Мастер-класс с пошаговыми фото «Цветы для мамы»
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию рисунок, который можно приготовить с ребятишками на День Матери. Мастер-класс предназначен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям и творческим людям, обучающимся от 6 лет и выше
Мне нравиться работать гуашью - универсальным материалом, который позволяет осваивать художественные техники, свойственные другим краскам. Она даёт большую возможность для проведения экспериментов в области живописи. Можно рисовать сильно разбавленной гуашью в технике акварели, а можно освоить техники письма, свойственные благородному маслу. Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует какой-то специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки и т.п.). Именно поэтому она очень популярна в детском творчестве и широко применяется начинающими художниками.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся.
Задачи:
- учить пользоваться гуашевыми красками, кистью;
- познакомить с технологией растяжки цвета;
- развивать умение смешивать краски механическим путём;
- показать связь изобразительного искусства с геометрией;
- учить вырезать цветы из квадрата, симметричные фигуры;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- формировать навыки по работе с карандашом и линейкой;
- применять правила «Золотого сечения»;
- содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.
Занятие состоит из 2 частей:
- в первой части - создаём фон, методом растяжки тона;
- во второй части - создаём композицию из декоративных цветов.
Вы можете разделить на 2 занятия или урока…
Часть 1. Создание фона.
Чтобы правильно распределить пространство на листе бумаги, воспользуемся правилом
«Золотого сечения» – основа, которая необходима детям при создании сюжетных композиций. Только «пропустив через себя» теорию, ребёнок хорошо её запомнит, а в эксперименте получит подтверждение изучаемых правил работы.
Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный.
Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся:
- ватман, формат А -4, лист цветной бумаги;
- линейка;
- цветные карандаши;
- гуашь;
- палитра;
- кисти «Белка» или «Коза» №4, 3;
- баночка под воду;
- ножницы;
- салфетка.
Итак, в путь!
Возьмём карандаш любимого Вами цвета (сразу предоставляем ребёнку выбор с цветом. Простой карандаш оставляет у ребятишек на рисунке грязь, а цветной – хорошо закрывается гуашью).
Во время работы карандаш должен касаться листа бумаги легко, а давить на карандаш не следует. (Для объяснения МК воспользовалась фломастером, но для растяжки тона – красным карандашом).
Расположим лист вертикально.
Отмерим внизу, от края листа с двух сторон по 10 см, проведём горизонтальную линию (так, как в основном, все листы формата А-4 имеют габариты 21*30 см).
Лист разбился на две фигуры: квадрат и прямоугольник (это может быть стол и стена, поле и лес, море и небо и т.д.).
Проведём диагональ в квадрате: от одного уголка к другому.
При помощи линейки, проведём параллельные линии – они нам нужны на обучающем этапе для определения границ цвета.
Теперь, тоже по линейке, разобьём прямоугольник на 4 части с условием, что первая полоска к квадрату будет самая узкая, потом чуть больше, потом ещё больше, и остаётся самая большая часть прямоугольника.
В сантиметрах это выглядит следующим образом: 1,5 * 2 * 2,7 * 3,8; но в этом случае всё же лучше предложить детям развивать глазомер, и линии провести на глаз …
Молодцы! Наш лист готов для растяжки цвета!
Создавая фон, вспомним о
светлотности тона — качественной характеристике, которая определяется способностью поверхности предмета отражать световые лучи. Чем выше такая способность и, соответственно, меньше поглощение света, тем выше светлотность.
В гуашевых красках светлотность тона определяется наличием определённого количества белил в цвете. Поэтому, чтобы сделать растяжку тона, мы в белила будем добавлять цвет.
Белила – принцесса в гуашевых красках, поэтому брать её необходимо чистой кистью, выложить на палитру, смешать с водой, чтобы кисть могла легко бежать по листу бумаги, и по капельке добавлять выбранный Вами цвет: делать механическое смешивание цветов. Главное, хорошо смешать белила с выбранными Вами цветом, чтобы не было разводов.
Не экономь краску! Если краски не хватит, попасть в нужный тон, смешав краски заново, довольно трудно.
Для выполнения всей работы взяла малиновый и васильковый цвета.
Для выполнения фона: белила и малиновый цвет. Получился нежно-нежно розовый цвет. Закрашиваем самый верхний уголок.
Снова добавляем капельку малинового цвета, смешиваем краски, заполняем следующее деление.
Правило:
кистью работать необходимо в одном направлении, по направлению линии, сверху в низ!
Постепенно добавляя малиновый цвет в белила, заполняем весь квадрат. У вас получились разные оттенки розового цвета, от нежно-нежно розового к ярко розовому.
Лист поворачиваем на 180 градусов, и начинаем заливку прямоугольника. Теперь, чтобы в Вашем рисунке получилась гармония, в последний цвет (самый яркий маленький розовый треугольник), добавим маленькую капельку второго цвета, у меня - васильковый. Добавление второго цвета всегда вызывает восторг у детей.
Начинаем заливку цвета, кисть ведём параллельно линиям.
Добавляем ещё по капельке василькового цвета, получаем новые оттенки
Поздравляю! Ваш фон готов!
Фон дети его могут заливать по-разному: в форме круга, ромба; играть цветом от центра к краю и т.д. Всё зависит от возраста детей, умения работать кистью и поставленных вами целей.
Часть 2. Создание композиции из цветов.
Пока хорошо просыхает фон, учим детей вырезать цветы с 4 и 6 лепестками, по принципу снежинки.
Берём лист цветной бумаги, вырезаем квадрат со стороной 7 см.
Чтобы получить 4 лепестка складываем квадрат пополам, затем ещё пополам, затем складываем по диагонали.
Вырезаем цветы с лепестками различной формы.
Чтобы получить цветы с 6 лепестками, складываем квадрат пополам, затем находим центр по линии сгиба, делим зрительно прямоугольник на 3 части, сгибаем, складываем по центру.
Чтобы вырезать вазу, берём прямоугольник со сторонами 7 см и 9 см.
Сгибаем пополам и вырезаем необходимую Вам форму.
Если у вас дети 6-7 лет, то Вам лучше подготовить цветы и вазы заранее.
Берём цветы и выкладываем композицию. Обводим цветным карандашом – у меня красный.
Продолжаем играть розовым цветом: на светлом тоне должен быть самый светлый лепесток. Если получилось, что лепесток разрезает линия соединения двух тонов, то лепесток красим тоже двумя тонами. При раскрашивании цветов направление кисти идёт от центра к краю лепестка.
Так же поступаем с зелёными листьями и вазой. Чтобы зелёный цвет попал в тон, добавляем розовый цвет. Главная задача на светлом тоне - светлый тон другого цвета.
Наши цветы – декоративные. Украшаем их, как вам хочется: точки, черточки, кружочки – здесь работает Ваша фантазия.
Оформляем рисунок в рамку.
Вариантов работы 2 цветами и белилами – тысячи!
Привожу лишь несколько примеров.
Детские работы: возраст 7 -8 лет.
Спасибо за внимание! Творческих успехов Вам и удачи!
Рекомендуем посмотреть:
Фиалки крючком. Мастер-класс с пошаговыми фото
Гиацинты из цветной бумаги своими руками
Аппликация из цветной бумаги в детском саду. Цветы в вазе
Рисование термоклеем. Мастер-класс