Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку

Автор: Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард

Количество часов: 68 часов

Задачи курса:

- углубить, расширить  знания по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры речи;

- научить применять стилистические ресурсы русского языка и повысить культуру речи;

- подготовить к письменному экзамену и тестированию.

Курс состоит из 7 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание, временной график.

В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.

Тематическое содержание

Кл\ч

Способ выполнения

Форма отчетности

Модуль  I . История русского языкознания.

Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.

Основные этапы исторического развития русского языка. Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.

Краткая история русской письменности.

Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.

Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.

4

Самостоятельное изучение

 

 

 

 

консультация

    Зачет

 

 

 

 

 Практическая  работа

Модуль II. Ударение. Литературное произношение и фоника.

Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Ударение в отдельных грамматических формах.  Произношение заимствованных слов. Русское словесное ударение. Звукопись.

5

Групповое занятие

Индивидуальное д/з

Тестовые задания

зачет

Модуль  III. Лексика. Стилистика.

Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавталогия.

9

Самостоятельное изучение

Занятие в классе

Занятие в группе     

Индивидуальное д/з

Практическая работа

 

зачет

Модуль IV. Фразеология . Стилистика.

Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов. Контаминация фразеологизмов.

Стилистика. Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота.  Перифразы.  Ирония. Аллегория. 

Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии.

16

Самостоятельное изучение

Занятие в классе

Занятие в группе

консультации     

Индивидуальное д/з

Практическая работа

Лингвистический анализ текста

Тестовые задания

зачет

Модуль V. Лексикография

Энциклопедические и лингвистические словари. Виды словарей. Образец типовой статьи. Составители.

2

Самостоятельное изучение консультации

сообщение

Модуль  VI. Морфология . Стилистика.

Имя существительное. Род. Число. Падеж.

Формы имен прилагательных.

Формы имен числительных.

Местоимения.

Глаголы.

Стилистика словообразования.

Использование суффиксов.

14

Самостоятельное изучение

Занятие в классе

Занятие в группе

консультации    

Индивидуальное д/з

Тестовые задания

 

зачет

Модуль VII. Синтаксис. Стилистика.

Синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определения. Согласование приложения. Управление. Отглагольные существительные. Однородные члены предложения.

Фигуры речи. Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.

 

17

Самостоятельное изучение

Занятие в классе

Занятие в группе

консультации    

Индивидуальное д/з

Практическая работа

Тестовые задания

 

зачет

Список литературы:

1. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки, тактика взаимодействия/ Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО, 2002.-368 с.

3. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).-М.: Сентябрь, 2004.-208 с.

4. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя.- Симферополь: Таврия,1993.-112 с.

5. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить .- М.: Сентябрь,1999.-128 с.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование /Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.- М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.

7. Розенталь Д.Э. ,Голуб И.Б.. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи.- М.:Махаон, 2005.-256 с. (Для школьников и абитуриентов)

8. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации.- М.: АПКиППРО, 2009.-56 с.  

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида

Конспект урока русского языка для 10 класса. Имя числительное

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему: «Заполнение почтового конверта»

Программа элективного курса по русскому языку, 5 класс

Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 11:09 0
Спасибо, Валентина Владимировна, для меня ваша разработка индивидуального маршрута - очень полезная информация. Обязательно использую в работе с ученицей, находящейся на дистанционном обучении и нуждающейся именно в таком направлении деятельности.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 12:27 0
Здравствуйте, Валентина Владимировна! Спасибо за Вашу разработку.Она очень содержательная .Это то, что мне нужно на следующий год для работы в старших классах.
Марина Александровна Павлычева # 28 августа 2014 в 17:59 0
Довольно сильный курс, для продвинутых учеников. Вы работаете в углубленке?
Ольга Борисовна Морозова # 1 октября 2014 в 20:12 0
Да , рассчитано на одаренку. Подойдет и для программы индивидуального развития ученика по русскому языку
Татьяна Алексеевна Страупе # 8 октября 2014 в 08:11 0
Спасибо, воспользуюсь вашей разработкой для надомного обучения
Елена Александровна Борисова # 23 октября 2014 в 08:35 0
Индивидуальный образовательный маршрут составлен грамотно.Темы рассматриваются последовательно, охватывая весь курс русского языка. Материал поможет хорошо подготовиться ребят к ЕГЭ.
Лариса Викторовна Яковлева # 29 октября 2014 в 15:41 0
очень полезно. спасибо автору.
Алла Альбертовна Гоморова # 31 октября 2014 в 22:02 0
Спасибо за интересный материал! Думаю, его можно использовать для работы с учащимися, занимающимися научно- исследовательской деятельностью, т.е. нашими " мановцами". Охвачен весь курс русского языка,поэтому индивидуальный образовательный маршрут поможет успешно сдать тестирование по русскому языку на Республиканском конкурсе- защите научно- исследовательских работ Малой Академии наук школьников Крыма " Искатель" тем учащимся, кто защищается в секциях " Журналистика", " Литературное творчество", "Литература", "Русский язык"
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:32 0
Спасибо, очень своевременный материал.
Людмила Михайловна Колмакова # 8 ноября 2014 в 19:13 0
Всё расписано чётко по модулям (разделам) русского языка, и, особенно важной частью, я считаю, являются 1-й и 2-й модули. Составлено методически правильно. Данный материал буду учитывать в дальнейшей работе.
Татьяна Викторовна Фадеева # 16 ноября 2014 в 11:35 0
Спасибо, Валентина Владимировна, за Вашу работу. Сейчас актуальным является составление индивидуальных учебных планов и маршрутов. Использую некоторые Ваши находки.
Марат Калимканович Сагумбаев # 21 ноября 2014 в 06:39 0
Очень интересный курс. Спасибо
Ирина Александровна Дингес # 23 ноября 2014 в 09:53 0
Да,курс действительно рассчитан для одаренных детей. Готовая программа для дополнительных занятий. Мне понравилось. Спасибо.
Наталья Михайловна Балакина # 3 декабря 2014 в 17:47 0
Благодарю за проделанную работу. Интересный курс. Актуален при подготовке к ЕГЭ.
Валентина Васильевна Ходосевич # 18 января 2015 в 15:20 0
Добротный курс. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ: теория структурирована, продуманы способы выполнения и формы отчётности. Можно использовать на предметном курсе: включен материал, выходящий за рамки школьной программы.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 17:01 0
Курс интересный, нужно попробовать для дополнительных занятий. Количество уроков русского языка не рассчитаны на темы из области стилистики и культуры речи (а жаль), я думаю, данный курс поможет детям учиться применять стилистические ресурсы русского языка и повысить культуру речи, а также подготовиться к экзамену. Спасибо.
Усманова Римма # 28 февраля 2015 в 19:23 0
Представленный материал "Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс) составлен мотодически грамотно. Такая форма работы актуальна в условиях ведения ФГОС. Программу можно использовать при подготовке к олимпиаде.Хочется выразить благодарность автору работы
Лилия Рафисовна Мингазетдинова # 2 марта 2015 в 21:02 0
Содержание занятие решает поставленные задачи. Широко используются игровые приемы: игровой персонаж, загадки, имитационные движения, которые так нравятся детям. А задумка вообще очень интересна с содержанием.
Алла Викторовна Третьякова # 17 апреля 2015 в 23:34 +1
Спасибо за содержательный подбор материала. Действительно, язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако далеко не все умеют им пользоваться. Возможно, ваш курс поможет овладеть некоторыми познаниями в области языка. Чем больше мы будем говорить на уроках,спецкурсах, факультативах, элективах о богатстве и величии русского языка, тем требовательнее станем к своей речи, тем острее ощутим необходимость совершенствовать свой стиль.
Елена Александровна Зинина # 14 июня 2015 в 10:24 0
Спасибо за материал. возьму на заметку
Валерия Григорьевна Дульман # 12 сентября 2015 в 14:03 0
Индивидуальные образовательные маршруты в старшей школе есть во многих школах, а на базе СПО это не очень развито. Прекрасно описаны модули и верно поставлено задачи. Думаю, поместить что-то подобное в программу развития одаренных детей техникума. Спасибо автору за идею и проработанный материал.
Алена Витальевна Гайсина # 6 октября 2015 в 11:42 0
Очень полезная вещь в методике любого учителя. Поэтому буду использовать при составлении программ элективных курсов в 7-9 классов.
Ольга Васильевна Цесевич # 14 октября 2015 в 16:09 0
К сожалению,в современных программах по русскому языку для старших классов мало внимания уделяется стилистике. Предложенный курс будет полезен в работе с одаренными детьми и для подготовки учащихся к олимпиадам. Попробую на его основе подготовить элективный курс на следующий год.
Татьяна Петровна Хомутова # 7 ноября 2015 в 21:10 0
Данный материал с успехом можно использовать для составления программ по элективным и лицейским курсам, а также для подготовки к экзаменам. Спасибо автору!
Ирина Егоровна Тарасенко # 11 ноября 2015 в 02:02 0
Серьёзный и интересный материал. Очень хорошо изложен. Можно использовать ежедневно в работе, для подготовки к ЕГЭ и тем более для углублённого, индивидуального изучения. Удобный, практичный и полный курс.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 18:48 0
Спасибо автору, очень полезный материал.
Анна Павловна Богдан # 26 декабря 2015 в 19:30 0
Интересная содержательная программа, будет полезна и для подготовки учащихся к ЕГЭ. Хотелось бы познакомиться и с поурочным планированием.Возьму на заметку при составлении программы индивидуально-групповых занятий.
Анна Вадимовна Бородихина # 31 января 2016 в 13:32 0
Индивидуальный образовательный маршрут помогает учителю сформировать УДД у сильного или слабого ученика, в зависимости от программы. Данная программа отлично подходит для работы с мотивированным учеником. Спасибо за разработку
Елена Константиновна Сапрыкина # 3 февраля 2016 в 20:34 0
Спасибо за продуманный материал программы. Учащиеся 10-11 классов очень нуждаются в таком образовательном маршруте, особенно те, которые настроены на серьёзное обучение после школы. Здесь есть полезные темы и для подготовки к ЕГЭ, и для олимпиад. Конечно, непросто. Но это ведь для серьёзного образования, а не для шаблонного.
Ирина Александровна Моисеева # 6 марта 2016 в 19:07 0
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку... Значит, это программа по выбору ученика? Нужно иметь большую эрудицию и немалую мотивацию для осознанного выбора. Надо подумать
Забира Кумшукбаевна Нысанбаева # 29 апреля 2016 в 20:34 0
Очень интересный материал. Поможет подготовить учащихся к письменному экзамену и тестированию.Спасибо!
Светлана Александровна Самойлова # 11 июня 2016 в 11:51 0
Спасибо, Валентина Владимировна, для меня ваша разработка - очень полезная информация. Обязательно использую в работе с учащимися , находящимися на дистанционном обучении и нуждающимися именно в таком направлении деятельности.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:12 0
Спасибо за материал.Для подготовки ЕГЭ можно взять полезные темы
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 16:19 0
Очень нужный материал, в следующем учебном году мне необходимо перевести на индивидуальный маршрут обучения несколько учениц, так что данная программа - настоящая находка! Спасибо!
Анна Николаевна Тихонова # 28 июня 2016 в 22:06 0
Спасибо за полезный материал! Беру на заметку.
Татьяна Александровна Степанова # 7 июля 2016 в 00:53 0
Спасибо за предоставление полезной информации. Есть темы, которые можно использовать для подготовки к ЕГЭ
Светлана Викторовна Гутарина # 19 июля 2016 в 01:05 0
Валентина Владимировна, здравствуйте. Материал, представленный Вами, безусловно, интересен. Только все же это программа элективного курса. Или я ошибаюсь? Спасибо!
Елена Олеговна Монетова # 29 октября 2016 в 09:08 0
Содержательный и полезный материал для учителя.Особенно при подготовке к ЕГЭ разработка - верное подспорье в работе учителя-словесника.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 20:37 0
Я считаю, что этот курс рассчитан на хорошо подготовленных учеников.Материал очень полезен и для учителей, можно воспользоваться.