и рассказывают о сдаче экзаменов нашими детьми, мы с большим волнением воспринимаем эту информацию. А ребятам, как не легко. Очень здорово, что есть неравнодушные педагоги.
Татьяна Викторовна Лабутина # 4 февраля 2016 в 20:48 0
Разработка, бесспорно, хорошая, но ориентирована на сдачу традиционных экзаменов. Сдача ЕГЭ, ОГЭ несколько отличается от той, по которой сдавали мы экзамены. Очень здорово продуман блок практико-ориентированных вопросов "Пять историй успеха".
Зульфия Даутовна Остертаг # 12 февраля 2016 в 19:27 0
Спасибо за прекрасную разработку! Я классный руководитель 9 класса и думаю, что этот материал поможет моим детям преодолеть все страхи и трудности, морально подготовиться к экзаменам, вселить уверенность в своих знаниях и силах. Желаю творческих успехов!
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 21:10 0
Добрый вечер! Мне самой было интересно познакомиться с вашей разработкой. Обязательно проведу такой классный час в 11 классе и посоветую прочитать своему сыну-девятикласснику. Думаю, будет полезно всем. Спасибо!
Наталья Николаевна Репникова # 12 марта 2016 в 17:09 0
"Не так страшен черт, как его малюют". Я уверена, что данное выражение очень подходит к данной теме, все проходят через это...экзамены- лишь этап в жизни, который каждый сможет преодолеть, если есть желание, старание и знания.
Важно нам, учителям, правильно донести это детям- выпускникам, которым и так не просто - им предстоит сложный выбор будущего. Спасибо за информацию!!!)
Татьяна Александровна Костенко # 25 марта 2016 в 10:46 0
Многие выпускники очень сильно переживают и нервничают из-за предстоящих экзаменов. Поэтому очень важно этот материал донести до них!
Оксана Анатольевна Азарова # 6 апреля 2016 в 11:19 0
Отличная разработка.хочется отметить, что экзамен рассматривается с разных позиций, с опорой на эмоциональный опыт ребёнка. продумана и практическая часть, грамотно продуманы рекомендации для выпускников.
Елена Леонидовна Крылова # 14 июня 2016 в 20:33 0
Спасибо за автору очень актуальный материал. Материал подобран хороший, обширный, все продумано, грамотно представлено. Интересная и полезная информация, при подаче которой учащемуся доступно преподносится информация о том, что экзамен в жизни человека в той или иной форме присутствует практически на всем жизненном пути и правильное отношение к такого рода испытаниям-это залог успеха. Прекрасные рекомендации нельзя не отметить. Удачи в дальнейшем творческом поиске автору!!!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 16:45 0
Спасибо за автору очень актуальный материал. Материал подобран хороший, обширный, все продумано, грамотно представлено. Интересная и полезная информация, при подаче которой учащемуся доступно преподносится информация о том, что экзамен в жизни человека в той или иной форме присутствует практически на всем жизненном пути и правильное отношение к такого рода испытаниям-это залог успеха. Прекрасные рекомендации нельзя не отметить. Удачи в дальнейшем творческом поиске автору!!!