Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наши глаза»

Конспект НОД в средней и во второй младшей группе

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наши глаза»

Цели:

- формировать элементарные представление детей об органах чувств – глазах, их функциях;

- показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека;

- развивать способность рассматривать себя, друг друга;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье,

- продолжать учить детей отгадывать загадки, внимательно слушая их текст

- обогащать словарь детей за счет образования прилагательных (глаза карие – человек кареглазый, голубые – голубоглазый и т.д.)

Оборудование: кукла – перчатка «Незнайка», зеркальца, иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста, людей в очках, карточки «Берегите ваши глазки», два одинаковых набора предметов

Содержание:

В группу забегает Незнайка: Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются с Незнайкой.

Незнайка:  Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Вот послушайте:

Мы посмотрит на кота.

На картинки, сказки,

Но для этого нужны

Всем нам очень …

Дети: Глазки!

Незнайка: Молодцы, ребята, быстро отгадали эту загадку.  Послушайте тогда другую, потруднее:

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора.

Дети: это глаза!

Незнайка: Ух, ты! Опять отгадали! Ну, вот вам тогда еще одна загадка:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Дети: Это тоже загадка про глаза!

При затруднении детей загадка читается  еще раз, при этом взрослый сопровождает чтение показом на своем лице.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вы все загадки отгадали. И все загадки  Незнайка загадал нам про…

Дети: Про глаза.

Воспитатель: А у вас есть глазки? Сколько у вас глазок? Где они находятся? (ответы детей)

Правильно, у всех людей два глаза. Они находятся у нас на лице: один глаз с правой  стороны (показывает), другой глаз – с левой стороны (показывает), а между ними – нос.

А теперь,  посмотрите,  друг другу в глазки (или каждый ребенок берет зеркало). Какие они у вас? Какой формы? Что есть вокруг каждого глаза? Как вы думаете, для чего нужны реснички? (ответы детей). Какого цвета ваши глазки? (ответы детей).

Лида, посмотри, какого цвета глаза у Ксюши? Коричневые глаза называются карими, повторите со мной (дети повторяют вместе, можно несколько индивидуальных ответов). У Ксюши карие глаза, значит она кареглазая, повторите, какая Ксюша (ответы детей). А теперь ты, Ксюша, посмотри, какого цвета глаза у Лиды? У Лиды серые глаза, значит она... сероглазая, повторите со мной (групповые и индивидуальные ответы).

Незнайка: А у меня, какие глаза? Я же их не вижу.

Воспитатель: Правильно, Незнайка, человек не может увидеть свои глаза сам, ему мешает нос. Тебе на помощь придут ребята. Посмотрите, какого цвета глаза у Незнайки? (ответы детей). У Незнайки глаза голубые, значит Незнайка… (ответы детей) – голубоглазый. А если ты сам хочешь посмотреть на свои глаза, ты можешь сделать это с помощью зеркала.

Незнайка: спасибо, ребята. Давайте поиграем с вами в игру – игра «Мы посмотрим»:

Мы посмотрим далеко,

ладонь у лба, смотрим вдаль

Мы посмотрим близко,

ладони перед  грудью, словно держим раскрытую книгу

Мы посмотрим высоко,

не поднимая голову, смотрим вверх

Мы посмотрим низко,

не опуская голову, смотрим вниз

А теперь по сторонам -

Тут и там, тут и там.

не поворачивая голову, смотрим по сторонам.

Вдаль на палец посмотри.

отводят палец далеко,  смотрят на него

Близко к носу поднеси.

подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.

Раз, два, три — глаза закрой.

закрывают глаза.

Раз, два, три — глаза открой.

открывают глаза.

Воспитатель: Незнайка, какую хорошую игру ты нам показал, это же настоящая зарядка для наших глазок, ее можно делать каждый раз, когда глаза устали.  Ребята, а вам понравилась игра?

Незнайка:

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Зачем нужны глаза? (ответы детей - глаза помогают нам увидеть дорогу, когда мы идем в садик, помогают выбрать игрушку, увидеть опасности, например, яму на дороге, помогают увидеть какая погода на улице и др.).  Вот это да! Значит, глаза - это наши помощники.

Воспитатель: Правильно, ребята, глаза помогают нам увидеть мир вокруг нас –  растения и животных, людей и машины, дома,  игрушки, а еще предметы, их цвет, форму, размер.

Давайте поиграем в игру «Я назову, а ты покажи» - игра проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет. Затем проверяется правильность выполнения задания.  С помощью взрослого дети приходят к выводу, что когда глаза завязаны, и мы ничего не видим, задание выполнить нельзя.

Незнайка: Ребята, я понял, какие важные помощники – наши глаза, их надо беречь и ухаживать за ними. 

Воспитатель: Давайте, посмотрим на эти картинки и подумаем, правильно поступают дети  или нет (рассматривание и обсуждение карточек «Берегите свои глаза» - девочки читают книги, одна из них наклонилась над книгой очень низко;  мальчик смотрит телевизор, сидя прямо перед экраном; мальчик моет глаза водой; мальчик играет в хоккей, на его лице надета маска; мальчик красит забор и трет глаза грязной рукой; девочка, лежа читает книгу; девочка смотрит на солнце).

В конце занятия Незнайка прощается с детьми, говорит, что ему было интересно с ними играть, и что он обязательно еще придет к ним в гости.

Дополнительный материал по теме:

❀ Рассматривание иллюстраций и изображением разных людей, обратить внимание на их глаза – «Чем похожи, чем отличаются»

❀ Игра «Составь загадку».  Глаза помогают нам увидеть все предметы вокруг нас – их форму (на мольберт выставляется карточка с изображением – схемой «разная форма» - круг, квадрат, треугольник); размер (карточка «размер» - большой и маленький домики);  цвет (карточка «цвета» - пятна красного, желтого, синего, зеленого и др.). Сегодня, когда Незнайка приходил к нам в гости, он загадывал нам загадки, а теперь давайте мы загадаем загадки ему, но это будут не простые загадки - мы придумаем их сами, а помогут нам наши глазки.

На стол выставляется набор предметов: большой мяч желтого цвета, маленький мяч синего цвета, кубики – большой красный и маленький зеленый, тарелки из кукольной посуды – большая желтая и маленькая синяя, пирамидки и др. Детям предлагается описать какой-нибудь предмет  (не называя его)  по рисункам – схемам (воспитатель дает образец составления загадки). Незнайка некоторые загадки угадывает, а некоторые – нет, просит помощи у детей.

❀ Игра «Узнай мое настроение по глазам» - нижняя часть лица закрывается куском плотной бумаги, так чтобы ребенок видел только глаза; изображаются различные эмоциональные состояния (настроения), которые ребенок должен определить по глазам.

Игра «Назови такого же цвета» (размера, формы) – детям показывается карточка определенного цвета, задается вопрос: «Назови, что бывает такого цвета?»

❀ Разучивание и выполнение комплекса гимнастики для глаз

❀ Рассматривание и обсуждение изображений на карточках «Берегите ваши глазки»

❀ Чтение:  Н. Кнушевицкая «Глаза», С. Погореловский «Про глаза-глазенки, про глаза - глазища», Н. Орлова: «Ребятишкам про глаза», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои глаза», Саша Черный «Мамина песня», М.Дружинина «Сел медведь на бревнышко…», загадки на тему: «Глаза»

❀ Дети следят глазами за перемещением бабочки влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения.

❀ Рассматривание глаз друг друга. Вопросы:  Какие глаза у вас? (круглые, большие, добрые, светлые, зеленые, карие, злые). Где находятся глаза? (на лице). Что находится над глазами? (брови, лоб). Для чего вокруг глаз ресницы? (защищают).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в ДОУ по теме: «Наши уши»

Конспект НОД в младшей группе на тему «Волшебные деревья»

Конспект НОД в детском саду по теме: «Наша кожа»

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Люди»

Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья»

Екатерина Викторовна Давыдова # 1 февраля 2015 в 02:11 +2
благодарю за информацию. очень полезный материал. увлекательно, интересно и информативно.
Тамара Васильевна Королева # 9 октября 2015 в 14:34 +1
Познавательный материал.