Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Логопедический кабинет в ДОУ

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы;

Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а  также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

- Дизайн интерьера кабинета;

- Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

- Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко»;

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

- Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал: прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики».  Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

 - «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует  разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

- Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

- Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук  и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

- Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

- Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

- Дидактическое панно «Семья грибов»,  по теме: «Лес. Грибы и ягоды»;

Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.

Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.

- Дидактическое пособие «Жар-птица»;

Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.

Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.

Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Оформление логопедического кабинета ДОУ

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Настя # 15 ноября 2013 в 20:31 +1
Спасибо Огромное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Столярская Светлана # 8 января 2014 в 21:33 +2
Очень интересный материал, который вдохновляет! Автор использует дидактические пособия очень разносторонне, включает их в работу над разными сторонами речи. Воспитатели и логопеды логопедических, общеразвивающих и прочих коррекционных групп могут успешно использовать данный дидактический материал в своей работе. Особо хотелось бы отметить дидактическое панно "Путешествие слова", которое может быть использовано многократно и будет эффективно в развитии речи детей разных возрастных групп. Спасибо автору за творческий подход!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 21 января 2014 в 14:11 0
Спасибо,что Вас заинтересовали наглядные,дидактические пособия,тренажеры в работе с детьми для развития познавательной деятельности у детей,изготовленные своими руками.
Василя Раисовна Амирова # 31 января 2014 в 20:03 +1
Спасибо за ваши идеи. Все очень красочно, эстетично и направлено на решение речевых задач! Взяла себе на заметку!
дарья # 13 февраля 2014 в 10:39 +1
здравствуйте! очень понравился ваш кабинет и особенно пособия изготовленные своими руками. не могли бы вы поделиться пособием "путешествие слова". как и что нужно делать? как с ним работать? спасибо
Светлана Сергеевна Утюжникова # 19 февраля 2014 в 13:42 0
Здравствуйте!С описанием дидактического пособия "Путешествие слова" вы можете ознакомиться на сайте "Учебно-методический кабинет". Название работы:"Дидактическое панно-аппликация "Путешествие слова" в логопедической работе".
С уважением,Светлана
дарья # 13 февраля 2014 в 10:39 +2
D.lapteva83@yandex.ru
Ирина Алексеевна Межидова # 20 февраля 2014 в 19:47 +1
Здравствуйте!Очень полезный и нужный материал!Кабинет очень уютный, красочный и в тоже время оснащен всем необходимым. Я молодой специалист, поэтому возьму на заметку все идеи. Спасибо.
Любовь Ивановна Шолохова # 2 мая 2014 в 12:08 +2
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Случайно нашла Ваш материал, заинтересовалась. Вы разместили очень содержательную статью, представили фото разнообразных пособий. Спасибо, многое взяла для себя. Обязательно сделаю пособие "Ладошки" и др.
Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:24 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! У Вас очень интересные, яркие пособия. Смею предположить, что время, затраченное на их изготовление будет пропорционально результатам коррекции. Удачи Вам в работе!
Анна Иванова # 29 июля 2014 в 15:18 +1
замечательная статья!Я только поступила в институт на логопеда. Вся работа по оформлению кабинета у меня впереди, но эта информация очень нужна для меня, чтобы понять, чем мне предстоит заниматься в будущем. Спасибо за яркие, полные информации фотографии. Мне будет очень полезна эта информация.
Ольга Михайловна Кочура # 11 сентября 2014 в 20:54 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Рада за вас, что вы трудитесь в таком эстетически оформленном кабинете. Прекрасно, что кабинет зонирован. Каждая зона содержит необходимые дидактические материалы и пособия. Всё выполнено в одном стиле, в одной цветовой гамме. Я бы сказала - в цвете радости и успешности. Спасибо за перечисление материала и за фотографии каждого уголка. У меня намечается ремонт, обязательно позаимствую кое-какие Ваши идеи. Спасибо. О.М.
Наталья Михайловна Морозова # 21 сентября 2014 в 14:52 +1
Любой логопед всегда с удовольствием рассматривает кабинеты коллег. И я не исключение. Всегда интересно узнать, что есть у других. Ваш логопедический кабинет привлекает внимание. Множество пособий, сделанных своими руками, уникальны. Все направлено на развитие детей. Все радует глаз. Спасибо за виртуальную экскурсию!
Анна Сергеевна Тришанина # 5 октября 2014 в 21:30 +1
Видно, как много личного душевного тепла вложил автор. спасибо, взяла некоторые идеи.
Вероника Анатольевна Куманеева # 8 октября 2014 в 22:24 +1
Спасибо автору за замечательные идеи оформления логопедического кабинета. Всегда интересно то, что сделано своими руками. Все очень красочно, аккуратно и безопасно для детей. Используемые пособия отвечают всем эстетическим требованиям. Кое-что возьму на заметку. Желаю новых творческих идей!
Марина Николаевна Стадник # 25 марта 2015 в 21:28 +1
Прекрасное и функциональное оформление кабинета заслуживает голоса. Скопировала ваш материал , покажу своему логопеду. Спасибо за кропотливую работу.
Майя Михайловна Копыльцова # 6 августа 2015 в 09:49 +1
Очень здорово! Красочно, профессионально, грамотно и просто красиво! Многие идеи пришлись по душе, обязательно буду использовать! 5+!
Елена Алексеевна Уткина # 12 октября 2015 в 20:33 +1
Здравствуйте! Материал - просто ЧУДО! Сколько сил вложено, просто замечательная находка. Рада, что могу взять себе на заметку. Огромное спасибо, творите дальше!
Клокова Светлана Вячеславовна. # 8 февраля 2016 в 16:13 +1
В таком уютном, красочном и ярком кабинете хочется играть и играть! Играя, дети развивают все области развития. Очень приятно, когда педагог творит и с любовью преподносит это детям и взрослым! Творческих успехов Вам. Хочу создать свой блог на этом сайте и подружиться с Вами!
ольга леонидовна ронина # 11 февраля 2016 в 16:45 +1
Всегда восхищалась коллегами, которые умеют изготавливать авторские пособия своими руками!!!! Тем более крупные настенные пособия! У вас они получились очень теплыми и душевными. Особенно произвело впечатление панно на координацию движений " Ладошки". По видимому, ладошки выполнены их материалов разной текстуры и служат еще и для сенсорного развития ребенка. Спасибо.
Лариса Валерьевна Булай # 27 октября 2016 в 20:14 0
Спасибо вам за статью. Творческий и талантливый педагог. Все очень красиво и эстетично, а главное функционально и насыщено.
Анастасия Анатольевна Кабеткина # 28 ноября 2016 в 18:25 0
Спасибо за интересные идеи! Так важно, чтобы дети с удовольствием приходили в кабинет. А в наше время очень трудно удивить детей!