Психологический классный час, 7-8 класс

Методическая разработка конспекта психологического классного часа для 7-8 класса

Конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», 7-8 класс

Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; воспитывать отвращение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

Оборудование

• для упражнения «Немое кино» выбрать три пословицы (из предложенных ниже), записать каждую на отдельной табличке.

Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

Коса - девичья краса.

Своя рубаха ближе к телу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дома и стены помогают.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

• для упражнения «Подсказка» написать на альбомном листе крупными буквами строку стихотворения:

«Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз»;

• для упражнения «Первое впечатление» сделать коробку стремя небольшими отверстиями, положить туда какой-либо предмет (например, будильник) так, чтобы из каждого отверстия была видна часть предмета;

• для упражнения «Испорченный телефон» записать на трех листах инструкции для каждой группы (взять из текста сценария).

План классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное».

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики».

III. Упражнения на понимание.

1. «Немое кино».

2. «Подсказка».

3. «Первое впечатление».

4. «Испорченный телефон».

IV. Комментирование «Общайся по правилам».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Человек – существо общественное»

Классный руководитель. Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками и на всю жизнь оставались инвалидами. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

- Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)

- Ученые из США установили, что в среднем человек говорит только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. А вообще, в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)

- Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)

Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики»

Классный руководитель. Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.

- Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Хотите ли вы, чтобы вас понимали?

(Дети кивают.)

- Знаете ли вы язык племени тамбу-ламбу?

(Дети отрицательно качают головами.)

- А что это за племя и зачем нужно знать его язык?

(Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)

Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.

С помощью такого жеста можно голосовать на дороге, чтобы остановить машину. (Показывает жест.) А вот в Греции этот жест означает «заткнись».

А что означает этот жест? (Показывает V-образный знак пальцами.) Для англичанина этот жест означает «победа», если рука повернута тыльной стороной к говорящему, а если ладонью, то жест приобретает оскорбительное значение - «закрой рот!». Но в большинстве стран Европы этот жест в любом исполнении означает «победа». Во многих странах этот жест означает также цифру 2.

Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России?

- Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)

Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

III. Упражнения на понимание

Классный руководитель. В общении очень важно понимание. «Счастье - это когда тебя понимают» - эти слова из фильма «Доживем до понедельника» стали афоризмом. Только тогда общение становится плодотворным, когда обе стороны хотят взаимопонимания.

Чтобы укрепить и накачать мускулы, ребята ходят в тренажерные залы, выполняют специальные упражнения. Так и в общении, чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Этому помогут такие упражнения.

1. «Немое кино»

Классный руководитель. Все знают о том, что такое немое кино. Сейчас, как в таком кино, с помощью жестов и мимики нам покажут пословицу. Приглашаю к доске по одному представителю от каждого ряда. Вы можете выйти на 5 минут за дверь, чтобы подготовиться к «съемке».

(Учитель дает каждому листочки с пословицами. Дети выходят за дверь, готовятся.)

А мы пока выполним упражнение, которое называется «Подсказка».

2. «Подсказка»

Классный руководитель. Я вызываю к доске трех ребят (по одному с каждого ряда). Они должны написать строку из стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, но они его, конечно, не выучили. А вы это стихотворение знаете. (Показывает классу табличку с предложением так, чтобы текст не видели ученики, стоящие у доски.)

- Как подсказать товарищам, чтобы не увидел и не услышал учитель?

(Дети стараются передать жестами смысл предложения. Ученики У доски записывают то, что им удалось понять.)

Да, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а надо учить то, что задано.

А теперь я приглашаю ребят, которые готовились показать пословицы. Проверим, как вы сможете понять смысл жестов и мимики.

(Дети передают смысл пословицы, одноклассники пытаются Угадать.)

Да, возможности жестов и мимики довольно ограниченны, недаром с появлением звука немое кино прекратило свое существование.

Американские ученые заметили, что есть зависимость между общественным положением человека, его образованием и количеством жестов и движений, которыми он пользуется.

Люди, которые находятся на вершине общественной лестницы или профессиональной карьеры, предпочитают словесные формы общения, менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова.

3. «Первое впечатление»

Классный руководитель. Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.

Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.

(Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)

Классный руководитель (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?

(Дети высказывают предположения.)

Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.

Но ведь это всего лишь будильник, а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?

4. «Испорченный телефон»

Классный руководитель. Важным условием успешного общения является умение слушать и слышать. Упражнение «Испорченный телефон» покажет, обладаете ли вы этим умением.

Я приглашаю сюда по одному человеку с каждого ряда.

(Дети выходят к доске.)

Ребята, сейчас каждый из вас получит секретную инструкцию. Вы ее запомните, а затем по моей команде передадите устно одному из ребят на своем ряду, затем эту фразу по цепочке передадут до конца ряда. Те, кто услышит эту фразу последним, выйдут к доске и произнесут ее. Затем мы сравним, в каком ряду ребята лучше умеют слушать и слышать.

Итак, начали. Ребята, у нас в школе ложилась чрезвычайная ситуация. Вам нужно срочно сделать это (дает детям прочитать записки, которые потом заберет, или говорит шепотом каждому ученику такие фразы):

1-й ряд - бежать в кабинет директора и сообщить о том, что наш класс после 4-го урока отправляется на крышу дома № 23, чтобы сбивать сосульки.

2-й ряд - позвонить в службу спасения и сказать, что на самую верхушку осины во дворе дома № 23 забрался кот и своим мяуканьем мешает проводить уроки.

3-й ряд - найти завхоза и сказать ему, что на втором этаже сорвался с панели огнетушитель и пена уже доходит до самого потолка в кабинете № 23.

Внимание, начали!

(В каждом ряду дети передают устные сообщения по цепочке. Последние ученики в каждом ряду выходят к доске.)

Послушаем, как изменились инструкции, полученные командирами, и что сделает каждая команда в этой чрезвычайной ситуации.

(Дети произносят фразы, учитель для сравнения читает исходные инструкции, дети делают выводы о том, насколько исказилась информация в ходе передачи.)

Мы часто обижаемся, что нас не понимают. Но для того чтобы нас понимали, мы сами должны быть внимательными, четко и ясно выражать свои мысли.

IV. Комментирование «Общайся по правилам»

Классный руководитель. Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила. Главное из них звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)

1. Будьте во всем пунктуальны.

2. Не говорите лишнего.

3. Думайте не только о себе, но и о других.

4. Одевайтесь, как принято.

5. Говорите и пишите хорошим языком.

6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).

7. Не снимайте с себя ответственности.

8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.

9. Будьте терпимы и оптимистичны.

10. Считайтесь с чужим мнением.

11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.

12. Будьте естественны в общении.

13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 8 класса

Психологические тесты для младших школьников, 3 класс

Классный час 9 класс. Как научиться сдавать экзамены

Психологический классный час в 5 классе

Психологические игры на доверие для младших школьников

Наталья Юрьевна Груздева # 19 ноября 2014 в 16:42 +1
Здравствуйте! Очень удивительный конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», нужно применить в своей практике.
Мария Сергеевна Толькова # 11 января 2015 в 15:25 +1
Присоединяюсь к комментарию выше:)Удивительное упражнение "Первое впечатление" - можно использовать, как наводящий индуктор о разности человеческого восприятия и индивидуальности. Тема интересная, думаю, что материал конспекта подойдет и для младшего подростка, т.е. пятиклассников. В подростковом периоде (7,8 классы) возникает в силу возрастных изменений много телесных зажимов у ребят, больше закрытости эмоциональной на людях, поэтому не все представленные упражнения могут пройти "на ура". Тем не менее данный конспект обязательно скину себе в методическую копилку. Спасибо!
Юлия Дмитриевна Вагина # 28 февраля 2015 в 17:15 0
Разработка интересная и актуальная для подростков. Спасибо.
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 13:03 0
Мне понравилось. Разработка выполнена качественно. Лучше если такое мероприятие проведет психолог
Юлия Александровна Ленёва # 9 августа 2015 в 17:08 0
Для меня в этом конспекте много полезного и интересного. Обязательно проведу в своём классе. Упражнения полезны ребятам, развивают память, расширяют кругозор. с такими заданиями дети будут общаться с пониманием!
Ольга Юрьевна Шевченко # 21 декабря 2015 в 23:23 0
Очень нужный и полезный материал, особенно в работе классного руководителя. Затронутая тема всегда актуальна: в практике часто конфликтуют подростки. Спасибо за идею,обязательно воспользуюсь.
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 21:52 0
Очень хорошо, что вы говорите с учащимися о взаимоотношениях между людьми разными способами. Мы живём в век толерантности и взаимопонимания, поэтому должны быть терпимы к восприятию информации разными способами. Спасибо за практические задания. Буду применять на своих занятиях и порекомендую классным руководителям.
Вероника Вячеславовна Зоря-Даянова # 8 апреля 2016 в 14:17 0
Готовлю классный час для 7 класса, очень сложный возраст,столько нюансов.Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой, интересный структурированный урок, спасибо за предоставленный материал.
Ольга Брониславовна Максимишина # 24 августа 2016 в 19:29 0
Спасибо за ваш материал, полностью согласна с Марией Сергеевной. Этот возраст критический и многие проблемы расцветают букетом. Родители хватаются за головы, нет взаимопонимания с подростками. Один из лучших способов донести материал , на подобных занятиях.