Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы

Автор - составитель: Алымова Елена Петровна, МБОУ ДОД дом детского творчества №1 им. В. Волошиной, педагог дополнительного образования, г. Наро - Фоминск Московская область.

Раздел: Формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром.

Класс (возраст): Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цели:

- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.

- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.

Методическое оснащение занятия: Воробей (игрушка), тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1, рисунки с изображением животных, наборы кружков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас –

Математика сейчас.

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему занятия.

Педагог: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она.

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Дети: Воробей.

Педагог: К нам в гости прилетел воробей.

Педагог показывает картинку с изображением воробья.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

Педагог: Ребята, давайте покормит нашего воробья.

Дети произносят слова.

Воробушек, воробушек.

Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).

Одно ржаное,

Второе овсяное,

Третье льняное,

Четвертое горчичное,

Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).

Клюй, не робей!

Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?

(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).

2. Работа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).

Свет наш зеркальце скажи.

Нам всю правду расскажи.

Воробья нам покажи.

Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.

Педагог: Ой, ребята, куда мы попали?

Дети: В зоопарк.

Устный счет.

Педагог: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.

Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?..

В зоопарке, у зверей.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.

Педагог: Каких животных посетил воробей?

Ответы детей.

Педагог: Сколько всего животных?

Дети: Животных было 9.

Педагог: А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.

Дети: Десятым.

Педагог: Как получили число10? (9+1).

Запись числа 10.

Педагог: Ребята посмотрите внимательно, на число 10. Чем число 10 отличается от остальных чисел? ( Работа в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1).

Дети: При записи используем две цифры – 1 и 0. До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками 1 и 0. Сейчас мы будем учиться писать с вами число 10. Чтобы наши пальчики красиво писали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Животные»

За мамой слонихой шагает слоненок.

За медведицей топает медвежонок.

За лисою крадется лисенок.

За львицей шагает маленький львенок,

За волчицей крадется волчонок.

За зайчихой прыгает зайчонок.

За верблюдицей бежит верблюжонок.

За тигрицей крадется тигренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки.

Педагог: 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой. Пишется цифра 1 безотрывно. Сначала пишется меньшая палочка.

Начинаем её писать немного выше центра клетки и ведем ее к верхнему правому углу клетки. Затем, не отрывая ручку от бумаги, пишем «основную наклонную палочку» от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Педагог:

Ноль катился по странице.

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав десять из него.

Ноль встает за единицей.

Цифра 10 на странице.

0 состоит из одного элемента – большого овала.

Начинаем писать немного левее правого верхнего угла клетки. Линию ведем наклонно вниз, закругляем, касаясь середины нижней линии клетки, и ведем вверх, в правый угол клетки, закругляя к начальной форме.

Дети работаю в тетрадях.

Физкультминутка.

Педагог: Ой, ребята, посмотрите?

Животные делают зарядку.

Звери рано все встают.

На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой).

Подметает хомка хатку. (Наклоны).

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).

Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).

Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).

Слоны до пяти считают,

Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).

Раз, два, три, четыре, пять. (Сохранить положение «руки вверх»).

Будем гири опускать!

Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).

Формирование представлений о составе числа 10.

а) Знакомство с составом числа 10.

Педагог: Ребята, а как надо себя вести в зоопарке?

Ответы детей.

Педагог: Правила поведения в зоопарке за мной повторяйте:

НЕ кормите,

НЕ дразните,

НЕ пугайте животных,

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение,

НЕ прислоняйтесь к нему,

НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Педагог: Ребята, вы запомнили правила поведения в зоопарке.

Дети: Да.

Педагог: Кто-то пробежал?

Он подвижен, быстроног,

Целый день скакать бы мог.

С рыжей сумкой скок да скок,

В сумке маленький сынок,

Австралийскую жару.

Любит рыжий…

Дети: Кенгуру.

Педагог показывает картинку с изображением кенгуру.

Педагог: Посмотрите, какие длинные и сильные задние лапы у кенгуру. Передние лапы у кенгуру выполняют функцию защиты от врага, так как снабжены длинными когтями. Равновесие держать помогает длинный хвост, который может быть в длину до 100 см. У кенгуру крупные уши, которые помогают слышать хищников издалека. Завидев врага, кенгуру начинает топать ногами, предупреждая сородичей. Питается кенгуру только растительной пищей. Активны они днем. Кенгуру семейные животные. Их детеныши живут в сумках.

Педагог: А сейчас посмотрим, какое животное живет в вольере №2.

Кто живёт в морях холодных?

Среди айсбергов огромных?

У него усы, как ерш,

Не боится стужи…

Дети: Морж.

Педагог показывает картинку с изображением моржа.

Педагог: Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у него толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Педагог:

Мимо пролетела птица.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Маленьких квакушек.

Дети: Журавль.

Педагог показывает картинку с изображением журавля.

Педагог:

По реке плывёт бревно —

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

Дети: Крокодил.

Страницы: 1 2

Ирина Николаевна Лещенко # 14 октября 2014 в 22:20 0
Очень интересное занятие. А сколько было использовано художественного слова, иллюстраций. Дети много познали нового и интересного. Большое спасибо за такой насыщенный конспект. Я думаю многих педагогов он заинтересует. Дальнейших творческих успехов!
Светлана Аркадьевна Ромашина # 30 сентября 2015 в 16:23 0
Здравствуйте!Очень понравился конспект занятия!Спасибо Вам!Удачи!Творческих успехов!
Юлия Геннадьевна Бойцова # 4 ноября 2015 в 18:26 0
здравствуйте, спасибо очень понравилось.
Елена Юрьевна Романова # 31 января 2016 в 03:10 0
Интересный конспект.Понравилось то, что помимо знакомства с числом 10, дети вспомнили литературные произведения, получили энциклопедические знания о некоторых животных, повторили правила поведения в зоопарке.
Жанна Анатольевна Медовикова # 16 июня 2016 в 11:39 0
Сама работаю по Петерсон Л.Г., Холина Н.П. "Раз - ступенька, два - ступенька". Мне нравится постепенное вовлечение детей в материал, развитие мыслительных способностей без форсирования событий.В занятие включено много заданий, которые не позволяют ему стать нудным и скучным.Много используется художественного слова.
Марина Вениаминовна Протопопова # 22 августа 2016 в 15:19 0
Очень интересное, познавательное занятие. Много разнообразных заданий. Я думаю ребятам было очень интересно и они многое узнали и запомнили. Желаю удачи и творческих успехов.