Рисование пейзажа поэтапно
Мастер-класс предназначен для учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Цель: сформировать у обучающихся понимание манеры пейзажной живописи и отработка полученных навыков работы с акварельными красками в технике "по-сырому" и "по-сухому".
Задачи мастер-класса:
- расширить представления обучающихся о деятельности художников;
- понимать важность сохранения материальной культуры; учить видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее;
- отработать навыки владения художественными материалами, последовательность работы в технике "сырым по сырому " и "сухим по сухому".
Планируемый результат, уровень усвоения:
- учебно-познавательная компетенция, базовый уровень: знать особенности работы акварельными красками, уметь организовать свое рабочее место;
- учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень: уметь решать самостоятельно творческую задачу на уровне импровизации
- информационно-коммуникативная компетенция: уметь участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки.
Что нам потребуется:
- для учителя: художественный планшет, акварельные краски (я рекомендую краски производства Санкт-Петербург "Сонет"), баночка для воды, салфетки или ветошь, кисти: обыкновенная малярная кисть 1,5, старая кисть щетинка № 15, кисть колонок №15 и №2 или 3 (что есть под рукой), акварельная бумага формата А4, скотч малярный, палитра.
- для обучающихся: картон, акварельная бумага формата А4, краски акварельные, кисти (размеры соответствуют размерам кистей преподавателя), баночка, салфетка, скотч малярный, клеенка, нарукавники, фартук, палитра.
Перед началом мастер-класса я хочу рассказать одну небольшую, но очень правдивую историю.
Жила-была самая обычная маленькая девочка. Ей все время хотелось чуда: летом - снега, зимой - чтобы зацвел любимый мамин цветок...
На ее счастье у них в доме гостил один добрый волшебник, сжалился он над девочкой и решил показать ей, как творить чудеса.
Под его руками распустились чудесные, неземной красоты цветы, зазеленел лес, а за окном был январь месяц. Девочка была восхищена его мастерством и он взял ее в ученицы.
Спустя годы девочка окончила школу волшебства, выросла и научилась творить чудеса самостоятельно.
Той девочкой была я, а сказочным волшебником: прекрасный человек, талантливый художник и великолепный педагог - Анатолий Георгиевич Бортник.
А с художественными техниками, который он показал мне в тот зимний вечер, я вас сейчас познакомлю.
"Сырым по сырому" - это техника выполнения художественного произведения за один раз, она пришла к нам из Англии. В этой технике выполняются наброски, зарисовки, эскизы. Я очень люблю эту технику. Она и простая и сложная одновременно, ее можно использовать и в качестве "Цветотерапии" для детей.
В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один раз. И в результате мы получаем сочную и эффектную живопись.
Техника "сухим по сухому" пришла к нам из Голландии. Как можно будет увидеть дальше, сочетание этих двух техник дает прекрасный, ошеломляющий живописный результат.
Что для нас, педагогов, очень важно! Удивляя и впечатляя ребенка, мы мотивируем его к дальнейшим занятиям живописью.
Для начала прикрепим наш лист на планшет с помощью малярного скотча. Крепить надо тщательно, по всему периметру, в противном случае во время работы бумага покоробится и нужного результата мы не достигнем.
Далее готовим в палитре четыре достаточно насыщенных раствора: синего, желтого, красного, черного цвета. Можно набор цветов менять, в зависимости от предполагаемого времени суток или времени года.
Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
Зигзагообразным движением, набрав на малярную кисть желтого раствора, наносим краску на лист.
Ополоснув кисть, набираем красный раствор и повторяем движение, спустившись чуть ниже. Не волнуйтесь краска сольется, т.к. бумага мокрая.
Отклонения от оригинала только приветствуются, главное, увидеть, как ведет себя краска на влажной бумаге. Но, ни в коем случае не следует сковывать себя и бояться излишков краски или воды, ведь живопись сродни полету на высоте, так пусть он будет неповторимым и головокружительным.
Не могу удержаться от инструкций перед полетом: нужно писать, как и всегда при работе акварелью, сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное.
Сначала пишем общие массы по мокрому, а мелкие детали - всегда в конце и по просохшей бумаге.
Хорошенько ополоснув кисть, приступаем к работе холодными цветами. Я набираю синий раствор и знакомым движением наношу его большой кистью на бумагу. Наношу широко, не стесняясь.
Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок.
Следующий шаг, я беру открытые цвета прямо с палитры, меняя малярную кисть на колонок, прописываю задний план. Лишь едва касаясь бумаги, намечаю лес синей краской. После затемняю передний план набрав на кисть черной краски.
Пока бумага сохнет, я обычно на занятии читаю детям стихотворение
М. А. Волошина, под музыку П. И. Чайковского "Времена года". Это создает чудесную атмосферу творчества в студии.
Максимилиан Волошин
Я вся - тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны,-
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.
Итак, бумага высохла. Мы берем кисть щетинку (именно для этих целей я берегу и не выбрасываю старые побывавшие в боях кисти).
Пальцами расправляю слегка влажную кисть, лохмачу ее.
Прорабатываю передний план, набрав на кисть черной краски, кисть у нас почти сухая, воспользуйтесь салфеткой для удаления лишней влаги. Имитируем траву. Затемняю середину леса, который идет вторым планом.
Далее этой же кистью, черной краской, едва касаясь бумаги, формируем колоски.
После взяв тонкую кисть и набрав на нее черную краску, дорисовываем стебли и листья. Не переусердствуйте, их будет немного на переднем плане.
Далее завершая нашу картину, на заднем плане добавляем пару птичек. Для создания более гармоничной композиции и реалистической картины в целом.
Вот некоторые ученические работы.
Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные, нежные цвета с мягкими переходами. Именно этим способом можно изобразить дождь, туман, снег, отражения в воде и конечно же небо. Такие быстрые этюды очень полезно для развития зрительной памяти.
Спасибо за внимание к моему мастер-классу.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж»
Коты. Урок рисования для детей
Рисование весеннего пейзажа поэтапно
Пасхальный заяц. Урок рисования для детей
Похожие статьи:
Техника рисования «по сырому»
Нетрадиционная техника рисования пейзажа в подготовительной группе
Нетрадиционная техника рисования пейзажа манной крупой для младших школьников
Нетрадиционные техники рисования пейзажа со старшими дошкольниками
Рисование осенних листьев, 1-2 класс