Психологические игры на доверие для младших школьников

Психологические игры в начальной школе

Психологический классный час в 3 классе

Игры на доверие

Задачи

1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию.

2. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений.

3. Способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

Ход классного часа

Учитель. Ребята, вы любите играть? Назовите свои самые любимые игры. (Дети отвечают.)

Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников. Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения.

«Эмпатия»

(Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

«Прогноз»

Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

«Групповой рисунок»

Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

«С завязанными глазами» («Интересный эксперимент»)

Каждому участнику игры на глаза надевается повязка. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается мальчикам организовать свой круг в одной части помещения, а девочкам - в другой. Тут потребуются интуиция, чутье, так как разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки запрещено. За соблюдением этого правила строго следит ведущий. Правда, можно прикасаться друг к другу.

«В тесноте, да не в обиде»

Класс делится на две равноценные команды примерно с одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой. Можно учесть взаимные интересы и симпатии. Ведущий рисует напротив каждой команды квадрат, разделенный на восемь клеток. Каждой команде предлагается занять как можно меньше клеток.

«Рука к руке»

В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

«Как в зеркале»

Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

«Кляксы»

Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

«Талисман»

Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

«Походка»

То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

«Психологический портрет»

Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

«Быстрая рифма»

Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они Должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен

с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

«Самый-самый»

Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

«Ваш любимый цвет»

У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны и озабочены, как при большой утрате.

Рекомендуем посмотреть:

Психологические тесты для младших школьников, 3 класс

Классный час в 5 классе. Развитие внимания

Конспект классного часа для 8 класса

Психологический классный час в 5 классе

Классный час 9 класс. Как научиться сдавать экзамены

Ольга Александровна Паулюкене # 14 июля 2014 в 15:51 0
Спасибо, интересный набор психологических игр, можно использовать на занятия с детьми всех возрастов.
Любовь Ивановна Митюхина # 19 июля 2014 в 18:15 0
Спасибо, обязательно воспользуюсь в своей работе вашем разработанным материалом!Успехов!
Светлана Борисовна Черемискина # 24 июля 2014 в 10:14 0
Хорошая подборка игр. Распечатаю и буду пользоваться на занятиях кружка как психологическая разгрузка. Дети после школы приходят к нам на станцию юных техников взвинченные, нервные, поэтому такие игры я собираю. Спасибо!
Елена Николаевна Ложкина # 28 сентября 2014 в 22:30 0
Дети любят играть, им интересно общаться друг с другом. В школе обязательно такие игры проводить нужно. Я благодарна Вам за интересный материал. Желаю вам дальнейших успехов!!!
Вера Алексеевна Гашкова # 12 октября 2014 в 23:07 0
Подобранный материал интересен и необходим учителям и воспитателям для работы с детьми. Эти психологические игры помогают понимать состояние другого человека, развивают наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию, учат доброжелательности в отношениях. Хорошо их использовать для сплочения коллектива.Спасибо!
Надежда Николаевна Бузыкина # 13 октября 2014 в 12:20 0
Позвольте поблагодарить Вас за предоставленную подборку психологических игр на доверие. Очень интересные игры. И конечно же отвечают поставленным Вами перед классным часом задачам. Они несомненно будут способствовать развитию умения понимать состояние другого человека, помогут учащимся самим выражать ту или иную эмоцию, развивают наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию, будут создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений, и конечно же способствовать сплочению коллектива.С уважение Надежда Николаевна.
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 22:55 0
На своем занятии вы используете очень интересные, разнообразные психологические игры и упражнения, которые будут интересны и детям постарше, и даже взрослым и научат позитивно общаться, сплотят класс, создадут положительный настрой и быть может помогут взглянуть друг на друга по новому. спасибо Вам большое!
Юлия Анатольевна Солонченко # 23 ноября 2014 в 19:01 0
Спасибо, отличный набор игр на сплочение коллектива!
Татьяна Равиловна Малолетова # 16 декабря 2014 в 10:34 0
Замечательно! В игре с завязанными глазами можно усложнить задачу,например, девочкам и мальчикам с завязанными глазами построить несложную фигуру - прямую, круг, овал, квадрат, зиг-заг, т.п. Интересно, но потребует достаточного количества времени.
Ольга Васильевна Фурина # 18 декабря 2014 в 18:31 0
Довольно большой набор упражнений. Можно выбрать для соответствующего класса и возраста. Спасибо!
Мещерякова Елена Владимировна # 23 декабря 2014 в 22:03 0
Для одно классного часа конечно многовато игр. Но добавить их в педагогическую копилку свою нужно обязательно. Для наилучшего результата буду проводить по 1 - 2 игры в неделю.
Мария Сергеевна Толькова # 10 января 2015 в 13:54 0
Замечательная игротека! Так как представленные упражнения рассчитаны на младших школьников, для которых еще весьма актуальна тема игры, в силу возрастных характеристик, данный материал действительно поможет учителю, а также психологу или воспитателю создать спаянный ученический коллектив, а также будет способствовать развитию наблюдательности, доверительности и интуиции в отношениях между сверстниками.
Татьяна Александровна Сухомлинова # 6 февраля 2015 в 23:47 0
Отличная подборка упражнений! Подойдёт и для сплочения коллектива, и для создания благоприятного социально-психологического климата, и для адаптации новичков в классе, и для включения в коллектив застенчивых или игнорируемых детей.
Римма Ивановна Мельникова # 21 февраля 2015 в 22:33 0
Данный набор упражнений можно использовать и для недели психологии в школе,а также для разного рода конкурсов,соревнований.Многие применяла в своей практике работы.
Люманова Диана Шевкетовна # 23 февраля 2015 в 22:16 0
Очень интересные игры, однако особое внимание привлекла игра "Самый-самый". Я всегда стараюсь найти что-то позитивное в каждом ребёнке, но это порой бывает сложновато сделать. Эта игра поможет мне легко справиться с этой задачей, ведь детки сами раскроют секреты своих достоинств в ходе игры. Спасибо.
Татьяна Владимировна Рябухина # 1 марта 2015 в 20:13 0
Очень интересные психологические игры. Спасибо вам. Использую в работе со своими ребятами на классных часах.Дети не только поучаствуют в играх, но и узнают много познавательного.
Валентина Сергеевна Вешкина # 10 марта 2015 в 19:38 0
Спасибо автору за подборку "Игротеки эмпатии". Посоветую использовать ее своим коллегам- учителям начальной школы. Они, как правило, часто жалуются на равнодушие современных младших школьников. Как "разбудить" маленькое сердечко, как "отогреть" холодную душу ребенка? Соглашусь с автором- через общение без "гаджитов", глядя друг другу в глаза, вместе сопереживая, сотрудничая!
Елена Николаевна Сущенко # 24 марта 2015 в 21:49 0
Такие игры способствуют раскрепощению детей, лучшему пониманию друг друга.Спасибо за подборку.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 20:07 0
Очень хороший подбор игр для детей. Можно использовать в работе с детьми в начальных классах. Спасибо.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 18:54 0
Спасибо Вам за очень интересные игры. Они, без сомнения, будут создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений, и конечно же способствовать сплочению коллектива.
Юлия Сергеевна Астафьева # 21 июля 2015 в 21:16 0
Очень познавательный и нужный материал! В нашей школе нет школьного психолога, обязательно буду использовать и на уроках и во внеурочной деятельности
Ольга Юрьевна Базайкина # 17 сентября 2015 в 06:20 0
Подборка просто замечательная! Сейчас работаю с первоклашками на адаптацию, так вот эти игры без сомнения буду применять на своих занятиях!
Светлана # 30 сентября 2015 в 14:30 0
Огромное спасибо за подборку игр, обязательно буду использовать с своей работе, хотя я и работаю с дошкольниками, но в подготовительных группах в конце учебного года буду успешно применять.
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 06:33 0
В разработке используются хорошие игры, которые сплачивают детский коллектив, можно и применить при поступлении новых детей в группу, возьму себе на заметку.
Елена Валентиновна Токаева # 9 октября 2015 в 18:55 0
Спасибо!
Ольга Игоревна Колчина # 31 октября 2015 в 10:05 0
очень здорово что есть такой хороший материал, обязательно возьму для работы и посоветую своим коллегам.это большая находка! еще раз вам большое спасибо!
Надежда Анатольевна Лашукова # 4 января 2016 в 13:08 0
Отличная подборка игр. Буду организовывать на переменах и во внеурочной деятельности. Спасибо за материал, готовый к работе.
Оксана Анатольевна Азарова # 6 апреля 2016 в 11:23 0
Спасибо за отличную подборку игр. хочу отметить, что игры расчитаны на младший школьный возраст, доступны для детей, охватывают различные сферы - и эмоциональную, и интеллектуальную. к тому же в них прослеживается и воспитательный аспект - сплочение коллектива, развитие эмпатии.
Ольга Брониславовна Максимишина # 5 августа 2016 в 15:00 0
Интересные игры для работы и организации внеурочной деятельности. Спасибо за доступность материала
Ольга Брониславовна Максимишина # 24 августа 2016 в 19:22 0
В дошкольном возрасте игровая деятельность ведущая.С ее помощью можно редактировать многие детские проблемы. Ваш методический материал грамотно подобран и интересен. Спасибо
Ольга Васильевна Инодворская # 15 ноября 2016 в 19:29 0
Спасибо за конспект! Очень интересно.Работаю педагогом- психологом в детском саду. Думаю, некоторые упражнения хороши и для детей подготовительных групп.Спасибо!!!