Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. Носова.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
— Как вы выполнили задания в «Творческой тетради»?
— Какие пословицы о добре вы выписали?
Ill. Работа по теме урока
1. Информация об авторе
— Расшифруйте, что написано на карточках. Первой указана координата по горизонтали, второй — по вертикали.
5 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
4 |
Е |
Ж |
3 |
И |
Й |
К |
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
2 |
С |
Т |
У |
Ф |
X |
Ц |
1 |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. 3,3; 4, 4; 6, 4; 4, 3; 1, 3; 1, 5; 5, 4.
2. 3, 3; 4, 4; 6, 4; 4, 3; 1, 3; 1, 5; 6, 5; 3, 5; 4, 4; 1,4.
3. 3, 3; 4, 3; 1, 2; 4, 3; 3, 5.
— Прочитайте имя автора, чье произведение мы сегодня будем читать. (Николай Николаевич Носов.)
— Что вы помните и знаете об этом писателе?
Свой первый рассказ — «Затейники» — Николай Носов напечатал в журнале «Мурзилка» в далеком 1938 г. Но и сегодняшние читатели считают носовских героев своими современниками. Николай Николаевич Носов не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен... Потом учился в Институте кинематографии в Москве, ставил научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.
В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 г. — тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее.
И еще один очень важный момент. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...
2. Литературная викторина
— Сейчас проверим, как вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия по первым трем буквам.
1. Авт... (Автомобиль). 2. Дру... (Дружок). 3. Зам... (Замазка). 4. Зап... (Заплатка). 5. Кар... (Карасик). 6. Зат... (Затейники). 7. Ого... (Огородники). 8. Огу... (Огурцы). 9. Саш... (Саша). 10. Сту... (Ступеньки). 11. Тел... (Телефон). 12. Фан... (Фантазеры).
— Отгадайте загадку.
Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец —
Вкусный, спелый... (огурец).
— Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
— В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся. Читайте целыми словами.
место — поместил — поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем — целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся — оглядываться
о-ста-но-вил-ся — остановился
— Читайте внимательно.
соврал — сорвал
совать — соврать
нарвали — наврали
выпрошу — выброшу
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Текст рассказа Н. Носова «Огурцы» нас. 15 учебника читают учитель и учащиеся.)
— Вам понравился рассказ?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика?
— А с вами когда-нибудь такое было?
— Как мама оценила поступок Котьки?
- Что чувствовал Котька, когда шел по улице? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
— Какие черты характера проявились у Котьки?
— Каким изобразил его автор?
— Что еще можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
— Как сторож оценил раскаяние Котьки?
— Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
— В чем вы почувствовали его строгость?
— В чем проявилась доброта? (Мудрый — не кричал, не наказал.)
— Прочитай те последние три строчки. Чему радовался Котька?
— Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
— Какой поступок совершил Котька в конце рассказа?
— Можно ли его поступок назвать благородным?
— Соотнесите пословицы с текстом произведения.
• На обмане далеко не уедешь.
• За правое дело стой смело.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 16, 18. Какие моменты на них изображены? Почему именно эти эпизоды проиллюстрировал художник?
- Какие подписи можно сделать к иллюстрациям?
— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, что изображено на иллюстрациях.
— Найдите в этом рассказе предложение, в котором заключена основная мысль. («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен».)
— Сделайте вывод. (Вот что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.)
— Чему учит история с Котькой? (Честности, чувству товарищества, отзывчивости. Из сложившейся ситуации он вышел достойно.)
VI. Рефлексия
- Что же вы почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
• Я никогда не думал, а теперь понял...
• Я понял, что за плохой поступок...
VII. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Котька?
— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?
— Что полезного для себя вы почерпнули из рассказа? Домашнее задание (на выбор)
Пересказать текст рассказа Н. Носова «Огурцы». Придумать продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы». Сделать свои иллюстрации к рассказу. Найти в школьной или домашней библиотеке книги Н. Носова, подготовить их презентацию в классе.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!