Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
В данной рубрике представлена выдержка из программы психолого - педагогической арт-терапии.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Разноцветный мир» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне связывает личностное развитие с общечеловеческими ценностями средствами художественного творчества.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9 лет на 2 года обучения, т.е. охватывает 1 и 2 классы. При обучении используется режим внеурочной деятельности по одному часу в неделю. Таким образом, на первый год обучения приходится – 33 часа, на второй год – 34 часа.
Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, согласно указанным ранее методикам, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, наличия страхов и фобий, личностных особенностей. Далее учащиеся объединяются в группы, с наполняемостью 8-14 человек.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• знаниями о себе, о своих возможностях, красоте и культуре;
• умениями прилагать усилия для достижения цели, что приводит к развитию волевых качеств;
• навыками использовать продуктивные методы снятия эмоционального напряжения, разрешения фрустрирующих ситуаций.
Познакомятся:
• с эстетической культурой на основе целостного миропонимания;
• с деятельностью по сбору и обработке информации;
• со способами развития творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность;
• со способами создания собственного нового, оригинального образа;
• с планированием работы с учетом имеющихся ресурсов и условий
• с распределением работы при коллективной деятельности;
• с развитием творческих способностей и достижением высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека.
«Соломинка на ветру»
Упражнение выполняется с группой детей, не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
Упражнение «Человек боится…» (здесь ребятам необходимо продолжить предложение)
Рефлексия (10)
«Боюська»
Цель: Коррекция детских страхов.
«Дотроньтесь до…, кто боится…» (выявление и актуализация детских страхов, например: дотронется до мочки уха тот, кто боится мышей, и т. д.)
«У страха глаза велики»
Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Рефлексия (10 минут).
Упражнение «Дерево счастья»
Цель: снижение уровня страха через его преобразование
Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.
Дети делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:
1) один листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь – это будет ствол дерева.
2) ствол расписывается всякими «радостями» – тем, что её символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т.д.
3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.
4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.
5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.
страшные рисунки превратились в Дерево счастья
Рефлексия (10 минут).
Статья представлена в международном научно - практическом журнале "Смальта".
Рекомендуем посмотреть:
Причины плохого поведения детей
Советы для молодых педагогов ДОУ
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов
Похожие статьи:
Что означает Арт - терапия
Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии
Студия арт-терапии «Беби – АРТ»
Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов
Арт-терапия для детей