Литературная игра для 1 класса по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»

Литературная игра по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»

Автор: Павлова Наталья Сергеевна учитель начальных классов г. Вельска Архангельской области, МБОУ СОШ №4

Литературная игра-путешествие по станциям предназначена для учащихся 1-го класса. Класс делится на несколько команд по 4-5 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана, который получает маршрутный лист и начинает по сигналу путешествовать с группой  по школьным кабинетам, указанным в маршрутном листе и выполнять за ограниченное время задания по ранее самостоятельно прочитанному детьми рассказу В.Осеевой. По сигналу (звонку) капитан подаёт человеку, который находился на данной станции  и выдаёт командам задания, маршрутный лист, тот в свою очередь  выставляет заработанные командой баллы на данном этапе и путь продолжается на другие станции. По окончании путешествия все команды собираются на общей линейке, где вручаются призы за призовые места и участие в игре.

Если помещение не позволяет путешествовать, можно организовать игру в кабинете, где команды сидят  за разными столиками, но тогда участники узнают результат в конце игры, так как жюри трудно будет сразу оценить все команды, потому что они будут одновременно сдавать листки с выполненными заданиями.

Цель:

1. Развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к изучению творчества В.А.Осеевой. 

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление о творчестве писателя, углубить знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, внимательность во время чтения;

3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателя и детской литературе в целом.

Оборудование: Выставка книг В.А.Осеевой, карточки с заданиями, клей, ножницы, цветные карандаши, футляры от киндер-сюрпризов для конкурса 1 остановки, маршрутные листы.

Ведущий:

Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.

Но, к сожалению, мечта не сбылась, и  Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.

В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.

Вы прочитали рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Сегодня мы посмотрим, кто из вас оказался самым внимательным читателем. Для этого необходимо разделиться на четыре команды по 7 человек в каждой. Вам для игры потребуются цветные карандаши, шариковые ручки, ножницы, клей карандаш и хорошее настроение.

Мы отправляемся в путешествие по замечательному рассказу. Каждая остановка – это испытание. Вы должны проявить внимание, смекалку, собранность. А так же, будьте внимательны друг к другу, покажите какие вы дружные и хорошие читатели. Вперёд!

1 остановка:

Дать лексическое толкование слова, которое находится в коконе от киндер-сюрприза.  (Кому какое слово достанется).

Буркнул

Говорить ворчливо, невнятно

Засопел

Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки

Смущённо

Растревожено

Пробормотал

Говорить тихо, быстро, невнятно

Стряпает

Готовит пищу

Отворил

Открыл

Взъерошил

Теребя, приводить в беспорядок

Сквер

Небольшой общественный сад в городе

Румяный

Поверхность коричневого оттенка (если пирожки)

Потрепал

Похлопывать, поглаживать

2 остановка:

Исправь ошибку. Прочти отрывок. Найди  неточность в отрывке. Среди карточек в конверте выбери подходящее слово, воспользуйся ножницами  и наклей его поверх ошибочно написанного.

высокий

длинной

лавке

зонтиком

карандашом

листке

Лена

бабушка

Катя

рисовала

нытик

турист

путешественник

чёрной

компьютером

 

1.                Маленький  старичок  с  короткой  седой  бородой сидел  на  скамейке  и  палочкой  чертил  что-то  на песке.

2.                Катя  сидела  за  столом  и  читала.

3.                – Эх  ты,  морячок!  Ну  ладно,  собирайся.

3 остановка:

Кому принадлежат эти действия? Соедините действие с героем, кому это действие принадлежит.

Чертил

Засмеялся

Рисовала

Покосился

Усмехнулся

Прошептал

Приговаривала

Выпрямилась

Сгребла

Буркнул

Засопел

 

Павлик

 

 

Бабушка

 

Старичок

 

Сестра

 

Брат

 

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами для начальной школы. Волшебные сказки

Викторина для начальной школы по произведению Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Викторина по произведению Л. Андреева «Петька на даче»

Валентина Осеева. Рассказы для детей

Викторина по сказкам А. С. Пушкина в начальной школе

Вера Шипкова # 2 февраля 2014 в 22:21 +2
Хороший материал. Рассказы Осеевой учат доброте, чесности. Задача педагогов развивать интерес к художественной литературе.
Римма Зуфаровна Ахматьянова # 9 февраля 2014 в 13:56 +2
Замечательный материал. Я буду пользоваться этим материалом! Спасибо Вам!
Лилия Мазитовна Юмагулова # 1 марта 2014 в 13:41 +2
Очень интересный и полезный материал. Возьму себе на заметку. Детям нравится читать рассказы Осеевой. К тому же, они жизненные, поучительные, учат детей добру, справедливости и честности. Спасибо за конспект!
Ольга Ивановна Левкина # 8 марта 2014 в 20:35 +1
Важно развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к изучению творчества В.А.Осеевой.   Произведения В. Осеевой  учат добру, справедливости. Они актуальны во все времена. Спасибо.
Наталья Николаевна Матафонова # 28 марта 2014 в 15:44 +1
Наталья Сергеевна, с интересом изучила Ваш конспект, т.к. очень люблю проводить уроки по произведениям Валентины Осеевой. Кому, как ни ей знать, как воспитывать нравственных детей. Ведь она сама была педагогом. Спасибо!
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 17:27 0
Материал интересный, возьму себе на заметку.Можно использовать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках ОРКиСЭ, модуль "Светская этика".
Наталья Станиславовна Шилова # 14 мая 2014 в 18:07 +1
Интересный конспект урока. Реализация поставленных задач прослеживается через весь урок. На уроке были использованы современные технологии. Спасибо
Роза Анатольевна Чеканкина # 12 июня 2014 в 16:16 +1
Очень прекрасный материал.
Елена Алексеевна перзашкевич # 5 июля 2014 в 12:54 +2
Уроки по произведениям В. Осеевой содержат богатый материал, способствующий формированию ценных нравственных качеств.В разработке урока представлены интересные задания, которые позволяют решить все образовательные задачи.Некоторые из них взяла себе на заметку. Спасибо!
Елена Алексеевна Перзашкевич # 12 июля 2014 в 15:27 +2
Уроки по произведениям В. Осеевой содержат богатый материал, способствующий формированию ценных нравственных качеств.В разработке урока представлены интересные задания, которые позволяют вовлечь в активную учебную деятельность учащихся.
Богатырева Светлана Ивановна # 17 июля 2014 в 21:55 +1
Педагог умеючи подошёл к подготовке урока к разработке конспекта. Очень многое можно включить в урок даже в коррекционной школе.
Ольга Анатольевна Воронцова # 30 июля 2014 в 22:30 +2
Удачна выбрана форма урока. Урок позволил обучающимся сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Педагог показал, что тема затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.
Фаина Фиргатовна Ишкинина # 17 сентября 2014 в 23:17 +2
Доброго времени суток! Безусловно, замечательный конспект, нет ничего лишнего. Очень интересные, разнообразные задания. Дети знают В. Осееву, а значит, это актуально. Используя весь необходимый наглядный материал, реализуются все принципы обучения и воспитания. Спасибо!
Юлия Александровна Овчелупова # 10 ноября 2014 в 14:35 +1
Очень интересный материал, доступный. Произведения В.Осеевой интересны детям.На уроке использовались современные технологии.
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:31 0
Мне лень написать слова благодарности, поэтому я вставлю эту картинку, которых полно в интернете
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ирина Александровна Бурдюг # 29 ноября 2014 в 22:03 +1
Спасибо за разработку. Мне очень понравилось. Методически правильно выполнен анализ произведения.
Жанна Алексеевна Шкуратова # 3 декабря 2014 в 17:00 +1
Очень интересная разработка урока. Буду с удовольствием использовать её.
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 20:13 +1
Впервые встречаю такой материал. Очень интересно. Огромное спасибо.
Светлана Викторовна Машкова # 19 декабря 2014 в 11:59 +1
Поучительный урок. Спасибо. Если таблицы и схемы на интерактивной доске - детям будет интересно.
Анна Владимировна Скорикова # 30 декабря 2014 в 21:15 +1
С интересом прочитала разработку урока. Нестандартная форма проведения урока, безусловно, вызывает интерес...Спасибо!
Анна Дмитриевна Амоскова # 4 января 2015 в 22:07 +1
Очень интересная форма урока. У нас в речевой школе иногда проходят игры по станциям, и мы, педагоги уже не раз убеждались насколько детям интересен этот вид деятельности. Только мы обычно играем всей школой, а не одним классом, но вашу идею можно отлично использовать на параллели. Если в школе три первых класса, то вот уже и три кабинета для станций. Мне, как преподавателю речевой школы, очень понравилось то, что много речевой работы: здесь и расширение и активизация словаря, и непосредственно чтение, и развитие умения работать с текстом. Большое спасибо за материал.
Наталья Александровна Попова # 15 февраля 2015 в 11:51 +1
Прекрасный урок для маленьких первоклашек. Так как всегда думаешь, как же привлечь и научить читать хорошо, осознанно и развить навыки чтения. Произведения В.Осеевой мои ребята читают с большим удовольствием. Спасибо!
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 февраля 2015 в 23:25 +1
Уважаемая Наталья Сергеевна! Мне понравился конспект вашего урока - Литературная игра по рассказу В.Осеевой " Волшебное слово".Но смущают такие моменты. Во вступлении Ведущий говорит лишние сведения об В.Осеевой, которые не нужны ребёнку Если, как вы указываете, дети читали это произведение самостоятельно, то первоклассники сразу споткнутся на лексическом толковании слов(Смущённо-растревожено-это вообще разное значение. Словарь Ожегова.) Задания 5-6, 8-9 интересны. Я считаю, что в играх такого типа пропадает сам рассказ, внимание к образному слову, где столько звучания и мысли в каждом глаголе с зависимыми словами.
Любовь Николаевна Тарасова # 17 февраля 2015 в 18:25 +1
Добрый вечер Наталья Сергеевна! Спасибо за грамотно составленный урок литературного чтения.Урок обучающий и развивающий - это самое главное.Дети с удовольствием выполнят все задания. Осеева понятна и доступна первоклашкам.
Желаю Вам дальнейших успехов!
Анна Петровна Комаревцева # 22 февраля 2015 в 22:39 +1
Уважаемая Наталья Сергеевна! Ваш урок - один из вариантов организации обучения по чтению. Конечно, каждый день использовать такие нетрадиционные формы проведения урока сложно. Но как интересно детям! Урок понравился разнообразием заданий по изучаемой теме.Желаю дальнейших успехов.
Светлана Викторовна Кочеткова # 25 февраля 2015 в 23:13 +2
Творческий подход автора виден во всем. Весьма важным элементом урока Наталья Сергеевна считает организацию диалога с учениками: на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.
Ирина Ивановна Киселёва # 28 февраля 2015 в 17:04 +1
Добрый вечер Наталья Сергеевна!Очень интересная разработка урока. Возьму себе в закладку. Ребятам интересно читать рассказы Осеевой. Они поучительные, учат детей добру. Спасибо за конспект!
Ирина Степановна Бодриченко # 26 марта 2015 в 14:49 +1
Очень интересная разработка урока.Творческий подход автора виден . Каждый день использовать такие нетрадиционные формы проведения урока сложно.НО НАШИ ДЕТИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И ЖДУТ ТАКИХ УРОКОВ.ТВОРИТЕ И ДЕЛИТЕСЬ С НАМИ.СПАСИБО БОЛЬШОЕ.
Рамзия Нурмиева # 28 марта 2015 в 10:37 +1
Рассказ В Осеевой "Волшебное слово" вызывает у учеников большой интерес. Не во всех программах начальной школы есть этот рассказ. Можно прочитать на уроках внеклассного чтения или в группе продленного дня. Ваше занятие построена в форме игры-путешествия. В ходе путешествия ученики выполняют разнообразные задания. Я думаю, что после таких уроков дети захотят прочитать все произведения В. Осеевой. Этот рассказ учит только хорошему, доброму и чтение этого рассказа решает ряд воспитательных задач:
-побуждает учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей.
- учит детей выделять нравственную сторону в поступках литературных героев.
- формирует рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе рассказов В. Осеевой.
- развивает творческие способности учащихся, способствует разнообразному творческому самовыражению учащихся.
- прививает детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.
- учит детей давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- воспитывает активную жизненную позицию, единство слова и дела.
Сание Аблясовна Куртвелиева # 28 марта 2015 в 18:20 +1
Здравствуйте. Очень понравилась ваша разработка. Безусловно все дети очень любят уроки - путешествия. Подобраны интересные задания. Возьму и себе на заметку. Спасибо Вам.
Светлана Юрьевна Папанова # 30 марта 2015 в 22:09 +1
Большое спасибо за урок.Мне всё понравилось в вашем уроке, но особенно работа над словарным запасом учащихся
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 19:30 +1
Здравствуйте. Ваша разработка действительно интересная, но если бы на начальном этапе урока тему назвали сами учащиеся, было бы на много интересней и занимательней раскрыть цель урока самим учащимся.
Екатерина Владимировна Бунеева # 12 июня 2015 в 17:17 0
Спасибо вам за отличный материал. Дети это самое ценное что у нас есть. И все мы несомненно готовы вложить в их светлые головы только самое лучшее, прекрасное и вечное. Ваш урок идеален. Спасибо вам что вы готовы все это воплощать в жизнь !
Зайцева Светлана Валентиновна # 23 июня 2015 в 21:47 0
Наталья Сергеевна! Вы большая молодец! Отличный урок. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС. Реализует мощную воспитательную задачу. А главное, после такого урока детям будет что рассказать дома, они с нетерпением будут ждать следующего урока.А, значит, уровень мотивации у этих детей будет достаточно высок.А это очень важно. Замотивированный ученик показывает качественные результаты как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Хочется Вам пожелать творческих успехов! Спасибо!
Наталия Тимофеевна Колесникова # 24 июня 2015 в 17:36 0
На произведениях В. Осеевой воспитывалось не одно поколение. Ее рассказы учат детей добру, благородству, честности, взаимовыручке, товариществу, уважению... Список характеристик можно продолжать до бесконечности. Что привлекло внимание в Вашей разработке?! Динамичность подачи материала, форма взаимодействия с учащимися на уроке и разнообразие педлагаемой информации. Спасибо за материал!!!
Людмила Сергеевна Никифорова # 21 июля 2015 в 13:00 0
Интересный конспект урока. Реализация поставленных задач прослеживается через весь урок. Интересные задания не дадут скучать на уроке! Спасибо!
Людмила Николаевна Медведкова # 27 июля 2015 в 22:06 0
Очень интересная разработка литературной игры по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"! Очень порадовало - это работа в командах, а именно внедрение групповой работу уже в 1 классе, что способствует формированию коллектива, сплоченности, взаимопонимания, инициативности. Интересный ход игры - использование остановок, что помогает реализовать принцип последовательности.
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 21:21 0
Мне понравился конспект вашего урока - Литературная игра по рассказу В.Осеевой " Волшебное слово".Меня всегда привлекают уроки нестандартных форм. они активизируют детей , способствуют лучшему запоминанию изученного на уроке.Разнообразны формы работы на уроке.Виден творческий подход автора виден во всем. Весьма важным элементом урока Наталья Сергеевна считает организацию диалога с учениками.
Татьяна Владимировна Пожилова # 19 ноября 2015 в 10:18 0
Увлекательный конспект вашего урока - Литературная игра по рассказу В.Осеевой " Волшебное слово".Детям нравятся привлекают уроки нестандартных форм. они активизируют их, способствуют лучшему запоминанию изученного на уроке.Много интересных форм работы на уроке.Виден творческий подход автора виден во всем.
Татьяна Владимировна Волкова # 26 ноября 2015 в 15:54 0
Литературная игра - это уже интересно, так как нестандартные формы проведения урока всегда по нраву детям. Плюс ко всему произведения Осеевой - это классика детской литературы. Мне понравилась разработка. Такие занятия - отличный способ воспитывать навыки коллективной работы.
Наталья Валентиновна Ломанова # 13 декабря 2015 в 19:51 0
В. А. Сухомлинский, придававший огромное значение игре, писал: «Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Спасибо ВАМ, за такой подарок, нам учителям! Вы очень творческий человек!Я уверена , что ребята после такой игры унесут очень многое с собой!
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 14:35 0
Щчень интересный и познавательный материалю
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:39 0
Очень интересный урок. Обязательно использую в своей работе
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 22:12 0
Уважаемая Наталья Сергеевна! Интересная идея организации обучения по чтению. Очень удачно выбраны произведения В.Осеевой, которые учат детей чувствовать, думать, учат их добру. Я считаю, что таких произведений в современных программах должно быть больше.
Светлана Юрьевна Бокова # 9 февраля 2016 в 20:22 0
Спасибо за материал. Через игровые формы работы учитель даёт детям разнообразный материал. Я за опережающее обучение. А здесь оно просматривается. Понравилось использование кроссворда и крылатые выражения. что современные дети знают мало.
Ирина Александровна Почекаева # 14 февраля 2016 в 01:58 0
Очень интересно, мне понравилось, грамотное построение материала. Поучительное произведение. Возьму себе на заметку. Спасибо.
Виктория Константиновна Корецкая # 21 февраля 2016 в 22:38 0
Спасибо огромное, оригинальная форма проведения урока, особенно, если организовать такую игру ещё с двумя 1 классами. Дети любят, когда при проведении урока используешь игровую деятельность. Особенно, привлекает, что дети приобретают опыт работы в группе. Автор творчески подошел к разработке, удачи в дальнейшей работе.
Ирина Владимировна Борисова # 26 февраля 2016 в 20:30 0
Произведения В. Осеевой актуальны и любимы во все времена. В них огромный материал для воспитания . Часто использую ее произведения в своей работе. Мероприятие понравилось разноообразием форм и средств. Обязательно возьму на заметку!
Асель Ерболовна Елеуова # 28 февраля 2016 в 19:51 +1
Рассказы Осеевой очень нравственные, добрые, чесные, правдивые. Привлечь детей к их чтению очень правильная задача. Сейчас детки почти не читают, тем более авторов то йэпохи. Этот материал показывает, как можно заинттересовать детей чтением правильных книг.
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 16:42 0
Отличный материал!Буду с удовольствием использовать в своей работе при изучении рассказа В.Осеевой "Волшебное слово". Закрепление проходит в игровой форме, как раз для первоклашек.
Марина Павловна Фролова # 24 мая 2016 в 20:19 0
Литературная игра - путешествие - очень интересная форма подачи материала.Конспект разработан методически грамотно, продуманы все этапы. Всё интересно, думаю, что дети получат не только знания , но и научатся быть добрыми, честными.
Елена Юрьевна Шеломова # 15 июня 2016 в 15:57 0
Современный урок литературного чтения, каким он должен быть? Многие педагоги не могут найти ответ на данный вопрос. Данный урок интересен, содержательно наполнен, необычен. Спасибо педагогу.
Инна Сергеевна Варганова # 20 июня 2016 в 07:50 0
Спасибо. Интересная форма проведения. Увлекательно. Продумана групповая работа.Молодцы!
Елена Юрьевна Шеломова # 4 июля 2016 в 17:49 0
Творческий подход автора виден во всем. Весьма важным элементом урока Наталья Сергеевна считает организацию диалога с учениками: на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 11:36 0
Необычный урок в форме игры-путешествия. Нравственные аспекты урока позволят детям ориентироваться в окружающем их мире. Подобран содержательный и интересный материал, что позволит развивать познавательную активность обучающихся.
Екатерина Сергеевна Зеленкова # 21 августа 2016 в 15:35 0
Хороший урок!
Ольга # 11 октября 2016 в 16:02 0
Замечательный материал с разнообразными видами работ для учащихся на основе поучительного произведения В. Осеевой.
Ольга Алексеевна Бродская # 16 октября 2016 в 22:13 0
Оригинальная форма проведения урока,т.к. дети любят, когда при проведении урока используется игровая деятельность. Особенно, привлекает, что дети приобретают опыт работы в группе. Очень содержательный материал. Автор творчески подошел к разработке урока, использует различные занимательные задания. Использует весь необходимый наглядный материал, тем самым реализует все принципы обучения и воспитания. Безусловно, замечательный конспект, нет ничего лишнего.Спасибо!