Конспект урока биологии в 8 классе

Урок биологии в 8 классе по теме «Строение и функции кожи»

Автор: Преснякова Ольга Валентиновна, учитель биологии МБОУ «Беломестненская СОШ» село Беломестное Новооскольский район Белгородская область

Данная разработка урока по теме «Строение и функции кожи»  составлена для УМК Пасечника В.В. Для проведение урока использован диск: «Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное пособие нового образца. Электронная библиотека Просвещение». Урок разработан для учащихся 8 класса. Мультимедийное пособие обеспечивает демонстрацию строения кожи и её производных. На уроке используется компьютерное тестирование, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, рисунками. К уроку предусмотрена подготовка сообщений учащимися по производным кожи, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал.

Тема урока: «Строение и функции кожи».

Цель урока: формирование у учащихся знаний о строении и функции кожи.

Задачи урока:

Образовательные: выяснить взаимосвязь строения и выполняемой функции кожей;

Развивающие: формирование умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками; развитие монологической речи учащихся; формирование навыков работы с тестовым материалом, дополнительной литературой по предмету;

Оборудование:

1. ПК

2. Диапроектор, экран.

3. CD: Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное пособие нового образца. Электронная библиотека Просвещение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Активизация познавательной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с органом, а каким вам предстоит узнать благодаря подсказкам:

· Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.

· Это самый тяжёлый орган.

· Его называют «зеркалом здоровья и болезни».

· Этот орган постоянно отмирает и рождается вновь.

· Этот орган тесно связан с нервной системой.

3. Изучение новой темы:

3. Изучение нового материала:

3.1. Строение кожи.

Рассказ учителя: кожа специальное образование служащее границей между живым организмом и окружающей средой. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2 м2.

Самостоятельная работа с рисунком 83 стр.201 учебника.

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы:

1. Сколько слоёв можно выделить в строении кожи?

2. Определите, каким слоям принадлежат эти вторые названия: гиподерма (подкожная жировая клетчатка), надкожица (эпидермис), дерма (собственно кожа).

3. В состав кожи входят разные типы тканей. Как вы считаете, в каком слое расположен:  многослойный эпителий ( эпидермисе), рыхлая соединительная ткань (гиподерма), плотная волокнистая соединительная ткань (дерма).

4. В эпидермисе можно выделить мертвые (ороговевшие) клетки и живые. Как вам кажется, где расположены живые клетки?

5. Используя рисунок назовите, чем образована собственно кожа(дерма)?

6. Эта часть кожи выполняет функцию амортизатора, является  энергетическим резервом. Как она называется? (гиподерма).

Просмотр видеофрагмента – эпидермис (3 этап урока из диска). Фронтальная беседа после просмотра по вопросам:

· Где располагается ростковый слой эпителия?

· Перечислите функции росткового слоя эпителия? (обновление клеток)

· Через сколько дней ростковые клетки достигают ороговевшего слоя? (30 дней).

Просмотр видеофрагмента – дерма (5 этап урока). Что такое регенерация кожного эпидермиса?

Самонаблюдение.

1. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружили? (эластичность). Назовите слой кожи, который позволил провести этот простой эксперимент. (дерма).

3. Рассмотрите рисунок на подушечках пальцев. Объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

3.2. Производные кожи.

Сообщения учащихся о ногтях, волосах, сальных и потовых железах.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Человек защищён от переохлаждения и перегревания благодаря этим производным кожи. Их количество насчитывается до 2 млн. назовите их? (потовые железы).

2. Эти производные кожи отсутствуют только на коже ладоней и подошвах ног. На 1см2 кожи их насчитывают несколько десятков, а на коже лба, носа, верхней губы более сотни. Что это? (сальные железы).

3. Все вы видели седые волосы. Как вам кажется это мертвое образование или живое, почему?

4. Они способны расти в течении всей жизни человека. (ногти).

5. Функция этих производных кожи усиливается особенно при заболевании почек. В сутки они образуют до 500 мл. вещества. Назовите это вещество? (пота).

Просмотр видеофрагмента – сальные железы (7 этап урока).

Беседа по вопросам:

* с какой скоростью растёт человеческий волос? (3 мм в день)

* что расположено на поверхности волос? (кожное сало)

3.3. Функции кожи.

Самостоятельная работа с текстом стр.202-203 учебника. Прочитайте материал, найдите ответы на вопросы: благодаря каким функциям кожи возможно:

1. Определить форму предметов, размер, плотность? (рецепторной)

2.  В чём проявляется взаимосвязь строения и выполняемой функции?

4. Закрепление изученного материала:

Фронтальная беседа по вопросам:

1.  Сколько слоёв включает в себя кожа?

2.  Почему образуется загар?

3. Если посмотреть на кожу она состоит из ромбиков и треугольников, поверхность которых кажется блестящей, почему?

Компьютерное тестирование с использованием CD: Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное пособие нового образца. Электронная библиотека Просвещение.

5. Домашнее задание.

В-1. §39, стр. 204 ? 1-3, кроссворд.

1. Они находятся в волосяных фолликулах.

2. Его приобретает кожа под влиянием солнечного света.

3. Внутренний слой кожи.

4. Покровы тела человека состоящие из кожи и её производных.

5. Жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ, придающих ей солёный вкус и специфический запах.

6. Процесс, когда при высокой температуре окружающей среды теплоотдача в организме возрастает, а при низкой – уменьшается.

7. Нервные окончания воспринимающие тепло, холод, давление, боль.

8. Наружный слой кожи.

9. Кожные роговые образования «встающие дыбом» при испуге.

10. Собственно кожа.

11. Функция кожи.

12. Кожные роговые образования.

В-2. §39, стр. 204 ? 1-3, таблица

Строение и функции кожи.

Слой кожи

Строение

Функции

 

 

 

Литература:

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971.

2. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», АСТ, 1995.

3. Пепелева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человеку) 8 (9) класс. - М.: ВАКО, 2007.

4. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии) в таблицах и схемах. - М.: «Издат-школа», 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока биологии для 7 класса

Екатерина Чобанова # 8 июня 2013 в 20:33 +2
Мне очень понравился Ваш конспект, а точнее, его ход. Весь урок построен таким образом, что ученики постоянно работают самостоятельно, а это очень важно. Ведь именно самостоятельная работа, поиск информации, ее обработка вызывают живой интерес к предмету, теме. А кроссворд в виде домашнего задания - это опять вовлечение в предмет, применение полученных знаний на уроке. Мне кажется, что можно было бы предложить ребятам самостоятельно составить кроссворды по данной теме.
Мария Александровна Святочевская # 31 августа 2014 в 19:27 0
Добрый день. Урок достаточно содержательный и интересный. Судя по количеству заданий, темп урока быстрый. Домашнее задание для 1 варианта по форме значительно отличается от домашнего задания для второго варианта - не возникает ли у учащихся нареканий?
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:11 0
Конспект урока хороший, можно взять на вооружение. Кроссворд обязательно использую! Спасибо!
Эльмира Александровна Мынбаева # 10 ноября 2014 в 20:33 0
урок просто супер! весь урок учащиеся активно работают, развиваются. мне очень нравится! спасибо
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 10:51 0
Ольга Валентиновна! Много различных форм при проведении урока приветствую! И компьютерное тестирование, и самостоятельная работа учащихся с текстом, рисунками,и кроссворды, и сообщения учащихся, всё это способствует развитию познавательного интереса к теме и предмету. Спасибо за разработку!
Наталья Витальевна Баранова # 13 декабря 2014 в 11:12 0
Здравствуйте, Ольга Валентиновна. Познакомилась с Вашим конспектом урока и хотя работаю по учебнику авторов Колесова и Маш, возьму на вооружение данную методическую разработку.
Спасибо.
Алла Ивановна Топчий # 29 апреля 2015 в 08:25 0
Добры день, коллега! Спасибо за емкий и качественный урок! Вам удалось полностью овладеть вниманием детей на уроке, активизировав их познавательную и творческую деятельность. На мой взгляд, надо немного сконцентрировать внимание детей в конце урока на рефлексии... .
Спасибо за Ваш труд!
Вера Александровна Полушкина # 15 июля 2015 в 23:03 0
Добрый день.Познакомилась с Вашим конспектом урока и хотя работаю по другой программе ( Сонина) , возьму на вооружение данную методическую разработку.Удачи.
Сатеник Вагеевна Аветисян # 26 июля 2015 в 18:32 0
Здравствуйте, Ольга Валентиновна! Очень понравился конспект урока, составленный Вами.особенно кроссворды! Я работаю по другому учебнику (Сонина), но в теме все очень хорошо разобрано и доходчиво объяснено. Спасибо огромное!
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 19:59 0
Урок интересен самостоятельной работой обучающихся, формой домашнего задания. Спасибо за разработку!
Татьяна Александровна Иванова # 5 ноября 2015 в 18:52 0
Спасибо за содержательный и интересный урок. На уроке дети много работают самостоятельно. Применение кроссворда повышает интерес детей к уроку.
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 20:22 0
Весь урок дети вовлечены в процес,довольно много информации должны узнать сами.Кроссворд почему-то им проще составлять сами чем решать.
Елена Вереретенникова # 6 февраля 2016 в 17:31 0
Спасибо за замечательный урок. Удачи в нелегком труде, коллега!
Анна Владимировна Борисова # 9 мая 2016 в 08:55 0
Уважаемая Ольга Валентиновна! Замечательная разработка, она заставляет думать и придумывать свое, так как появилось много мыслей и идей
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:36 0
Спасибо за оригинальный урок! Буду использовать в своей практике.