Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться, знать, почему книгу называют самым великим чудом на свете, какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать научно-познавательный текст, выделять в нем основную мысль, обсуждать в паре ответы на вопросы, не конфликтуя; личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг, любимых детьми данного класса, магнитная азбука (из нее составлено название учебника), карточки со стихотворениями.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Первый раз в первый класс
Вот и осень на дворе,
Птицы к югу полетели —
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новоселы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело...
Хватит бегать и играть,
Мы займемся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски —
Всем мы с гордостью ответим:
МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,
А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
Т. Бокова
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; утвердительно).
— А сейчас прочитайте выразительно стихотворение.
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
В. Берестов
— Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что это значит: уметь читать? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться на уроках?
— Определите тему и цели урока.
III. Работа по теме урока
- Мы отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название.
(На доске запись.)
ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ
— Как надо прочитать? (Справа налево.)
Да, страна называется «Литературное чтение».
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков
— С каким призывом обращается автор?
— Почему он призывает вас читать всю жизнь? Что значит набираться ума? (Ответы детей.)
— Прочитайте выразительно это стихотворение.
— У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком виде?
— Как называется наш учебник? («Литературное чтение».)
— Почему книг две? (Учебник состоит из двух частей.)
— Как вы думаете, почему учебник издали в двух частях? (Чтобы школьникам было легче носить. Иначе получился бы очень толстый учебник.)
— Что нарисовано на обложке учебника и почему?
— Пролистайте учебник, вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их.
— Определите назначение каждого элемента.
— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.
— Какие разделы указаны в содержании? («Книги - мои друзья», «Жизнь дана на добрые дела», «Волшебная сказка», «Люби все живое», «Картины русской природы».)
— Проанализируйте условные обозначения. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в «Творческой тетради», ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)
— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен в первой и второй частях учебника?
— Нравится ли вам учебник? Чем? (Ответы детей.)
— Какие правила работы с книгой вы знаете? Для чего они вообще нужны? (Учебник необходимо обернуть, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для будущих учеников.)
— Назовите авторов учебника. (Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с содержанием учебника
— Откройте учебник на с. 157. Еще раз прочитайте в содержании названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения каждого раздела.
(Учащиеся работают самостоятельно, читают названия разделов и высказывают свои предположения.)
— Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?
— А сейчас проверим, как вы можете ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:
• стихотворение Ф. Тютчева «Листья»;
• стихотворение И. Бунина «Первый снег»;
• произведение Н. Носова «Трудная задача»;
• произведение М. Зощенко «Не надо врать»;
• стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок»;
• русскую народную сказку «Летучий корабль».
Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз листать книгу надо бережно. В ней всегда должна быть закладка.
— Найдите на с. 3 обращение авторов к вам. Прочитайте его самостоятельно.
— А теперь прочитаем текст вслух.
— Работая в паре, составьте вопросы по статье, задайте их одноклассникам.
(Ученики составляют вопросы. Если эта работа вызовет затруднения, то учитель сам задает их.)
— В чем уверены авторы?
— Что мы хотим понять, читая книги?
— В чем помогают книги человеку?
— Что значит уметь читать?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради (Если нет рабочей тетради, можно приготовить задание на карточках.)
Стр. 4
— Прочитайте и закончите каждое предложение.
Ленивый и прилежный
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит...
«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит...
К.Д. Ушинский
— Что хотел сказать нам автор?
VI. Рефлексия
- Какие знания и умения, приобретенные во 2 классе, мы сегодня закрепили?
- Каким должно быть отношение к учебной книге? (Бережным и аккуратным.)
— Что вы узнали нового на уроке?
— Чему научились?
VII. Подведение итогов урока
— Как называется учебник, который мы будем изучать?
— Каковы ваши впечатления от работы на уроке? Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?
Домашнее задание
Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанных летом.
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Нет комментариев. Ваш будет первым!