Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспект урока истории – 5 класс

Автор: Селукова Надежда Петровна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Кулигинская СОШ»

Аннотация:

Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 5 классе при изучении новой темы. Кроме этого данную разработку  можно применять в частичном виде при изучении конкретных тем, отраженных в данной разработке, использовать на внеклассных мероприятиях, проводя параллель между современным воспитанием и своеобразным  воспитанием в древние времена.

Цели:

- познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы.

- воспитывать уважение к другому образу жизни, приобщать учащихся к ценностям мировой культуры;

Оформление:

• карта: “Греция”;

• плакат с девизом: “ У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта”;

• презентация  с иллюстрациями спартанцев, Спарты и элементов сравнительной таблицы.

Оборудование: мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы.

Литература:

О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира,

- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.»

- Годер Г. И, Методическое пособие по истории Древнего мира.

- Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г. 

- иллюстрированная энциклопедия всемирной истории «Греки»;

- хрестоматия по истории Древнего мира».

Основные понятия, изучаемые на уроке: олигархия, илоты, лаконичная речь, спартанское воспитание,

Предварительное задание: подготовить сообщение миф о Пелопсе

Ход урока:

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Учитель приветствует гостей, учащихся: «Добрый день дорогие ребята, гости. Выглядите  вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

Учитель:

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и историей заняться

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше изучить Спарту, нам надо повторить  что происходило в Афинах.

2. Проверка домашнего задания

Учитель проводит картографический диктант: Для начала мы с вами  поработаем с исторической картой, начиная с первого ряда, для этого каждый ученик находит по одному объекту, относящемуся к Греции на карте, название объекта, которое  лежит на ваших столах (приложение 1). (Ученики подходят к карте, называют объект и показывают на карте)

1. Балканский полуостров

2. Южная Греция

3. Средняя Греция

4. Северная Греция

5. Афинский полис?

6. С какими государствами граничит?

7. Остров Итака

8. Аттика

9. Микены

10. гора Олимп

11. Дельфы

12. моря, которыми омывается Греция

13. Троя

14. Спарта

Учитель: Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно, и даже смогли найти Спарту, с которой мы даже еще пока не знакомы.

Организует дифференцированную работу учащихся: проверку домашнего задания мы организуем таким образом, чтобы все были опрошены, для этого нескольких ученикам я подготовила  карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 2).

Ученики, получившие карточки начинают работать самостоятельно, а  с остальными учениками учитель организует фронтальный опрос, ученики отвечают на вопросы.

1. что означают эти слова:

- Демос - народ;

- Демократия - власть народа;

- Реформы - преобразования;

- Граждане - свободные афиняне.

2. Кто установил демократию в Афинах? (Солон).

3. Словарная работа: заменить одним словом:

Город – государство (полис).

Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).

Совет знати (ареопаг).

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

КВН по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Галина Ершова # 29 января 2014 в 21:43 +1
Интересная тема! Думаю дети тоже заинтересуются Древней Спартой.
Ксения Гесть # 31 января 2014 в 19:46 0
Не очень сильна в истории, но конспект интересный. Судя по вашей разработке, предмет история в школе для ребят - любимый предмет!!! Спасибо, Надежда Петровна, что пригласили в гости. Вы молодец! +1
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 10:24 +1
Конспект интересный и детально проработнанный. Раскрыты все стороны изучаемого вопроса. Прекрасная работа!
Айгуль # 10 февраля 2014 в 10:45 0
Здравтсвуйте! Очень интересный сценарий. Пятый класс- важная веха в изучении истории для любого человека, так как, если не вызвать интерес к предмету сейчас, в самом начале, то дальше будет сложнее. Надежда Петровна! Ваши ученики должны просто влюбиться в предмет с таким преподавателем: интересным, любящим свой предмет и детей, профессиональным педагогом! Спасибо!
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 18:56 +1
Тема сама по себе очень интересная, особенно для мальчишек. Сравнительный анализ полисов дает яркую картину жизни в городах-государствах. Я очень люблю блок Древняя Греция. Спасибо за конспект! К этим урокам я прилагала медиа материал, удачная подборка в сборнике "Как создавались империи".
Инна Анатольевна Белкина # 24 февраля 2014 в 11:27 +1
Здравствуйте! Очень интересная методическая разработка урока. Использованны разнообразные формы работы на уроке, раскрыты все стороны изучаемой темы.Думаю дети были заинтересованы. спасибо за конспект!
Люция Рифовна Закаляпина # 14 июля 2014 в 02:37 +1
В последнее время тема Спарты отражена в голливудских фильмах. Эти фильмы с натяжкой можно назвать историческими, скорее это история представлений о Спарте в кино начала 21 века. У детей с младых ногтей должно быть по возможности адекватное представление об истории и специфики античных полисов. Данная работа вполне отвечает этим целям. Спасибо за содержательную и интересную разработку!
Наталия Николаевна Москалец # 23 августа 2014 в 20:06 0
Очень хорошая работа.Все четко и логично. Учтены практически все требования к современному уроку. Прекрасная, оригинальная пауза( о которой чаще всего забывают, а если и планируют, то ломают голову как привязать к теме). Гармоничные и разнооразные виды деятельности учащихся и т.д. В итоге прекрасная разработка для 5 класса любого уровня и всех программ основной школы. Спасибо!
Галина Геннадьевна Туркина # 26 сентября 2014 в 22:58 0
Тема "Древняя Спарта" всегда нравится ученикам 5 класса. А в такой форме понравится тем более. Много разных видов деятельности. Четко прослеживаются все этапы урока. Мне кажется, можно было бы чуть иначе сформулировать цели, привлекая к этому учеников. В конспекте урока приводится цитата, вокруг которой можно было и работать над целеполаганием.
Ольга Васильевна Пустошинская # 1 октября 2014 в 19:04 0
интересно составлен урок,воспитание в спарте и сейчас....Спасибо!
Оксана Викторовна Антипина # 4 октября 2014 в 20:03 0
Грамотный прекрасно разработанный урок, с различными видами деятельности. Цели урока достигнуты. Некоторые наиболее интересные моменты возьму себе на заметку. Но мне как учителю истории не понравились некоторые моменты, когда педагог пытается навязать свои оценки детям, чего, я думаю, делать не следует. Особенно учителю истории, который формирует представление ребенка об окружающем мире. А здесь учитель пытается сразу внушить негативную оценку Древней Спарты как незащищенной, неразвитой, отсталой.
Оксана Владимировна Мешкова # 3 ноября 2014 в 19:26 0
Добрый вечер,Надежда Петровна.Разработанный Вами материал очень интересен и может пригодиться в моей дальнейшей работе. Спасибо Вам! С Уважением, Мешкова Оксана Владимировна.
Елена Валерьевна Посаженникова # 8 ноября 2014 в 08:06 0
Надежда Петровна! Очень интересная разработка! Спасибо. Обязательно воспользуюсь. Один вопрос: времени урока хватит?
Ольга Владимировна Кораблева # 14 ноября 2014 в 20:07 0
Здравствуйте,Надежда Петровна!Скачала ваш материал,спасибо,хотя 5 класс не веду (на будущее),но очень понравился материал !Очень полезная и интересная разработка.Хорошо продуман вводный мотивационный элемент урока,уделяется внимание работе с картой,формируется умения работать с ней,что важно на уроках истории. мифы знакомят с культурой античности.Спасибо!
Наталья Геннадьевна Примакина # 17 ноября 2014 в 12:34 0
Очень хорошая разработка урока. Использованы дополнительные материалы. Работа с картой
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 20:30 0
Очень серьезная работа! Необычные задания! Интересная работа с картой
Виктория Владимировна Зотова # 4 декабря 2014 в 22:05 0
Здравствуйте, Надежда Петровна! У меня большой стаж работы в 5-х классах. Тема "Древняя Спарта" всегда интересна мне как педагогу и я стараюсь,чтобы она была интересна и моим ученикам. В предложенной Вами разработке мне понравились некоторые моменты: работа учеников с заданиями по карточкам,; расшифровка фразы... Прекрасный материал для инсценировки, который будет способствовать развитию у ребят творческих способностей. Спасибо за интересную и содержательную разработку.
Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 12:50 0
Здравствуйте,Надежда Петровна! Методически верно построен урок. Соблюдены все этапы урока. Я думаю, что ваши ученики любят уроки истории. Спасибо! Убитаева Майра Аскербековна.
Косова Елена # 5 января 2015 в 19:10 0
Здравствуйте, Надежда Петровна! Очень интересная разработка урока. Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, разнообразие приемов и методов работы. Обязательно что-то буду использовать в своей работе. Спасибо! Успехов!
С УВАЖЕНИЕМ,КОСОВА Е.А.
Косова Елена # 5 января 2015 в 19:10 0
Здравствуйте, Надежда Петровна! Очень интересная разработка урока. Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, разнообразие приемов и методов работы. Обязательно что-то буду использовать в своей работе. Спасибо! Успехов!
С УВАЖЕНИЕМ,КОСОВА Е.А.
Косова Елена # 5 января 2015 в 19:11 0
Здравствуйте, Надежда Петровна! Очень интересная разработка урока. Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, разнообразие приемов и методов работы. Обязательно что-то буду использовать в своей работе. Спасибо! Успехов!
С УВАЖЕНИЕМ,КОСОВА Е.А.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:12 0
Надежда Петровна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!
С уважением Никкина Т.В.
Светлана Олеговна Бралина # 8 января 2015 в 21:50 0
Добрый вечер, Надежда Петровна! Необычный организационный момент уже настраивает на урок, не похожий на другие. Методически выдержан, материал подобран в соответствии с возрастом. И просто замечательный сценарий урока. Спасибо огромное!
Марина Станиславовна Гарастюк # 14 февраля 2015 в 11:28 0
Надежда Петровна, вы разработали замечательны урок, который полностью соответствует образовательным стандартам второго поколения. Урок ценен тем, что в течении всего занятия ваши ученики участвуют в различных формах работы. Очень понравились задания для проверки материала: картографический диктант, фронтальный опрос в оригинальной форме. При изучении новой темы вы грамотно используете методы проблемного обучения и исследовательский метод. Составление сравнительной таблицы развивает у ребят умение систематизировать исторический материал. Хочется отметить и ту атмосферу, которую вы создали на уроке, благодаря вступлению,позитивному настрою, оригинальной физкультурнике урок получился очень интересным. Вы молодец!!! Очень редко встречается такой проработанный материал. Многое взяла себе на заметку. Большое спасибо за вашу работу!
екатерина # 17 февраля 2015 в 09:48 0
Потрясающий урок, интересная тема - интересная подача материала. Используются различные виды деятельности! Есть что взять в свою копилку....... Молодец!!!
Нина Анатольевна Косолапова # 26 февраля 2015 в 17:41 0
Здравствуйте! Очень интересная работа! Правильно подобранный материал, соответствующий возрасту учеников! Спасибо!
Ольга Анатольевна Печёнкина # 6 марта 2015 в 20:21 0
Тема интересная,но в тоже время дети испытываю сложности при запоминании событий, дат , имён героев. Я обычно тоже стараюсь блок Древняя Греция давать с использованием ИКТ.Надежда Петровна, Вашу методическую разработку. взяла на заметку, обязательно постараюсь использовать Ваш содержательный и полезный материал! Спасибо за конспект!
Татьяна Викторовнна Старкова # 11 июня 2015 в 09:36 0
Одна из самых интересных тем и очень профессионально разработана. Сталкиваюсь с проблемой запоминания дат, имен, событий, но в данной работе приведены полезные задания для закрепления трудных моментов. Спасибо.
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:41 0
Конспект хороший. тема наезжена. было бы интересно посмотреть разработки на "редкие темы" для 5-х классов
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:44 0
Добрый вечер! Урок очень интересный и плодотворный!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и метапредметных результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо за готовый урок!
Кириллова Людмила Анатольевна # 28 сентября 2015 в 18:13 0
Хороший конспект, урок соответствует требованиям ФГОС. Порадовало применение карты, очень люблю работу с картой. Такие уроки развивают познавательный интерес детей к истории.
Инна Аркадьевна Захарова # 2 ноября 2015 в 20:01 0
Представленный материал актуален, имеет практическую значимость, используются нетрадиционные приемы обучения и организации детей. Доступен для проведения и интересен. Такое разнообразие форм активизации учеников будет помогать поддерживать у них интерес и активность на уроке. Спасибо за Ваш опыт работы!
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:37 0
Хороший урок с точки зрения информативности, актуальности,
интересных примеров, привлекательных и познавательных задач.
Екатерина Андреевна Шумаева # 4 декабря 2015 в 22:28 0
Очень богатый урок, реализация которого предполагает чередование различных видов деятельности. Есть возможность вести беседу сразу со всем классом, в выполнение заданий также вовлекать весь класс (даже в ходе работы с картой. Тоже практикую работу с индивидуальными заданиями, а разработанные Вами карточки очень содержательны и разнообразны! Интересна сценка, которая используется при изучении вопроса воспитания спартанцев!
Евгения Борисовна Иванова # 17 марта 2016 в 16:38 0
Материал очень интересен. Возьму себе на заметку. Понравилось, что учитель использует различные формы деятельности. Работа с картой, словарная работа, заполнение сравнительной таблицы учит ребят анализировать изученный материал, делать выводы. Одним словом-Вы молодец! Спасибо
Галина Валентиновна Неплюева # 27 марта 2016 в 15:38 0
Интересный материал,разнообразные виды деятельности,в работу вовлечен весь класс. Хорошие разноуровневые задания. Спасибо за разработку индивидуальных карточек,я обязательно использую в своей работе. Спасибо за ваш труд.
Рива Ильинична Романова # 11 мая 2016 в 16:47 0
Надежда Петровна, вы разработали очень интересный и познавательный методический материал. Урок ценен тем, что в течении всего занятия ваши ученики участвуют в различных формах работы. Очень понравились задания для проверки материала: картографический диктант, фронтальный опрос в оригинальной форме. При изучении новой темы вы грамотно используете методы проблемного обучения и исследовательский метод. Составление сравнительной таблицы развивает у ребят умение систематизировать исторический материал. Хочется отметить и ту атмосферу, которую вы создали на уроке, благодаря вступлению,позитивному настрою, оригинальной физкультурнике урок получился очень интересным. Вы молодец!!! Очень редко встречается такой проработанный материал. Многое взяла себе на заметку. Большое спасибо за вашу работу!
Елена Владимировна Никонорова # 13 мая 2016 в 18:15 0
Здравствуйте.Очень интересная разработка.На уроке прослеживаются разные формы работы,хорошо продуман каждый этап урока.Но я бы предложила автору добавить в урок самооценивание учащихся.
Женихова Екатерина Сергеевна # 14 мая 2016 в 10:17 0
Очень насыщенный урок, в котором используются разнообразные формы работы,что очень важно именно в 5-х классах. Обязательно возьму себе в копилку данный материал. Спасибо!
Ольга Валентиновна Черняк # 30 мая 2016 в 16:49 0
Очень интересная разработка урока. Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, разнообразие приемов и методов работы. Обязательно что-то буду использовать в своей работе. Хоть мы и занимаемся о учебнику Михайловского, но в данном конспекте есть те методические приемы, которые можно взять к себе на вооружение
Светлана Олеговна Бралина # 22 августа 2016 в 21:51 0
Добрый вечер! Прекрасно изложен материал. Урок разработан в соответствии с требованиями Новых стандартов. Вы используете различные виды деятельности на уроке -это способствует активизации внимания детей.. Мне очень понравился урок по темпу и насыщенности. Благодарю за предоставленный материал
Наталия Олеговна Шевченок # 24 октября 2016 в 10:03 0
Добрый день.Конспект разработан грамотно. Понятны цели и задачи урока, которые в соответствие с провидением урока будут достигнуты с помощью, разработанного конспекта По данный конспект может послужить идеальным образцом для молодых педагогов.