Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса

Автор: Мантуленко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Камышина, Волгоградской обл.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока математики в 1 классе по теме  «Число 9, цифра 9.» Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На уроке используются технологии проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;

- складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Формы работы:

- фронтальная

- коллективная

- самостоятельная

- дифференцированная

Методы:

- наглядный

- диалог

- беседа

- практическая работа

- самостоятельная работа

Тип урока: Открытие нового

Форма: Классно – урочная.

Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, записи на доске, иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, веера цифр для учащихся, атрибуты для инсценировки, учебник - тетрадь по математике Л.Г.Петерсон (УМК «Школа 2000»).

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.

Видеофрагмент песни «Какой чудесный день...» из мультфильма

Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок? 

- А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

- Можем ли мы открывать новое?

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

- Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация опорных знаний.

- Начинаем урок с математической разминки.

- Некоторые ребята будут работать по карточкам   Индивидуальные карточки

1.  Восстановить числовой ряд.

- Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

а

й

б

о

л

и

т

2

3

4

5

6

7

8

- Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

- Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

- Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )                  

- Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.

- Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

- Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду

- Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства  на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.

- Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

- Покажите последующее число для 5.

- Покажите предыдущее число для 4.

- Какое число стоит слева от 3.

- Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

- Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

 - К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас  помощи.

1)    Запишите примеры  и решите их с помощью числового отрезка

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 – 3 =

6 + 3 =

- Вы смогли выполнить задание? (Нет)

- Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8,  и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)

- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

Физминутка: под музыку

- Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

5. Открытие новых знаний

Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

1. Определить количественно число 9.

2. Определить место положение числа 9 на числовом луче.

3. Научиться писать цифру 9.

1. Определить количественно число 9.

- Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)

1р.- «домино»

2р.- круги

3р. - палочками

* исследование детей

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности.             Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.         

Нади и Саши! Вам интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с этим числом. Вы очень талантливы.

Можете даже стать лидером.  Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно придёт!

Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?

2) Место числа на числовом отрезке

– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

-  Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

- За каким числом следует число 8?  (Число 9 следует за числом 8)

- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

- Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

- Как мы различаем понятие число и цифра?

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра - значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

- А на что похожа цифра 9?

- Как пишется цифра 9?

( Учитель объясняет)

- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

- Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

-Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

- Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

Подчеркните самую красивую цифру .

4) - Возвратимся  к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

А как же лисичка, теперь мы можем ей помочь?

Физминутка

- Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под «Песню Красной Шапочки»)

6. Работа над составом числа.

- Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль

1) Инсценировка (авторский текст)

У девятки день рожденья,

Числа  все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили  ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это,  дети!

2)    Заселим домик

- Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.

- Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

7. Первичное закрепление

1)    повторение состава числа 9.

– Откройте учебник на с.18 №2.

 1 уч- к комментирует 1 столбик у доски

2)    самостоятельная работа с проверкой по эталону

1р. – 2 столбик

2р.- 3 столбик

3р.- 4 столбик

Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы

3) самостоятельная работа по выбору

- А теперь предлагаю вам ещё одно задание.

Доктор Айболит  затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.

Проверка: - … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?

- Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3 Дельфину – 5, птичке – 7, бабочке – 9, собачке – 2)

8. Итог урока.

- Вспомните, какой была тема нашего урока.

- Достигли целей урока?

- Что нам помогло?

- С каким настроением заканчиваете урок?

- Что понравилось на уроке?

- Кому можете сказать спасибо?

- Трудности были? Есть над чем работать ещё? 

- Как выдумаете, как мы потрудились?

- Оцените свою работу.

- Покажите Айболиту какова температура вашей работы. (Самооцека)

- Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)

- Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

- Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса

Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Конспект урока - путешествия по математике для учащихся 1 класса

svetochka # 5 января 2014 в 18:03 0
Интересный урок. Много приемов как игровых, так и наглядных. Есть что применить на соих уроках.
Оксана Викторовна Смолина # 2 февраля 2014 в 06:59 0
Спасибо за урок. Кое что возьму для себя.
Светлана Ивановна Богатырева # 17 июля 2014 в 23:57 0
Урок соответствует возрастному диапазону. Грамотно спланировано. Интересно особенно инсценировка.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 21:22 0
Разнообразные формы и методы работы хорошо помогают в соблюдении индивидуального похода к каждому ребенку.
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 20 октября 2014 в 22:19 0
Спасибо за разработку урока! Мы сейчас как раз цифры изучаем!Возьму в закладки.
Любовь Ивановна Ждан # 4 ноября 2014 в 22:18 0
Спасибо за вам материал к уроку. Я сейчас работаю в первом классе и обязательно возьму некоторый материал урока для своей работы. Понравилась самооценка, данная на этом уроке. После такого урока ребёнку захочется добывать новые знания на уроке совместно с учителем.
Татьяна Александровна Пригорнева # 5 ноября 2014 в 20:31 0
Формы организации познавательной деятельности разнообразны Метод беседы предполагал фронтальную работу, групповую работу, выполнение индивидуальных уровневых заданий - индивидуальную форму. В результате все учащиеся принимают участие в уроке. Игровые моменты , конечно, заинтересовывают детей. Спасибо за конспект!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 6 ноября 2014 в 16:52 0
Уважаемая Елена Владимировна, очень понравился Ваш урок. Грамотно и подробно оформлен конспект. Задействованы разнообразные методы работы: музыка, сказка, стихи... Хорошо закрепляются пространственные представления детей, знание числового ряда. Спасибо большое.
Юлия Анатольевна Солонченко # 23 ноября 2014 в 18:58 0
Спасибо, за разработку! Очень интересное начало и множество форм работы на уроке!
Снежана # 23 ноября 2014 в 19:44 0
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ РАЗРАБОТКА ВАШЕГО УРОКА.
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 19:12 0
Очень полезный конспект урока, пригодился в работе.все этапы урока продуманны составителем.Разнообразие видов работы позволяет решить поставленные задачи.С помощью различных форм работы учитель заинтересовывает учеников, вызывает у них интерес к знаниям, к уроку, ко всему процессу обучения.
Ирина Николаевна Чакмина # 29 декабря 2014 в 20:47 0
Урок хороший.Учитель правильно подводит учеников к теме урока, и дети самостоятельно формулируют тему урока.На уроке дети учатся оценивать свои результаты.
Евгения Петровна Соколова # 21 февраля 2015 в 13:36 0
Очень полезный материал,я бы сказала универсальный,т.к. можно использовать и при других УМК.
Наталья Ивановна Трусова # 17 июня 2015 в 18:32 0
Урок обязательно возьму на заметку. Есть проблемная ситуация, дети сами формулируют тему урока, участвуют в самооценке. Здорово!
Наталья Викторовна Уменко # 8 сентября 2015 в 23:55 0
Урок интересный, много увлекательных заданий. Спасибо
Надежда Владимировна Богданова # 9 ноября 2015 в 21:30 0
Урок хороший, познавательный, рациональный. Присутствует воспитательный потенциал. Прослеживается интеграция с историей, литературным чтением. Соответствует требованиям ФГОС.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:05 0
Формы организации познавательной деятельности разнообразны. Урок соответствует современным требованиям. Спасибо за урок.
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:47 0
Урок современный и интересный. Имеется смена видов деятельности. Это очень хорошо.
Ирина Владимировна Борисова # 27 февраля 2016 в 20:53 0
Елена Владимировна, спасибо за хороший урок! Очень понравились разнообразные виды деятельности, урок насыщен богатым литературным материалом, воспитывается любовь у к книге, есть профориентационная работа.
Елена Викторовна Коробова # 13 марта 2016 в 11:03 0
Урок интересный. На протяжении всего урока используются здоровьесберегающие технологии. «Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)» В этом случае можно добавить - «т.е., в порядке возрастания», т.к. эти понятия – в порядке возрастания или убывания – должны быть детям знакомы.
Наталья Александровна Донец # 21 сентября 2016 в 22:01 0
Урок очень содержательный, выдержаны все этапы урока. Хорошее начало урока, эмоциональный настрой, активизация знаний, детям приходится самостоятельно формулировать тему урока, т.е. применяется частично-поисковый метод. В течение всего урока детям придется рассуждать, доказывать, делать выводы. Спасибо за урок!
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 20:58 0
Урок соответствует современным требованиям. Все этапы урока продуманы. С помощью различных форм работы учитель заинтересовывает учеников и вызывает у них интерес к знаниям.Дети формулируют тему и цели урока, участвуют в самооценке, рассуждают, доказывают на протяжении урока. Спасибо!