Конкурсы

Занятия по ОБЖ во второй младшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ. Вторая младшая группа

СЕНТЯБРЬ

Занятие «Давайте познакомимся»

Цель: развивать умение называть свои имя и фамилию, возраст.

Материалы и оборудование: фотографии детей, зеркальце.

Дидактические игры

Цели.

• развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье;

• прививать любовь к близким.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями разных ситуаций в семье, мяч.

«Кто это?» («Моя семья»)

Описание игры. Педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи — мама, папа, бабушка и т. д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечают.

«Кто что делает?»

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т. д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т. д.).

Пальчиковая игра «Моя семья»

Цели.

• развивать умение согласовывать слова и движения;

• развивать эмоциональное состояние.

Описание игры. Педагог вместе с детьми читает стихотворение. Дети самостоятельно выполняют движения.

Этот пальчик — мамочка,    Показывают большие пальцы.

Этот пальчик — папочка,     Показывают указательные пальцы.

Этот пальчик — бабушка,    Показывают средние пальцы.

Этот пальчик — дедушка,    Показывают безымянные пальцы.

Ну а этот пальчик — я.        Показывают мизинцы.

Вот и вся моя семья!        Трясут раскрытыми ладошками.

Игра-тренинг «Я потерялся...»

Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.

Материалы и оборудование: игрушка-мишка.

Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цели:

• учить объединять игровые действия несложным сюжетом;

• закреплять называние ближайших родственников: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, а также их имена.

Материалы и оборудование: куклы, кукольная посуда и мебель, атрибуты из «Уголка ряжения»: фартуки, косыночки, юбочки, детские сумочки.

Мероприятия и материалы для родителей: домашнее задание — закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего адреса, ФИО родителей.

ОКТЯБРЬ

Занятие «Что я знаю о себе?»

Цели:

• знакомить со строением своего тела;

• помогать осознанию своей половой принадлежности.

Материалы и оборудование: плакат «Строение тела».

Дидактические игры «Собери Машеньку»,

«Что есть у куклы?»

Цели:

• учить называть часть тела;

• формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.

Материалы и оборудование: для первой игры — плоскостное изображение куклы, отдельных частей ее тела (голова, руки, ноги, туловище, глаза и т. д.), плакат «Части тела»; обычная кукла — для второй игры.

Игра «Умею — не умею»

Цель: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры.

1 вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею...» или «Я не умею...» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею бегать...», а ребенок продолжает: «...так как у меня есть ноги». Педагог: «Я не умею летать...» Ребенок: «...потому что у меня нет крыльев».

2 вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».

Игра «Ребенок — кукла»

Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.

Материалы и оборудование: кукла.

Описание игры. В гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д.), чем они отличаются {девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т.д.).

Занятие «Лепим маленькую куколку»

Цель: учить лепить предмет из двух частей круглой формы разной величины.

Материалы и оборудование: пластилин, игрушка кукла-неваляшка, салфетки.

Описание игры. Неваляшка приходит в гости к детям и просит слепить ей подружек.

Мероприятия и материалы для родителей: оформление родительского уголка дидактическим материалом на тему «Я — человек» (стихи, загадки, пословицы).

НОЯБРЬ

Занятие «В гостях у Мойдодыра»

Цель: способствовать формированию элементарных правил личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению.

Материалы и оборудование: предметы личной гигиены (мыло, мыльница, расческа, полотенце, мочалка, зубная паста и щетка), кукла.

Описание занятия.

Педагог читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последовательно демонстрируя иллюстрации. Проводит беседу по вопросам:

• Какой из мальчиков вам понравился больше?

• Почему вам понравился опрятный мальчик?

• Почему не понравился другой мальчик?

• Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым? (И т. д.)

Педагог, используя знакомые детям потешки, просит показать, как нужно мыть руки и лицо. Предлагает рассмотреть предметы личной гигиены, рассказать об их назначении.

Дидактические игры

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом.

Материалы и оборудование: мяч, кукла, кукольная посуда, салфетки.

«Что хорошо, что плохо?»

Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?»:

• Мыть руки после прогулки.

• Пользоваться носовым платком.

• Садиться за стол с грязными руками.

• Пользоваться расческой.

• Разговаривать во время еды. (И т. д.)

Дети отвечают.

«Кукла Маша обедает»

Описание игры. Дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда), и напоминают ей о правилах поведения за столом.

Чтение художественной литературы

Цель: развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», потешка «Водичка, водичка, умой мое личико».

Игра-тренинг «На день рождения к кукле Кате»

Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.

Материалы и оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.

Мероприятия и материалы для родителей:

• знакомство с памяткой «Правила этикета»;

• беседа о необходимости самостоятельного выполнения ребенком дома правил личной гигиены.

ДЕКАБРЬ

Занятие «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Цели:

• способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ): соблюдению режима, выполнению утренней зарядки;

• помогать осознавать, что утренняя зарядка, физические упражнения вызывают хорошее настроение.

Материалы и оборудование: игрушка-мишка, погремушки, картинки с изображениями разного времени суток, стихи о зарядке.

Описание занятия. В гости к детям приходит мишка, он болеет, одет не по погоде, но зовет детей на прогулку. Педагог предлагает ему остаться на занятии и послушать детей. Дети говорят мишке, что, одеваясь таким образом, он вредит своему здоровью, называют, что именно он надел неправильно и почему.

Игра «Кто быстрее возьмет погремушку»: дети под музыку бегут по кругу, останавливаются, гремят погремушкой, затем кладут ее на пол и хлопают в ладоши. С окончанием музыки нужно быстро взять погремушку с пола и поднять ее вверх.

Дети вместе с педагогом разбирают некоторые ситуации о соблюдении и нарушении режима, объясняют мишке, как нужно беречь здоровье, что для этого делать, поправляя при этом неправильные ответы, которые дает мишка.

Чтение художественной литературы

Цель: знакомить с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.

Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Мишка», игрушка-мишка, бинт.

Занятие «Лепим витаминки»

Цели:

• учить скатывать комочки глины круговыми движениями между ладонями;

• объяснять пользу витаминов.

Материалы и оборудование: игрушка доктор Айболит, глина, дощечки для работы.

Мероприятия и материалы для родителей: консультация на тему «Гимнастика маленьких волшебников» — комплекс физических упражнений для дома и улицы.

ЯНВАРЬ

Занятие «Серенькая кошечка села на окошечко»

Цели:

• формировать знания об источниках опасности в квартире и в группе;

• разъяснять правило «Нельзя!»

Материалы и оборудование: игрушка-кошка, режущие и колющие предметы, лекарства.

Описание занятия. Перед занятием воспитатель оборудует комнату куклы Маши. Ей на день рождения подарили маленького котенка, он очень маленький и многого не знает. Ему очень хочется поиграть на кухне, попробовать красивые таблетки и сироп из бутылочки, выглянуть в окно, нарезать хлеб к обеду, заварить чай. Кукла Маша объясняет опасность таких игр и занятий, разъясняет котенку правило «Нельзя!»

Прогулка-обследование «Внимание — опасность!»

Цели: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасности и как ее избежать.

Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.

Игры «Опасно — не опасно», «Найди опасный предмет»

Цели:

• тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья;

• учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.

Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.

Мероприятия и материалы для родителей: папка-передвижка «Опасные предметы».

ФЕВРАЛЬ-МАРТ

Занятие «Не шали с огнем!»

Цели.

• знакомить с опасностью, исходящей от огня;

• воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными предметами (спичками, зажигалками, электрозажигалками, свечками);

• дать элементарные навыки поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, иллюстрации по теме «Не играй с огнем!», разрезные картинки: ведро, огнетушитель, пожарная машина, каска и др.

Описание занятия. Вспомнить с детьми содержание сказки К. Чуковского «Путаница». Беседа по вопросам:

• Какой неприятный случай произошел в море?

• Как звери тушили пожар?

• Кто пришел им на помощь? (И т. п.)

К детям в гости пришел Незнайка, рассматривает вместе с ними иллюстрации из альбома «Не играй с огнем».

Беседа с Незнайкой по вопросам:

• Из-за чего может случиться пожар?

• Что может загореться во время пожара дома, в лесу?

• Как надо пользоваться огнеопасными предметами?

• Кто помогает людям в тушении пожара? (И т. п.)

Игра с Незнайкой «Разрезные картинки»: из 3—4 частей нужно сложить целую картинку и назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как пользоваться.

Чтение потешки по теме «Пожар»

Цели:

• развивать навыки драматизации, формировать интонационную выразительность речи;

• закреплять элементарные навыки поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: потешка «Тили-тили-тили- бом, загорелся Кошкин дом», иллюстрации к потешке.

Дидактическая игра «Назови картинку»

Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями ведра, пожарной машины, каски и т. д.

Занятие «Знакомство с пожарной машиной»

Цели.

• учить отличать пожарную машину от других, различать и находить основные части машины;

• развивать речь, активизируя словарь новыми понятиями и словами (пожарная машина, цистерна с водой и др.).

Материалы и оборудование: пожарная машина — картинка или игрушка.

Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»

Цели:

• развивать двигательные умения;

• закреплять правила пожарной безопасности.

Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше, чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль.

Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле — огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем — получает звание «Лучший пожарный» и медаль.

Беседа на тему «Спички — не игрушка!»

Цели.

• разъяснять запрет на игру со спичками, рассказывать о последствиях этой игры;

• формировать знания о причинах возникновения пожара и средствах пожаротушения.

Материалы и оборудование: сказка К. Чуковского «Путаница», иллюстрации к ней, предметные картинки.

Мероприятия и материалы для родителей:

• консультация по рекомендуемой литературе о пожарной безопасности;

• анкетирование и оформление памятки по профилактике пожарной безопасности.

АПРЕЛЬ

Занятие «Приключения Колобка»

Цель: знакомить с правилами поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, почему нельзя гулять без взрослых и т. д.).

Материалы и оборудование: игрушка Колобок, иллюстрации к сказке.

Чтение художественной литературы

Цель:

• закреплять правила поведения с незнакомыми людьми;

• воспитывать чувство сопереживания сказочным героям.

Материалы и оборудование: сказки «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; потешка «Огуречик».

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель:

• закреплять понятие «опасность»;

• закреплять умение различать цвет и форму предмета.

Материалы и оборудование: большие карточки красного, желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки — окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках.

Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.

Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»

Цели:

• тренировать в запоминании основной группы опасных предметов;

• развивать внимание.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов.

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др.), а дети должны отгадать их и найти соответствующую отгадку на картинке.

Мероприятия и материалы для родителей: консультация по теме «Азбука общения».

МАЙ

Занятие «Незнайка в городе»

Цель: знакомство с правилами поведения на улицах города и Правилами дорожного движения (ПДД).

Материалы и оборудование: игрушка-светофор, иллюстрации по ПДД, кукла Незнайка.

Описание игры. В гости к детям пришел Незнайка и просит помочь ему совершить прогулку по городу. Дети соглашаются и с помощью вопросов педагога рассказывают ему о том, как надо себя вести в городе: «Улицы в нашем городе широкие и красивые. На улице есть дома. По дороге едет много машин. Место, где ходят люди, называется тротуар. На улице нужны светофоры: ведь машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу» и т. д. В конце занятия Незнайка благодарит детей, что они познакомили его с Правилами дорожного движения.

Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Цели:

• уточнять представления об улице, дороге, тротуаре;

• знакомить с правилами безопасного поведения на улице.

Занятие «Машины на нашей улице»

Цели:

• учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой);

• формировать представления об основных частях транспортных средств;

• уточнять знания о работе шофера.

Материалы и оборудование: игрушечные грузовая машинка и автобус, кубики, картинки с изображениями различных видов транспорта.

Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о легковой, грузовой машинах и автобусе, дети находят отгадки на выставленных на доске картинках с изображениями различных видов транспорта.

Педагог вместе с детьми рассматривает игрушечные машины, отмечает их основные части, назначение, сходство и различия, рассказывает о том, кто водит машину. В конце занятия предложить детям поиграть: из кубиков построить улицу, дома, гаражи.

Дидактическая игра «Собери машинку по частям»

Цели:

• учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу;

• воспитывать внимание.

Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль), а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3 - 4 части.

Занятие «Рисуем светофор»

Цели:

• развивать интерес к изобразительной деятельности;

• учить рисовать краской;

• закреплять сигналы светофора.

Материалы и оборудование: гуашь трех цветов, кисточки, салфетки.

Мероприятия и материалы для родителей:

• проведение родительского собрания на тему ПДД «Взрослые, помните: вам подражают!»;

• анкетирование и разбор ситуаций по ПДД.

Автор: Гарнышева Т. П.

Нет комментариев. Ваш будет первым!