Мастер класс с пошаговым фото «Цветы для мамы». Нетрадиционная техника рисования «трафарет».
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 6 лет и выше.
Работы, выполненные по "трафарету", могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера, подарком для родных и близких друзей.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся.
Задачи:
- совершенствовать умения работать гуашью;
- совершенствовать технологию заливки фона при помощи кисти и губки;
- учить вырезать трафареты цветов из квадрата;
- создавать образ стилизованного дерева при помощи трафаретов;
- развивать чувство композиции;
- показать связь изобразительного искусства с геометрией;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- формировать навыки по работе с ножницами;
- содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.
Материалы и инструменты:
- ватман формат А -3, цветная ксероксная бумага;
- гуашь;
- кисти «Белка» №6, 1;
- губка, зубочистки;
- баночка под воду;
- ножницы, циркуль, линейка;
- салфетка.
К самому прекрасному празднику «День матери» мы с детьми одновременно выполнили несколько вариантов работ с трафаретами: дети редко повторяют друг за другом сюжет, цвет, и идею. Я им лишь предлагаю варианты, они, в меру своих способностей и возможностей, решают, что и как им делать, и моя задача - помочь пользоваться различными инструментами при создании декоративных композиций. Но чтобы им было более понятно и удобно работать, выполняю методические пособия. На этот раз общее задание для детей было: стилизованные деревья. Цветы в вазах, букетах мы уже рисовали к празднику, а вот цветы на деревьях – нет.
Что же такое стилизация? Обратимся к трудам Даглдияна Калустовича Тигранович «Проблемы стилизации в декоративной композиции», где он чётко и ясно говорит о цели творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Основные общие черты в процессе стилизации элементов декоративной композиции: простота форм, их обобщённость и символичность, геометричность, красочность и чувственность. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве пришла к нам из глубокой древности. Люди ещё писать не умели, а при помощи знаков и крестиков передавали информацию друг другу. Итак, стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции, сознательное упрощение изображаемых объектов. При стилизации упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения.
У нас получились различные композиции, которые с удовольствием предлагаю вашему вниманию.
В добрый путь!
Что такое трафарет и как заливать фон под трафарет, можно посмотреть здесь
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/master-klas-sibirskaja-krasavica-netradicionaja-tehnika-risovanija-trafaret.html
Подготовка фона. В этот раз мы не просто зальём фон, а сразу сделаем его частью композиции. Располагаем лист вертикально. Заливаем фон нежно персиковым цветом: в белую гуашь добавляем капельку оранжевого цвета, просушиваем.
Мы готовим рисунок к празднику «День матери». А кто такая мама подробно уточняем у детворы. Играем в ассоциации, акцентируем внимание на нужных нам словах: солнце, планета, дети, цветы, дерево. Эти ассоциации и дали толчок для работы. Сделаем на рисунке лучи восходящего солнца, а само ядро солнца может быть и планетой.
Каждый в рисунке видит то, что ему нравится.
Подготовим трафарет с лучами солнца.
Берём дополнительный ватман, сгибаем его пополам. Из прямого угла сгиба строим равнобедренный треугольник, размеры здесь не важны, но я взяла 9 см. Проводим гипотенузу. Она и сыграет главную роль в построении лучей.
Делим гипотенузу пополам. Проводим прямую линию от вершины прямого угла и точки пересечения.
Затем каждую половинку при помощи линейки делим пополам, проводим прямые линии.
И ещё раз каждую часть гипотенузы делим пополам, проводим прямые линии из вершины треугольника.
Циркулем проводим дугу, радиус 5 см – это наше воображаемое солнце. Через один заштриховываем лучики.
Теперь выстраиваем свечение от солнца. Проводим вторую дугу, делаем её волной. Для этого чередуем размеры отрезков: 2 см, 3 см. На сгибе – 4 см.
Последующие две волны делаем отрезки чётко через 3 см, на сгибе – снова – 4 см.
Наша корона готова, она нам пригодится чуть попозже. Разрезаем по самой крайней волне.
Берём лист офисной бумаги, сгибаем пополам, прикладываем к части ватмана с лучиками. Находим точки для обрезки лишней бумаги, проводим линию.
Обрезаем лишнюю бумагу, приклеиваем полученную фигуру к ватману с внутренней стороны, там, где нет разметки лучиков.
Развёрнутая выкройка.
Фиксируем стороны ватмана скрепками, достраиваем лучики, проводим дугу, радиус 5 см.
Теперь аккуратно вырезаем по линиям лишние детали.
Дорабатываем фон композиции. Раскрываем выкройку, прикладываем к просохшему ватману с фоном. Концы лучиков фиксируем скрепками.
В персиковую гуашь, полученную при смешивании белой и оранжевой краски, добавляем капельку оранжевой.
Кистью наносим краску на губку, штамповочными движениями под прямым углом от центра к краям заполняем свободное место на ватмане. Получились ровные лучики.
Теперь поработаем с «короной». Вырезаем центральную деталь по ровной дуге, трафаретим. Не забываем трафареты фиксировать скрепками.
Получилось солнышко с лучиками.
Теперь разрезаем нашу корону по частям, убираем среднюю часть, остальные детали фиксируем скрепками, трафаретим.
Свечение от солнца получилось.
Готовим трафарет детей - ствола. На просторах интернета мне приглянулась картинка с детьми: она то, как раз, мне и нужна. Вставляем картинку в вордовский документ с полями 0,5 см, распечатываем как ватман на 2 листах, склеиваем скотчем, делаем трафарет: вырезаем силуэты детей. Трафаретим оранжевой краской. Причём нижнему ребёнку даём больше оранжевого цвета, верхнему – добавляем в краску капельку белого.
Готовим трафареты цветов- кроны. Форма у них будет одна, а размеры – разные. Как правильно сложить бумагу и рассчитать диаметр цветов можно посмотреть здесь
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/master-klas-sibirskaja-krasavica-netradicionaja-tehnika-risovanija-trafaret.html.
Мне нужны диаметры цветов 5 см, 3 см и 2 см. Берём, соответственно квадраты: 8 см, 6 см и 5 см
Собираем крону дерева. Начинаем выкладывать крону предполагаемого дерева крупными цветками.
Примеряем маленький цветок: хорошо ложиться между крупных.
Раз мы говорим о Дне матери, решила ограничить композицию 7 крупными цветками:
семьЯ.
В свободные промежутки между крупными цветами добавляем средние и мелкие.
Завершаем крону дерева средними цветами.
При помощи зубочистки точками начинаем украшать белой краской солнце и цветы.
Кистью №1 расписываем штриховкой серединки крупных цветов. Подчёркиваем контур солнечного свечения, украшаем дужками.
Расписываем средние и мелкие цветы. Полёт фантазии не ограничен.
Красно-оранжевой краской делаем акценты в центре цветов, украшаем человечков. Работа готова!
Оформляем в рамочку. Подарок готов!!
С одной стороны посмотреть, это радостные детки несут маме огромный букет цветов, с другой стороны - это стилизованное дерево, растущее на земле, которую согревает солнце! Как хотите, так и трактуйте
Работы воспитанников:
Криворучко Лика, 9 лет
Бобылева Ульяна, 14 лет
Творите, выдумывайте, пробуйте!
Рекомендуем посмотреть:
Как рисовать цветы в саду акварелью поэтапно
Как нарисовать васильки поэтапно для детей от 7 лет
Как нарисовать дельфиниум акварелью поэтапно
Рисование ромашки пошагово. Мастер-класс с фото