Мастер класс «Волшебные палочки» Нетрадиционная техника рисования «методом тычка».
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше.
Работы, выполненные по "методу тычка", могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера и подарком для родных и близких друзей.
Нетрадиционную технику рисования «метод тычка» освоила совсем недавно. Сначала она мне почему-то не понравилась. Но для летнего лагеря запросили занятия, которые бы способствовали развитию детей и создавали ситуацию успеха. «Ниткография» (можно посмотреть здесь /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html), «Монотипия» и другие способы нетрадиционного рисования были уже хорошо поставлены на поток. На свой страх и риск решила попробовать рисовать ватными палочками «методом тычка». Так и мастер класс назвала «Ватные палочки». Сначала даже мыслей особых не было: решила, пусть каждый ребёнок выложит по контуру своё имя. Пока ребятишки работали, внимательно наблюдала за ними, что-то советовала, примечала. Сработало то, что каждому ребёнку нравилось собственное имя, которым его нарекли родители. Итог первого эксперимента понравился не только мне. На планёрке решили дать детям задание: сделать ватными палочками надпись: «С днём рождения! ДОЛ «Восход» - 35 лет!». Отпечатали детям буквы и цифр на компьютере, чтобы был выдержан единый стиль, и раздали каждому ребёнку по листу. Дети опять смогли удивить взрослых! Каждая буква была по-своему интересна, необычна.
После таких экспериментов мы стали работать по сюжетным картинкам: наблюдать, подмечать, создавать. Добавили к ватным палочкам зубочистки – получилось ещё интереснее. Оказывается, при создании рисунков «методом тычка» можно играть цветом, тоном, нажимом, насыщенностью точек на листе бумаги. Естественно, рисунки получаются декоративными, необычными, а главное, всегда получаются у ребятни. Работала с разными возрастными категориями детей. Малышам распечатывала рисунки на компьютере, и их главная задача была – не выйти за границы рисунка, более старшие дети создавали свои шедевры.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся.
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка»;
- создавать ситуацию успеха на занятии;
- закреплять технологию растяжки тона, умение смешивать краски механическим путём;
- подмечать связь изобразительного искусства с геометрией;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.
Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся:
- ватман, формат А -4;
- ватные палочки, зубочистки;
- гуашь;
- палитра;
- баночка под воду;
- салфетки.
Итак, в добрый путь! Для МК решила нарисовать простенький сюжет.
Сделаем эскиз будущей композиции. Наметим на листе бумаги лёгким касанием карандаша стебельки.
Место бутона обозначим овалам. Вверху самый большой цветок, второй поменьше и ниже – самый маленький. Нарисуем три овала.
Наметим центр овалов.
Обозначим середину цветов.
Обозначим 4 лепестка: их прорисовываем по направляющим линиям стебелька и центра.
Добавляем ещё 4 листочка каждому цветку.
Волнистыми линиями добавляем цветку листья.
Убираем ластиком не нужные линии. Эскиз готов!
Если у детей получились жирные линии, предлагаю им пройтись полностью по рисунку ластиком, рисунок всё равно виден – работа от этого только выиграет.
На палитре разведём разные оттенки синего, малинового и зелёного цветов.
Как готовить разные оттенки, можно посмотреть по ссылке
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/cvety-dlja-mamy.html.
Начинаем работу с заполнения фона: сверху вниз.
Не забываем играть оттенками голубого цвета (белила + синий цвет): наш фон идёт от светлого к тёмному. Молодцы, фон готов!
Цветы в работе тоже заполняем «методом тычка» сверху вниз, по порядку: большой, средний, маленький. Цветок начинаем заполнять с центрального лепестка: по контуру пустим ярко-малиновый тон.
Затем заполняем лепестки внутри, ряд за рядом. Каждый последующий ряд на тон светлее. По центру лепестка проходит самый светлый тон малинового цвета.
Заполняем сердцевину цветка. Ярко-зелёным цветом выложим стебельки. Листья заполняем более светлым тоном (вместо белил возьмём жёлтую краску, тогда зелёный цвет будет звучать), при этом не забываем главное правило:
вся работа выполняется сверху вниз.
Ваш рисунок почти готов.
Теперь внимательно посмотрите, что получилось (отодвиньте рисунок примерно на метр от глаз). Сердцевина цветка просматривается слабо. Возьмите и усильте плотность точек, не забывая при этом держать форму-овал. По нижней части овала-серединки пройдитесь более тёмным цветом. По верхней части овала - светлым и белым: получился объём. Зубочисткой сделаем небольшие акценты в композиции. Пройдёмся бордовой краской по контуру лепестков цветов, а тёмно-зелёной – по листьям.
Поздравляю! Ваш рисунок готов! Его можно поместить в рамочку и подарить маме, бабушке, или просто украсить комнату.
Привожу примеры первых букв, заполненных методом тычка.
Сюжетные картинки. Первые шаги.
Небольшие зарисовки.
Желаю творческих Вам успехов и необычных рисунков!
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс
Рисование пейзажа в комбинированной технике "сырым по сырому" и "сухим по сухому"
Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников
Техника рисования. Выдувание
Похожие статьи:
Рисование осенних листьев, 1-2 класс