Литература

Материалы для учителя литературы

Конспекты уроков литературы

Методика преподавания литературы.

Внеклассная работа по предмету литература

Кукольный спектакль «Доброе сердце дороже красоты» (по мотивам книги П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»)

Действующие лица

Баба Груша, пожилая казачка

Дед Митяй

Мальчик Ваня

Груня, девушка-казачка с добрым сердцем

Театрализованная программа с викториной по произведениям писателя «В гости к Шолохову»

Ведущий 1. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок.

Ведущий 2

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль, гонимый

Низовым ветром. До утра. 

Литературные викторины для школьников 7-8 класса

Викторина №1

1. Кодовое слово, по которому открывались двери одной подземной сокровищницы? (Сезам.)

2. Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с нравоучительным выводом? (Басня.)

3. Самый богатый селезень в мире? (Скрудж.)

4. Русский писатель, автор рассказа «Белый пудель»? (А. И. Куприн.)

Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса

Автор: Ровенская Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог, учитель русского языка и чтения КС КОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г. Орёл

Описание материала: предлагаю методическую разработку урока внеклассного чтения по теме «Весна, весна! И все е рады…»  для учащихся 5 класса (11-12 лет), обучающихся в специальных (коррекционных) школах  8 вида

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для 9 класса Литературное соревнование «Своя игра»

Автор: Бобкова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа Островский район Костромская область

Описание материала: Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование  «Своя игра» для учащихся 9 классов школы, присутствуют 10-11 классы.

Конспект урока литературы – 5 класс

Автор: Пастухова Анна Васильевна, учитель МБОУ «Камчугская ООШ»

Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературы в 5 классе  по программе В. Я. Коровиной по теме:  Становление характера героя по рассказу  В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (2 урок по произведению). Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель: наблюдение над  становлением  характера героя

Автор: Варзина Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Тотемская СОШ №1»,  г. Тотьма

Предлагаю разработку урока литературы в 6 классе по программе Г. Меркина. Этот урок интересен тем, что в него включены инновационные педагогические технологии (технология педагогических мастерских и технология развития критического мышлнения).

Тема урока: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Технология педагогических мастерских (технология развития критического мышления – фишбоун, незаконченные предложения, синквейн)

Место урока в теме: 15 (16) урок в теме «Из литературы XX века»

Урок литературы в 5 классе

Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни  И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова».

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Тема: «Чичиков в поэме  Н.В.Гоголя «Мертвые души» (ролевая игра)

Автор: Иванушкина Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Козловская СОШ»

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы. Возраст обучающихся – 10 класс. Конспект урока представлен в виде ролевой игры в форме заседания суда. Позволяет лучше усвоить основную тему и мысль произведения, развивает творческие способности обучающихся.

Урок - игра для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Автор: Политова Валентина Евгеньевна, учитель русского языка и чтения и развития речи ГБС(К)ОУ СКОШ-и №8 VIII вида с. Кослан Удорского района Республики Коми

Описание материала:  Данный урок является обобщающим. Его можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках предметных недель и как урок внеклассного чтения. Он полезен учителям чтения и развития речи коррекционных школ VIII вида и учителям литературы общеобразовательных школ.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Урок-игра по литературе

Тема: «Литературный калейдоскоп».

Класс: 7

Автор: Береснева Светлана Павловна, учитель МБОУ ООШ № 9 городского округа Сухой Лог Свердловской области

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Данный урок является обобщающим. Его можно использовать в качестве внеклассного мероприятия. Он будет полезен учителям литературы, зам. директорам по воспитательной работе. 

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов коррекционных школ VIII вида.

Литературная игра «Проще простого» по произведениям Корнея Ивановича Чуковского.

Автор: Политова Валентина Евгеньевна, учитель русского языка и чтения и развития речи ГБС(К)ОУ СКОШ-и №8 VIII вида с. Кослан Удорского района Республики Коми

Описание материала: игровой предметный конкурс по чтению и развитию речи для учащихся 5-7 классов. Литературная игра представляет собой внеклассное мероприятие, которое может использоваться в рамках предметных недель коррекционных школ VIII вида.

Работа над характеристикой литературного героя (по содержанию повести-сказки Э. Н. Успенского)

Автор: Загарских Марина Константиновна, учитель МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области

Описание работы: характеристика литературного героя почтальона Печкина на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Материал предназначен для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или на занятиях внеурочной деятельности.

Разработка методического приема на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

Автор: Казаринова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нижнемуллинская СОШ», Пермский край, Пермский район, с. Нижние Муллы.

Описание материала: Предлагаю вам программу уроков свободного выбора (в некоторых школах это могут быть либо факультативы, либо курсы по выбору) «Как писать стихи». Данная программа предназначена для детей 5-8 классов для развития их творческих способностей в процессе создания поэтического текста, может быть использована педагогами-словесниками.

Программа уроков свободного выбора  «Как писать стихи»

Автор: Макарова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Мангутская средняя общеобразовательная школа Называевского МР Омской области»

Литературно-художественная композиция «Её величество женщина» (женские образы в поэзии, живописи, музыке).

Разработка литературно – художественной композиции «Её величество женщина» может быть использована учителями русского языка и литературы как внеклассное мероприятие по предмету для пятого, шестого классов.