Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой

Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее нас навек:

Охрана окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

В. Ковалёв

Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:

• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);

• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);

• развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);

• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

• творческому общению детей с природой;

• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.

п/п

Вид деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

1

Изучение книжного фонда школьной библиотеки

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

2

Создание тематической картотеки: «Экология - путь к пониманию природы»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

3

Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

4

«В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

5

Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов

1. Экология души.

В идеале - душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Диалог о сострадании.

По рассказу Л. Андреева «Кусака»

 

Дискуссия

5-6 классы

Учитель биологии, библиотекарь

2

Диалог о доброте. По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье»

Дискуссия

5-6 классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Диалог о безвозвратно утерянном.

По рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром»

Дискуссия

9-11 классы

Учитель биологии, библиотекарь

2. Человек и биосфера.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Планета Земля в опасности

Ролевая игра

«Экологический

консилиум»

9 класс

Учитель биологии, библиотекарь

2

Экологические «крестики - нолики»

Конкурс знатоков

9-11

классы

Учитель биологии

3

Вовлечённые в войну

Экологическая

экспертиза

7-8

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Проблемы

Мирового

океана

Экологический

суд

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Да будет свет

Телемост

«Энергетика будущего»

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

6

Боль Земли

Выставка книг, статей, рефератов учащихся

8-11

классы

Библиотекарь, учитель биологии

3. Природа - вечный источник красоты.

Главные задачи этого раздела - с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответствен

ный

1

Путешествия по стране Лeгумия

Игра-путешествие

5-6

классы

Учитель биологии, библиотекарь

2

Лесные тайны

Разгадывание кроссворда с элементами беседы

5-6

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Легенды о цветах

Заочная викторина

8-11

классы

Библиотекарь

4

Гимн природе

Выставка- викторина с элементами беседы

6-8 классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Голоса Земли

Познавательно- театрализованное представление

5 класс

Учитель биологии, библиотекарь

6

Красота, гармония и целесообразность в природе

Беседа

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

7

Природа как универсальная ценность

Семинар

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4. Здоровый образ жизни.

Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела - ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Как я отношусь к моему здоровью?

Анкетирование

6-8

классы

Библиотекарь

2

Наше здоровье и от чего оно зависит?

Беседа

6-8

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Сколько лет жить человеку?

Диалог о долгой и счастливой жизни

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Перекрёсток беды

Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа

5-11

классы

Библиотекарь

5. Милая Родина моя.

Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

 

1

Летающие цветы.

Галерея Красной книги

Экскурсия по страницам Красной книги

5-7

классы

Учитель биологии, библиотекарь

 

2

Виды особо охраняемых территорий

Семинар

8-9

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

А знаем ли мы птиц?

Игра - соревнование

6-7

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Люби и знай свой край

Путешествие по книге

6-7

классы

Библиотекарь

5

Наведи порядок в своём доме, дворе, улице

Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе

5-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

6. Человек и природа: этика взаимоотношений.

Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.

С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Почему экологию должны изучать все?

Сочинение- рассуждение

5-9

классы

Учитель биологии

2

Как красива родина моя

Фотовыставка творческих работ учащихся

5-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

День

природы

Игра «Что? Где? Когда?»

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Мир прекрасный, мир живой

Игра «Умники и умницы»

8-9

классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Я познаю малую родину свою

Исследовательские проекты

 

Учитель биологии, библиотекарь

Сценарии внеклассных мероприятий, праздников, досугов и викторин по экологии для 5-11 классов

Стендовый доклад. Практический проект: "Мы верим, село будет чистым!"Автор: экологический клуб друзей дикой природы WWF "Исследователь", МАОУ Молчановская СОШ №1", Томская область. Руководитель проекта: Перковская Ольга Владимировна, руководитель центра экологического образования и воспитания в школе. Описание материала. Материал стендового доклада может быть использован экологическими объединениями, волонтёрскими отрядами, педагогами-организаторами и всеми, кто заинтересован в чистоте св...

Исследовательская работа

Исследовательская работа «Сравнение видового состава водных и околоводных растений водоемов села Грань»Описание: научно-исследовательская работа имеет краеведческое значение и направлена на изучение природы села Грань Павловского района Воронежской области. Автор выступила перед участниками научно- практической конференции «Природа Павловского Придонья» в городе Павловск, где заняла первое место в номинации «Флора района». Исследовательская работа может иметь интерес для педагогов биологии,...

Экологический проект «Сад цвета и запаха»

Экологический проект «Сад цвета и запаха» Описание: Экологический проект «Сад цвета и запаха» предназначен для привлечения учащихся к изучению цветоводства и ландшафтного озеленения, а также воспитанию здорового образа жизни посредством изучения окружающего мира. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии, географии, начальных классов и педагогов-организаторов. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий от...

Экологический проект «Зеленая беседка»

Экологический проект для учащихся «Зеленая беседка» Описание: Экологический проект рассчитан для привлечения учащихся к ландшафтному озеленению и воспитанию трудовых навыков работы на земле. Проект представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии, географии, трудового обучения и начальной школы. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г...

Сценарий «Экологический бал» в школе.Описание: сценарий «Экологический бал » можно использовать учителям 7 – 9 классов при проведении вечеров и внеклассных мероприятий. Сценарий внеклассного мероприятия «Экологический бал» в школе.Цель: Способствовать экологическому воспитанию школьников. Задачи: 1.развивать экологическое мышление 2.коммуникативные способности ребят 3.привитие интереса и потребности к познанию мира Материал для вечера: ватманские листы, ручки, карандаши...

Конспект занятия для учащихся 5-6 классов

Конспект занятия для учащихся 5-6 классов "Берегите землю, берегите" Цель: познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе. Задачи. Образовательные: -способствовать формированию у обучающихся знаний о природе, её закономерностях; -Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение. Развивающие: -способствовать развитию мышления, внимания. Воспитательные: -формировать у обучающихся чувства ответственности за...

Обобщение опыта работы ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» по реализации образовательного проекта «Экологическая суббота в Слуцком районе за 2010-2015 годы»

Обобщение опыта работы ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» по реализации образовательного проекта «Экологическая суббота в Слуцком районе за 2010-2015 годы» Описание: В работе представлен опыт работы государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» по организации экологического просвещения учащихся Слуцкого района в рамках шестого школьного дня. Материал будет интересен классным руководителям, завучам по воспитательной работе, педагогам доп...

Программа объединения по интересам экологического профиля «Занимательная биология»

Программа объединения по интересам экологического профиля «Занимательная биология»Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь Аннотация. Авторская программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Занимательная биология» предназначена для изучения учащимися младших и средних классов окружающего мира, формирования экологического мировоззрени...

Сценарий внеклассного мероприятия «Деловая игра «Фирма» для учащихся 7-8 классаАвтор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край. Описание материала: Данный сценарий будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям. Материал предназначен для учащихся 7-8 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологическ...

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Календарь юного эколога»

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Календарь юного эколога»Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь Аннотация: Многие ребята в учебное время заняты в общеобразовательной школе, музыкальной и художественных школах, занятиями спортом и в танцевальных студиях. Таким образом, изучать увлекательный мир природы, у них просто нет в...

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь Аннотация: Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика» предназначена для изучения учащимися средних классов окружающего мира, формирования экологического мировоззрения и освоения азов использования природного и ...

Открытое обшеинтернатное занятие "Экологические тропы" Автор: Янченко Вера Викторовна, воспитатель ГКОУ РО Орловской специальной школы-интернат. Цель: Воспитание любви к природе. Задачи: – познакомить в игровой форме с экологическими проблемами; - расширить и углубить знания детей о лесе; – способствовать воспитанию любви к природе; – познакомить учащихся с правилами поведения в природе Описание: Данное мероприятие было проведено в нашей школе в рамках недели экологического воспитан...

Экологическое исследование «Скажем сказке заходи»

Экологическое исследование «Скажем сказке заходи»Описание. Исследовательская работа по экологии, направленная на изучение окружающего мира через изучение сказок. Автор участвовала с ней в районном конкурсе-выставке «Экология и сказка», выступала перед учащимися оздоровительных лагерей учреждений образования Слуцкого района в рамках экологической программы «Экология и фольклор». Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учит...

Экологический квест «Лукоморье»

Экологический квест для учащихся средних классов «Лукоморье» Аннотация. Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине» Славянские мифы, легенды и сказки учат любить и понимать окружающий нас мир, а значит любить Родину. Экологический квест «Лукоморье» поможет ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда. Квест «Лукоморье»...

Конспект нестандартного урока для 10-11 классов. Интегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды»

Конспект урока по естествознанию для 10-11 классовИнтегрированный урок-игра по теме «Охрана окружающей среды»Автор: Набилкова Татьяна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж», г. Тверь Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока по естествознанию для учащихся 10-11 классов. Урок проведен мною в форме игры с элементами КВН, использованы здоровьесберегающие технологии. По смыслу и дидактической цели - это урок систематизации обобщ...

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:04 0
спасибо за интересный материал
Оксана Владимировна Сверчкова # 28 апреля 2016 в 23:09 0
Прекрасный материал.Огромное спасибо.
Алёна Васильевна Парамонова # 1 мая 2016 в 13:33 0
Актуальный план работы, охватывающий целый блок тем и подходящий для разных возрастных групп учащихся. Ценный материал для библиотекарей.
Ирина Александровна Гордеева # 24 июня 2016 в 06:44 0
Спасибо за предоставленный материал.
Елена Валерьевна Жукова # 5 августа 2016 в 11:15 0
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Валентина Дмитриевна Митрофанова # 11 октября 2016 в 19:01 0
Здравствуйте! Экологическое образование и воспитание учащихся остается одним из приоритетных направлений работы школы.Экологические проблемы выдвинули перед педагогикой задачу воспитания детей в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.Я уверенна, что чем больше ребенок соприкасается с природой, занимается практической деятельностью (исследовательской работой, природоохранной деятельностью, походами и экскурсиями), тем результативнее будет эта работа.
Ольга Владимировна Перковская # 21 октября 2016 в 19:44 +1
Материалы интересные! Занимаюсь экологией в школе 13 лет. И у вас взяла много интересного. Спасибо!
Наталья Геннадьевна Маленко # 13 ноября 2016 в 21:51 0
Материал ценен не только для библиотекарей, но и для педагогов, учителей, воспитателей. Можно использовать в своей работе частично. Наша школа была экспериментальной площадкой по экологическому направлению и я, имея некоторый опыт работы по данной проблематике, хочу сказать слова благодарности автору экологического содержательного материала. Спасибо!