Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Автор: Волкова Валентина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Рязани

Описание материала: предлагаю урок развития речи в 6 классе по теме «Обучающее изложение». Этот урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Урок предназначен как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой  компетенций.

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию  навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию  у учащихся любви к природе, Родине.

Раздаточный материал: Отрывок из произведения К.Паустовского «Прибрежный луг». Текст изложения по данному отрывку. Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Методы обучения, используемые  на уроке:

- словесные, наглядные, практические;

- методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

- методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организация детей на работу.

II. Сообщение темы урока: «Составление выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока – более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.

Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

Текст (у каждого на парте).

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

(К.Э.Паустовский).

Выборочное изложение (у каждого на парте).

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:

- Какова основная мысль исходного текста?

- К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?

- Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.

- Как можно озаглавить новый текст, отразив его основную мысль? («Исполинский чертополох», «Сказочный рыцарь»).

- Какой это тип текста?

- Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).

Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном – тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.

IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.

«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

V. Содержательный и языковый анализ текста.

- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).

- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),

- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)

- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).

- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).

- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).

VI. Сбор материала к изложению на тему «Звуки вечернего леса».

Коллективно дети выполняют следующие задания:

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).

2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения. («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).

3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.

4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности. («Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает земля…» остальная часть изложения повторяет последовательность текста.)

VII. Составление устного выборочного пересказа.

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

VIII. Написание выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

IX. Подведение итогов урока.

В итоге работы предлагаю учащимся памятку «Как работать над выборочным изложением». 

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Игра – соревнование по русскому языку для 6 класса

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Гончарова Оксана # 30 октября 2013 в 08:11 0
Спасибо большое за хорошую разработку урока. Скачала себе и применю сегодня  многое из Вашего конспекта.
Марина Юрьевна # 17 декабря 2013 в 14:26 0
Прекрасный конспект урока. Возьму в свою копилку. Большое спасибо.
Филолог # 7 января 2014 в 01:02 0
Во-первых, не языковый анализ, а языковой. Во-вторых, методист не знает нормы сочетаемости слов при управлении "Организация детей на работу".
Василий Кочетов # 7 января 2014 в 01:05 0
А как Вам этот перл "составление устного выборочного пересказа"? Методист считает, что пересказ, наверное, может быть письменным.
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 07:09 0
К уроку развития речи всегда требуется особая подготовка. Видно, что учитель серьезно подошел к подбору материала, выбору форм и методов работы. С удовольствием добавляю в свою копилку.
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:27 0
Достаточно трудоемко подготовиться к уроку развития речи, требуется определенный навык, чтобы донести до ребят основную идею, отработать алгоритм действий так, чтобы учащиеся на примере могли использовать его дальше, не прибегая к подсказкам. Особенно это касается начального этапа. Ребенка необходимо научить думать и понимать то, что он пишет. Ваша разработка мне понравилась, все доступно, интересно. Уверена, учащиеся хорошо поняли этот программный материал и справились с заданием. Спасибо!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:11 0
Хорошая работа с анализом текста, дети легко, используя опорный материал,напишут такое изложение и в дальнейшем не будет ужаса в глазах при произнесении "изложение". Главное, чтоб дети поняли принцип работы с текстом!
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 12:56 0
Проведу данную разработку с выпускником ГВЭ - пишем изложение почти каждый день. спасибо большое!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 30 октября 2014 в 20:13 0
Очень важный и нужный вид вид деятельности - развитие речи. так как задача учителя-словесника научить ребят высказывать свои мысли, собирать материал к высказыванию. И данный урок подтверждение этому. Учащиеся учатся думать, рассуждать, оформлять свои мысли на бумаге. Хорошо представлена работа над определением типа речи,основной мысли текста. думаю, мне это очень пригодиться. спасибо.
Тамара Викторовна Сергеева # 30 ноября 2014 в 16:57 0
Спасибо большое за хорошую разработку урока. Такие уроки всегда сложно разрабатывать и проводить.Скачала себе, проведу урок на основе вашей разработки, добавив свой материал.
Ольга Валентиновна Полежаева # 7 июля 2015 в 20:32 0
Очень хорошее занятие! Написание выборочного изложения всегда представляет определённую трудность у учащихся. На данном уроке очень доступно представлены различные формы работы с текстом, большое внимание уделяется также работе со словом. Спасибо большое! Желаю дальнейших творческих успехов!
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:16 0
Полезный материал спасибо автору!!!
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:16 0
Интересный и полезный урок. Сегодня подготовка детей к написанию изложению очень актуальна.
Елена Арсентьевна Кудрина # 4 ноября 2015 в 12:39 0
Важный и нужный вид вид деятельности - развитие речи. Полезный материал. После урока дети должны понять, как писать. сжатые изложения.
Анастасия Леонидовна Шилова # 7 ноября 2015 в 16:27 0
Несомненно,учащиеся часто сталкиваются с определенными проблемами при написании изложений. Задача учителя -приучить школьников относиться к данному виду работы достаточно спокойно. Изложение не должно быть стрессом, так как в 9 классе ОГЭ всех ждет!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:37 0
Урока актуальный и современный.Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Анна Вадимовна Бородихина # 30 января 2016 в 09:30 0
Очень хорошая разработка, довольно полезный материал. Спасибо автору.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:25 0
Спасибо за материал.Хорошая подготовка и выпускным экзаменам
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:43 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:31 0
Урок, вызывающий у многих учителей проблемы. Здесь всё разложено по полочкам, всё доступно и наглядно. Можно готовится по нему к экзаменам. Спасибо огромное!
Галина Николаевна Козак # 23 августа 2016 в 16:37 0
Работа заслуживает внимания. Уроки развития речи и подготовка к ним трудоемка и не всегда результативна. Учителю данной работы удалось подготовить замечательный материал, которым я с удовольствием и благодарностью воспользуюсь. Требования ФГОС изменили наши уроки и не всегда учителю удается правильно скомпоновать материал урока. Учитель - автор данной работы справился с этим на отлично. Благодарю за помощь.
Александра Михайловна Щепихина # 4 декабря 2016 в 18:51 0
Интересная работа. Хороший "рабочий"урок.
Урокам развития речи необходимо уделять особое внимание. Здесь продуман каждый этап, каждый шаг приведет к отличному результату, формы работы с текстом разнообразны и соответствуют возрастным особенностям детей.