Система психолого-педагогической работы с обучающимися с ТМНР
Добрый день, уважаемые коллеги, родители, законные представители обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии. Сегодня мы поговорим о том, как же лучше всего простроить психолого-педагогическую работу с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в образовательных учреждениях.
На данном этапе возрастает количество обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных учреждений и переходя в общеобразовательные школы. И к сожалению опыт работы с данной категорией обучающихся не такой большой как хотелось бы, поэтому сегодня, исходя из опыта работы с данной категорией обучающихся, как же благоприятнее всего организовать работу и на что прежде всего необходимо обратить внимание, кроме стандартных мониторингов, которые запланированы в работе каждого специалиста образовательного учреждения. Мы отойдём от понятий «то что требуют» и подойдём к понятиям «то что необходимо». Не все методы диагностики дадут полноценную картину и помогут выявить причины тех или иных явлений.
Работу с данной категорией обучающихся можно разделить на несколько этапов.
1. Диагностический в рамках работы ТПМПК.
2. Подготовительный.
3. Диагностический
4. Коррекционно-развивающая работа
Диагностика в рамках работы ТПМПК
На данном этапе начинается знакомство с ребёнком, его особенностями. В ходе работы ТПМПК, с согласия родителей ребёнка диагностируют специалисты различных профилей: логопед, дефектолог, психиатр, врач. Уже на том этапе можно примерно представить какой контингент обучающихся и с какими особенностями в развитии поступят в школу. Специалисты по итогам заседания комиссии заполняют необходимую документацию, где отмечаются особенности обучающегося, данные медицинского обследования
Подготовительный
В ходе подоготовительного этапа важно обратить внимание и на работу с родителями и обучающимися а так же не забывать и про работу со специалистами. В ходе подготовительного этапа необходимо предварительно познакомить обучающегося и родителей с педагогами, которые будут работать с детьми. Возможно до начала обучения будут организованы пробные занятия с детьми. На которых и родители и сами дети знакомятся с обстановкой, в которой будут обучаться дети, со всеми специалистами (психолог, логопед, учитель физической культуры, учитель музыки, классный руководитель и др.), а специалисты в свою очередь проанализировав особенности развития ребёнка смогут более точно подготовить рабочие программы, планы занятий исходя из особенностей обучающихся, что позволит благополучно начать процесс обучения, так как и у специалистов будет время спланировать работу с обучающимися и обучающиеся успеют немного привыкнуть к учителям. Данный факт важен, так как у обучающихся с РАС нарушено социальное взаимодействие и им трудно установить контакт с окружающими, принять непривычные для них условия.
Диагностический.
Следующий этап это полноценная психолого-педагогическая диагностика обучающихся. Диагностика является запланированным мероприятие в начале каждого учебного года и проводиться она только с согласия родителей, законных представителей ребёнка. В начале года диагностику проводят учитель-логопед , педагог-психолог и учитель. Задача логопедической диагностики состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности речи ребёнка. Педагог-психолог исследует сформированность психических процессов. Более подробно мы остановимся и поговорим о диагностике проводимой учителем. На начало учебного года учитель проводит диагностику развития устной речи. Эта диагностика применяется для всех обучающихся, не зависимо от диагноза. Так как для обучающихся с рас характерно самоповреждающее поведение, значительное нарушение коммуникаци, то для детей с РАС необходимо проводить следующие мониторинги, которые помогут правильно подобрать наглядно-дидактические пособия, составить расписание дня, урока, а так же подготовить средства дополнительной коммуникации, если это необходимо для ребёнка.
Во-первых – необходимо провести оценку подкрепления. Для этого используют методику «Оценка предпочтений». Задача данной диагностики состоит в том, чтобы выявить что для ребёнка будет являться самой лучшей мотивацией для выполнения задания. Это могут быть и гимнастический мяч и какая-то любимая игрушка, и мозаика и всё что угодно. Но, опираясь на опыт, не рекомендую использовать пищевое подкрепление, так как потом будет очень трудно отучать ребёнка от такого подкрепления, и еда не должна быть средством «заработка» хороших оценок и мотивацией для хорошего поведения. Еда является одним из элементов режима дня школьника. Для того чтобы определить поощрения необходимо взять 5 любых, даже не самых предпочитаемы для ребёнка, предметов. Далее необходимо положить перед ребёнком эти предметы и предложить ему выбрать один, тот который он хочет на данный момент взять. В бланке фиксируем очерёдность выбора предметов: первый, второй и так далее. Когда ребёнок выберет предмет ему необходимо дать время для игры с ним. После игры предмет необходимо убрать. Далее предлагает оставшиеся предметы для выбора, даём время поиграть с выбранным предметом, затем его убираем. И так далее пока все предметы не закончатся. Далее выкладываем перед ребёнком все 5 предметов ещё раз и повторяем процедуру выбора. Таким образом необходимо провести диагностику 3 раза.
Так же необходимо провести диагностику поведения. Чаще всего для этого применяется опросник FAST или ABCS. Данные методики разработаны американскими учёными и позволят выявить причину проявления нежелательного поведения, а так частоту и характер нежелательного поведения. Диагностика поведения проводить совместно с педагогом-психологом.
Далее не забываем про беседу с родителями. Ведь никто лучше них не знает особенности их детей. Необходимо при первой же беседе обсудить вопрос хронических заболеваний, специфика поведения ребёнка дома, на улице, в общественных местах, в гостях, любимые игрушки, мультфильмы ребёнка, любимые песни, движения, любимый вид деятельности. Это всё будет необходимо для дальнейшей работы.
Так же для состаления расписания необходимо провести диагностику на сооотнесение двух одинаковых картинок, фотографий, предмета и картинки. Это необходимо для того чтобы подобрать тип расписания (фотографии, часть предмета или картинка).
Это основные мониторинги, которые нам потребуются в начале учебного года.
Коррекционно-развивающая работа.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды. В данном случае для детей с РАС необходимо создать все условия для успешной адаптации и социализации. Данный этап состоит из нескольких подэтапов, которые необходимо соблюдать для успешной адаптации обучающихся, а так же для успеха коррекционной работы.
1. Так как дети приходя в школу с трудом воспринимают и у них затруднена адаптация в новом пространстве, то в таком случае необходимо максимально визуализировать все этапы и процессы обучения. В данный этап входит составление индивидуального расписания уроков на доске для каждого ребёнка. Это необходимо для того, чтобы ребёнок в течении дня знал что он будет делать.
2. Так же необходимо визуализировать структуру урока. Чтобы ребёнок знал сколько заданий ему необходимо сделать. Данное расписание урока располагается на парте обучающегося. Карточки для расписания могут быть разных видов: фотографии, картинки или часть предмета.
3. Так же необходимо на уроках использовать элементы игры, особенно это важно в 1 классе. На просторах интернет-сообществ всё больше стало появляться интересных игровых заданий, которые можно использовать с детьми с РАС. Не стоит слишком часто менять задания, так как у данной категории обучающихся должна быть определённая «рутина», то есть набор заданий которые они выполняют в начале урока или в конце. Не стоит слишком часто и резко менять задания.
4. Так же не забываем про таймеры. Изначально детям трудно воспринимать звонок, а кому-то и вовсе необходим отдых во время занятия, для этого нам необходимо использовать таймеры. В роли таймера может быть звуковой таймер, или песочные часы или визуальный таймер с обратным отсчётом. Всё зависит от особенностей ребёнка, какой он лучше воспринимает. Необходимо чётко обозначать с помощью таймера начало и конец занятия или время отдыха.
5. Не стоит забывать про ежедневное наблюдение за состоянием и реакцией ребёнка на то или иное действие. Так как классный руководитель становиться для ребёнка «второй мамой», то лучше будет если учитель понаблюдает за ребёнком на других уроках, и сможет вместе с преподавателя найти подход и выбрать правильные методы обучения.
Список литературы
1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного и современного образования "Теревинф". - 1997. - 212с.
2. С.А. Морозов «Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра». М.: 2014 г.- 448 с.
3. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционная работа в начальных классах
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы
Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений"
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида