Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева

Конспект урока литературы для студентов техникума

Автор: Гнутова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Константиновский сельскохозяйственный техникум г. Константиновск

Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева (урок)

Работа посвящена изучению и раскрытию понимания символичности образов в поэзии Ф.И. Тютчева.

Используется для студентов 1-го курса.

1. Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

Учащимися к уроку дается задание самостоятельно прочитать стихи Ф.И. Тютчева.

1.2. План проведения урока

Цели:

1) Познакомить учащихся с творчеством поэта, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;

2) Выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение чувств;

3) Привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;

4) Развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

5) Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории; любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева; тексты стихотворений; учебник; репродукции известных художников, изображающие природу, магнитофон, романс на стихи Тютчева “Весенние воды”, презентация.

Тип урока: урок усвоения нового материала

1.3. Ход урока

Звучит романс «Я встретил Вас» в исполнении А.Федосеева.

I. Вступительная беседа по вопросам.

Что вы знаете о Ф.И. Тютчеве?

Какие стихи читали, учили?

О чем этот поэт пишет?

Ваше первое впечатление от стихов? («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою зимою околдован лес стоит...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...»). А вот новый для вас Тютчев: «Слезы людские, о слезы людские», «Не рассуждай, не хлопочи!», «Эти бедные селенья...», «Русские женщины».

Какие стихи Тютчева привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (Чтение ребят).

II. Работа над новым материалом

Поэзия Ф. И- Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают Духовную культуру каждого Человека/Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. В 1903 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, один из его горячих поклонников, И.С. Аксаков, писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной незаконченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает Нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него". О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева - поэта необычна: это судьба последнего русского поэта - романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать "именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Л.Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской "Весны":

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, -

Что устоит перед дыханьем

И в первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход "молодой весны", и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Зеленеют нивы

Зеленеют под грозой.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбу противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте, времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. "На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром..." - восхищается поэт картиной ночного моря. ("Как хорошо ты, о море ночное" (1865). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках "Весенние грозы". Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: "как хорошо ты, о море ночное...", "Есть в осени первоначальной...",

"Как весел грохот летних бурь...", "Люблю грозу в начале мая...". Поражает диапазон художнического видения поэта - от тонкого волоса паутины, что "блестит на праздной борозде", до океана вселенной, объемлющего "шар земной". Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет "мглистым", пышность древесного убора - "ветхой", сияние ночного моря - "тусклым", "Воздушная арка" радуги полнеба обхватила и в высоте изнемогла".

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы, он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной...") или же осенний вечер - предвестие зимы ("Осенний вечер"). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром "в начале мая". Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне ("Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит...").

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык..." - убежден поэт. (Стихотворение "Не то, что мните вы, природа...", 1836 г.). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит, Весенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя". Вешние воды "бегут и будят сонный брег". Уступая дорогу весне, зима злится, "хлопочет", "ворчит", "бесится". "Лазурь небесная смеется", "полупрозрачный лес грустит" и так далее. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто мета: форы и олицетворения; живую краску природы "он принимал и понимал не кйс свою фантазию, а как истину", - писал B.C. Соловьев.

Природа и Человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. ("Осенний вечер", "Еще земли печален вид...", "Когда в кругу убийственных забот...", "О чем ты воешь, ветер ночной"). Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество (Душа моя Элизиум теней ...", 1830 г.), история, культура, цивилизация - все кажется ему призрачным, обреченным на гибель ("От жизни той, что бушевала здесь...", 1871 г.).

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений ("Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые..." ("Цицерон").

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года:

В стихотворении "Весенние воды" - ручьи - первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфа) до теплых, тихих майских дней (3 строфа).

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят—

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Шум природы передаёт само звучание стихов. Аллитерации «бегут…будят…брег…бегут…блещут»; «гласят, гласят, гонцы»; «весна, весна, весны, выслала вперёд!» - это будто праздничные трубы природы, в которые трубят её глашатаи. Последняя строфа рисует весеннее успокоение, цветущее блаженство мая. Образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу:

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

III. Работа учителя с классом.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают.

Весна. «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Важно чтобы ребята почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести.

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: "В душном воздухе молчанье", "Как весел грохот летних бурь", "Неохотно и несмело"... Стихотворение "Неохотно и несмело" создает олицетворенный образ природы. Место действия - земля и небо, они же - главные персонажи, гроза - это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя "неохотно и несмело" смотрит солнце, "исподлобья" поглядывает на поля и гром "все сердитей", а земля "принахмурилась", но все же природу красит этот гнев - "зеленеющие нивы зеленее под грозой”, и гроза несет блаженство сияния: "И в сиянье потонула вся смятенная земля".

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..." и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба.

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении "Чародейкою зимою околдован лес стоит". Зимнее "чудо" совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: "околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою". Стихи завораживают своей музыкой, "колдуют":

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Итак в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? — Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева — это живое, разумное существо.

IV. Слово учителя.

Далее учитель знакомит учеников с размышлениями русского философа Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева (Приложение к уроку).

III. Подведение итогов

Итак, мы видим, Тютчева недаром, называют певцом русской природы. И надо Думать, что полюбил Он ее не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

IV. Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть (на выбор)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, их значение

Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»

Татьяна Алексеевна Страупе # 14 октября 2014 в 23:29 +1
Я так поняла, что это урок-лекция, но для пробуждения интереса студентов к личности поэта нужны интересные биографические мелочи, которые покажут живого Тютчева, а не хрестоматийного. Мне очень нравится игра с ключевыми словами из нескольких стихов и составление текста на их основе. Получаются интересные высказывания. Хотя, разумеется, мой опыт основан только на школе, у вас другая специфика, возможно, я не права. Удачи!
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:53 0
Согласна, у каждого поэта, писателя есть какие-то малоизвестные факты биографии (можно было бы ребятам "покопаться"). Но тем не менее учащиеся знакомятся с творчеством поэта, видна связь с музыкой, и всё это направлено на воспитание любови к Родине, уважение к ее истории. Спасибо.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 17:08 0
Да, специфика урока зависит от целевой аудитории и количества часов, отведенных на изучение темы. Если 1-2 урока, то лекция актуальна, кому из нас везет больше и часов хотя бы 4-5, то можно изучать творчество Тютчева по темам: "Пейзажно-философская лирика", "Любовная лирика", "Тема Родины". Тогда и особенности поэтики, и символические образы выявить успеешь.
Евгения Михайловна Дубинина # 20 августа 2015 в 12:58 0
Добротный теоретический материал, но его нужно адаптировать, ученики просто не заинтересуются творчеством поэта.Мне кажется, если разбавить лекцию вопросами, стимулирующими творческую позицию учащихся, занятие пройдет более продуктивно.
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 21:53 0
На уровне сельскохозяйственного техникума этого материала, думаю, достаточно. Можно, конечно, самих студентов привлечь к подготовке урока. Хорошо хоть они стихи сами читали на уроке. В школе же методика другая, да и возможностей у учителя и учащихся больше. И в оценках обе стороны заинтересованы.