Практико-значимый проект в ДОУ

Практико-значимый проект «Книжкины именины»

Проект разработала воспитатель МБДОУ ЦРРД/С №4 «Веснушки» Московской области, г. Коломна Козлова Наталья Юрьевна

Проект подготовлен в рамках «Книжкиной недели». Проект творческий, краткосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.  Проект имеет несколько этапов.

Цели проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу.

На первых занятиях (вводный этап – получение новых знаний) дети знакомятся с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.

Второй этап – практический, когда дети, получив всю  необходимую информацию, начинают работать как взрослые, над созданиями книг. На данном этапе использован деятельностный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда. Данный этап имеет место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время.  Во время проведения практической части дети создавали книги, работали писателями, рисовали иллюстрации, подшивали переплеты, оформляли титульные листы, делали закладки. Кроме того, в группе работала бригада скорой книжкиной помощи, которая лечила старенькие и заболевшие книги: разглаживала мятые странички, подклеивала листочки, переплеты, стирала и латала.

Завершающим этапом проекта стала экскурсия в библиотеку, где дети, многие впервые, увидели огромную страну книг.

Результатом проекта стало не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского листа в детской городской библиотеке.

Практико-значимый проект «Книжкины именины» 

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.

Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую,  не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки.  Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью  книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Цель проекта: вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.

Задачи: сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний; учить правилам общения с книгой; воспитывать любовь к книге, вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.

Гипотеза: я считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем – библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.

Для реализации поставленных задач были проведены следующие занятия:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»;

Занятие по развитию речи «Книжка заболела»;

Занятие по конструированию «Книжки-малышки»;

Занятие по изобразительной деятельности «Закладки».

Экскурсия в библиотеку.

На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети узнали об истории появления книги, о первых берестяных книгах, и печатных станках, об использовании древесины для создания бумаги. Был пополнен речевой запас детей новыми словами: целлюлоза, иллюстрации.

На занятии по развитию речи «Книжка заболела», дети научились бережно относиться к книгам, не рвать их, не бросать, брать только чистыми руками. Кроме того, дети научились «лечить» книжки, с которыми плохо обращались. В занятии был использован проблемный метод обучения, поисково-исследовательский и деятельностный метод, когда дети на всех этапах занятия самостоятельно добывали знания о книге и о том, как ее лечить.

На занятии по конструированию дети узнали об этапах создания книги, о людях, которые трудятся над созданием книги, и попробовали самостоятельно сделать «книжки-малышки».

Для лучшего усвоения материала и в качестве подсказки была использована мнемотаблица, опираясь на которую, дети выполнили самостоятельно все этапы при создании своей замечательной книжки-малышки.

Для наших книжек была выбрана плотная бумага (обложка) и тетрадные листочки (странички книги).

Дети нарисовали яркие обложки и интересные рассказы в виде сюжетных картинок.

На занятии по изобразительной деятельности дети изготовили красивые закладки для своих книжек.

Вот, что у нас получилось.

На занятиях дети вели себя активно, внимательно слушали, выполняли задания, отвечали на вопросы. Особенно детям понравилось делать книжечки и закладки и лечить заболевшие книжки.

В рамках проекта была проведена экскурсия  в детскую библиотеку, где дети впервые познакомились с книжкиным домом, с огромным многообразием книг, журналов. Дети с восхищением слушали библиотекаря, с неподдельным интересом рассматривали стеллажи и полки с книгами.

Особенно привлекли внимание детей детские журналы с яркими иллюстрациями.

Не остался в стороне и самый интересный стеллаж с энциклопедиями, который охранял мудрый индеец.

Результатом экскурсии в библиотеку стало не только обогащение знаний детей о книгах, но и повторное посещение библиотеки вместе с родителями.

Завершающим этапом проекта стала книга «Сказки Незабудок», созданная детьми.

В нее мы записали все сказки, придуманные детьми нашей группы в течение всего учебного года.

Активное участие в проекте приняли и родители, которые внесли вклад в оформление книжного уголка, пополнение его новыми, не только красивыми, но и интересными книгами. (фото 19, 20)

Родители под чутким руководством детей погрузились в сказочный мир книги, посетив детскую библиотеку.

В ходе  проекта  было замечено, что дети стали чаще брать в руки книги, рассматривать иллюстрации познавательных книг, стали больше просить воспитателя почитать им.

Было  изменено и отношение детей к книгам. Они стали аккуратнее и бережнее к ним относиться. Кроме того, после экскурсии в библиотеку, многие дети и их родители стали ее частыми посетителями.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников

Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края

Краткосрочный проект в ДОУ по теме «Театр. Музыка» Вторая младшая группа

Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»

Проект в детском саду по теме: Что я знаю о себе

Светлана Гудкова # 2 мая 2013 в 11:41 +2
Проект отличный!Думаю дети будут больше общаться с книгой!Спасибо за материал!
Наталья Геннадьевна # 15 мая 2013 в 19:52 0
Отлично! Мне понравилось!Спасибо!
Наталья Козлова # 15 декабря 2013 в 19:09 0
спасибо!