Ростовые куклы «Козлята» своими руками. Изготовление каркаса и обтяжка тканью.
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области
Мастер класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 13 лет и выше.
Цель: создание театральных ростовых кукол «Козлята»
Задачи:
- разработать конструкцию и выкройки ростовых кукол «Козлята»;
- учить создавать эксклюзивные варианты ростовых кукол «Козлята»;
- развивать конструкторские способности, творческое воображение.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ему легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для него не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр кукол - это зрелище, и ростовые куклы один из элементов театрального действия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию МК по изготовлению театральных ростовых кукол «Козлята», которые будут служить вам 8-10 лет, а то и больше. Мастер класс будет интересен всем творческим людям, которые захотят создать эксклюзивные варианты ростовых кукол для театральных постановок, проведения праздников, занятий с детьми от 1года и выше. «Козлята» - замечательный подарок на любой праздник детворе!
Материалы и инструменты:
- мука;
- белая офисная бумага, старые газеты, журналы;
- шары надувные, ведро;
- белый, велюр;
- синтепон;
- игла, нитки, ножницы, шило, канцелярский нож;
- линейка, фломастер;
- швейная машинка.
Пошаговое изготовление театральных ростовых кукол «Козлята».
Все выкройки даны без припусков на швы.
1.
Начнём с создания корпуса для головы «Козлёнка».
Для этого вспомним: что такое
папье-маше. Папье-маше (фр. papier mache, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Будем работать
с клейстером и бумагой.
Приготовим
клейстер: 2 столовые ложки муки, заливаем 1 стаканом воды, размешиваем ложкой, чтобы не было комочков, потом добавляем 0,7 литра воды, размешиваем, ставим на огонь, и, помешивая, доводим до кипения. Лучше всего работать клейстером, напоминающим кисель.
Корпус головы «Козлёнка» состоит из двух частей: шеи и головы.
Для изготовления шеи берём обыкновенное ведро: пластиковое или алюминиевое.
Обклеиваем первые два слоя белой офисной бумагой, причём листы первого слоя смачиваем водой. Для более быстрой работы ведро обклеиваем целыми листами, но при этом необходимо следить, чтобы под листами не скапливался воздух. Всего делаем 8 слоёв.
Чередуем между собой слои, если офисная бумага у вас в большом количестве, можете завершить работу тоже белым слоем.
Обклеенное ведро оставляем сохнуть на сутки.
Теперь делаем голову из воздушного шарика. Лучше использовать большие надувные шары. Для работы с шаром нарезаем бумагу полосками. Начинаем обклеивать с белого цвета, причём полоски клеим сразу на клейстер, без воды. Вам тоже необходимо сделать 8 слоёв.
Помещаем воздушный шар в тёплое место на сутки.
На всякий случай запаситесь дополнительным воздушным шаром. Они бывают некачественные, иногда лопаются в середине работы. Спокойно убираем лопнувший шар, вставляем в незаконченную работу новый шар, надуваем, и продолжаем дальше наклеивать полоски.
Сухую заготовку шеи разрезаем прямо на ведре канцелярским ножом.
Сшиваем. Для этого накладываем концы заготовки друг на друга, на 4-5 см, делаем шилом прокол, и прошиваем: 5 см сверху, 3 см снизу.
Делаем выкройку для шеи. Ширина клетки 3 см.
Накладываем выкройку на заготовку шеи, обводим фломастером.
Обрезаем нижнюю часть заготовки шеи. Верх только сравняйте, вырез для лица человека не делайте. Уберите воздушный шар из заготовки головы и поставьте его на заготовку шеи. Фломастером проведите линию по заготовке головы в месте соприкосновения двух деталей.
Обрезаем заготовку головы по линии.
Делаем вырез для лица человека. Получилась вот такая интересная деталь – шея нашего Козлёнка.
Делаем шилом проколы в месте соединения шеи и головы «Козлёнка» примерно на расстоянии 2 см от края, и 2 см между проколами.
Сшиваем детали между собой.
Получается вот такая заготовка корпуса головы «Козлёнка».
По линии на рисунке вырезаем часть заготовки головы «Козлёнка» для лица человека.
По контуру корпуса головы «Козлёнка», нитки соединения деталей внутри заготовки укрепляем папье-маше – 3 слоя.
Вид корпуса заготовки ростовой головы куклы «Козлёнка» в профиль.
Вид корпуса заготовки ростовой головы куклы «Козлёнка» в фас.
Для семерых козлят делаем семь таких заготовок. Шары надувные были разные, и все заготовки получились разными.
2.
Обтяжка корпуса головы ростовой головы куклы «Козлёнка» тканью.
По контуру заготовки на расстоянии 1,3 см делаем проколы шилом.
Измеряем габариты корпуса головы ростовой головы куклы «Козлёнка»: высоту (мерить от центра головы) и ширину. Вырезаем прямоугольник из синтепона, 93*65 см, скалываем английскими булавками
На макушке головы скрепляем по центру, выкладываем складками синтепон по четырём секторам.
Обрезаем лишний синтепон.
Смётываем синтепон через край крупными стежками. Он очень рыхлый, поэтому нить натягивать слишком сильно не надо.
Обрезаем лишний синтепон по контуру прорези для лица человека, оставляя запас 1,5 см.
Делаем заготовку головы Козлёнка из белого велюра согласно выкройке. По красной линии сметываем, затем стачиваем на швейной машине.
Получившийся «рукав» одеваем на корпус головы нашего Козлёнка.
Закрепляем «рукав» по центру головы, формируем ткань по двум секторам.
Намётываем, и оставляем в покое, про запас, на тот случай, если при обтяжке головы где-то не хватит ткани.
Начинаем прошивать швом «через край» с центра спины по проколотым отверстиям в корпусе, подгибая лишнюю ткань во внутрь, сначала в одну сторону, затем в другую.
Аккуратно подрезаем лишнюю ткань внутри корпуса головы.
По центру корпуса головы подрезаем лишнюю ткань до выреза лица.
Зашиваем потайным швом.
Подрезаем лишнюю ткань по контуру выреза для лица, оставляя запас 1,5 см.
Начинаем прошивать от центра, к верху сначала в одну сторону, затем в другую.
Теперь можно обрезать лишнюю ткань на верхушке головы.
3. Формируем мордочку.
Вырезаем из поролона два треугольника, длина стороны- 10 см.
Складываем детали вместе, ставим на гипотенузу, по краям закругляем ножницами.
Заворачиваем заготовку в синтепон.
Вставляем треугольник в заготовку головы, гипотенузой к корпусу. Контролируем, чтобы не было пустых мест. Пустые места заполняем синтепоном.
Прошиваем от края к центру по контуру заготовки.
Намётываем, срезаем лишнюю ткань.
Зашиваем потайным швом.
Вид изнутри.
Таких заготовок делаем семь штук, Козлят-то у нас семь…
Теперь можно выдохнуть, и заниматься оформлением мордочек Козлят, насколько вам позволяет время и бюджет.
Оформление мордочек ростовых кукол «Козлята» читайте здесь /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/rostovye-kukly-kozljata-chast-2-oformlenie-mordochek.html
Рекомендуем посмотреть:
Пьеса для кукольного театра. Сценарий
Театральная кукла - рукавичка «Каркуша» своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Как сделать ростовые куклы «Козлята» своими руками пошагово с фото
Театральный реквизит «Самовар» своими руками