Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ОД по финансовой грамотности в детском саду. Старшая группа

Конспект ОД по финансовой грамотности в ДОУ "Школа юного эконома" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Автор: Грибанова Анна Леонидовна
Соавтор: Ештирякова Анна Сергеевна
Должность и место работы: воспитатели, МБДОУ №109 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — финансовая грамотность. Предлагаем вашему вниманию конспект по этой теме.
Цели: Познакомить детей с понятиями, из которых складывается семейный бюджет: зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшего брата или сестры. Уточнить с детьми понятия дохода и расхода, об их изменении. Дать представление о том, что деньги всей семьи тратятся на каждого члена семьи, об общем вкладе в доход семьи и о справедливом распределении дохода.
Оборудование: Коробка с монетами, атрибуты для игры в «Магазин» (мелкие предметы, подарочки для детей), Модель круга с карточками: зарплата мамы, зарплата папы, пенсия бабушки, пенсия дедушки, модель «Расходы» (ромашка, на лепестках которой нарисованы картинки обозначения), карточки с изображениями членов семьи, которые приносят доход для самостоятельной работы, карточки с изображением кошелька, карточки обозначения дохода, изображение Буратино, Папы Карло, Мальвины, Артемона, лепестки с подписями для аппликации, клей, заготовки.
Ход занятия:
Дети, находясь в приемной, где встречают Кота Базилио и Лису Алису
Алиса: Здравствуйте, ребятишки! Вы так подросли с последней нашей встречи! А мы тут с Котом решили в гости к вам заглянуть, спросить вас пришли – у вас денежек, случайно нет?
Дети: Нет.
Алиса: Ой, плохо, и не находили и не видели никогда деньги? (ответы детей)
А мы вот с Котом устроились на работу в театр, получали зарплату, копили, Котику то глазки вылечили, мне шубку почистили, а на оставшиеся школу открыли «Юного эконома», вы хотите стать нашими учениками? (ответы детей) Проходите, мы вас учить будем!
Дети с Алисой и Базилио заходят в группу и садятся на стулья перед доской.
Базилио: Дорогие ребята, в нашей школе учится не только полезно, но и выгодно, за каждый правильный ответ, вы будете получать монетку из нашей копилки, а в конце занятия на свои монеты вы сможете приобрести себе подарки в моем сказочном магазине «Покупай-ка».
Алиса приглашает всех ребят познакомиться с семьей Пчёлкиных, которые очень трудолюбивы и поэтому накопили много денег.
Папа-строитель, он строит необычной красоты соты. За его труд ему платят… (зарплату).
- Кто знает, что такое зарплата?
(Верно, зарплата – это, конечно, деньги, которые платят тому, кто работает, за его работу. Зарплата – это оплата труда за какой-либо период – день, неделю, месяц).
На модель круга на доске прикрепляют соответствующую карточку зарплаты. Мама собирает мёд и обучает этому ремеслу своих деток-пчелок и тоже получает… зарплату.
- Так кто же из членов семьи получает зарплату? (папа, мама)
- За что они получают зарплату (за свой труд)
- Что такое зарплата?
А вот дедушка с бабушкой состарились и уже не могут работать. Но им, за то, что много лет работали в улье, начисляют и выплачивают…пенсию. (Выставляются изображения дедушки и схема бюджета семьи, прикрепляются карточки-пенсии).
- А что такое пенсия?
(Пенсия – это деньги. Пенсию выплачивают немолодым людям, которые долго работали на предприятиях, заводах и фабриках, в больнице или на транспорте и т.д.)
- Так что получают ваши бабушки и дедушки?
- Что такое пенсия?
В семье есть ребенок Пчёлка Майя, она еще совсем маленькая, работать еще не может и не умеет, денег ей никто не платит, стипендию она не получает, потому что учится еще в школе (выставляется карточка).
Наглядно рассматриваем на доске схему бюджета семьи, пытаемся разобраться, из каких же частей состоит доход семьи Пчёлкиных.
Алиса: Из чего состоит семейный бюджет?
Я приготовила вам задачу. Слушайте внимательно. Папа получил зарплату – 3 монеты, мама – 2 монеты, дедушка – 1 монету и бабушка – 1 монету.
- Так сколько заработал каждый член семьи? А все вместе?
- А что такое доход?
Доход – это деньги семьи, которые получают все члены семьи.
Папа очень хорошо работал и получил премию. Премия – это деньги, которые папа получил дополнительно к заработной плате, за то, что работал очень хорошо и сверх положенного времени (прикрепляется карточка).
- Денег стало больше или меньше?
- Доход семьи изменился?
- Как?
- А куда же и люди и сказочные герои тратят свои деньги? (ответы детей)

Работа с моделью «Расходы». Алиса предлагает детям рассмотреть картинки на ромашке и назвать, на что люди тратить свои доходы, оторвать каждый лепесток.
- Мы не все деньги потратили, часть дохода у нас осталась, а вот что с ними можно сделать мы узнаем с вами не сегодня.

- А сейчас мы пройдем за столы, и вы нам покажите доход вашей семьи.
На столе карточки, дети выкладывают доход семьи: например, маму, папу и брата.


Базилио приглашает нас в гости к своим друзьям – сказочным героям
(на столе разложены модель дохода с кошельком, картинки с изображением сказочных героев и карточки подсказки).
Подружились как-то сказочные герои: Буратино, Мальвина, Папа Карло, Артемон. Они живут все в одном доме и друг другу помогают. Каждый старается, как мог. Мальвину взяли на работу в школу учителем, и она здесь получал за работу… (правильно, зарплату). Буратино поступил на учебу в театральное училище. Он учится очень хорошо, работать ему некогда, но и ему платили деньги…стипендию. Ее платят всем, кто учится в училищах, институтах, но только если учишься очень хорошо. Папа Карло не работает, а занимается домашним хозяйством, он уже стар для работы. На что же он живет? Конечно, он получает пенсию…(пенсию). А Артемон? А Артемон собака, и денег он не получает.
- Какие жители-денежки поселились в кошельке?
- Где работала Мальвина? Что получает за работу?
- А Буратино?
- Папа Карло что получает?
- Как можно назвать одним словом все эти виды поступления денег? (доход)
- А что такое доход?
- А Артемон получает что-нибудь? Зато он очень любит подарки! Давайте поиграем!
Динамическая пауза – хороводная игра «Подарки»
В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, под слова:
Как на ярмарку идет
Развеселый народ.
Ты, купец, не зевай
И товары выбирай!
Принесли мы вам подарки
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет -
Кто захочет, тот возьмет!
Алиса: А сейчас мы с вами вспомним все, что мы сегодня прошли на первом уроке в школе «Юного эконома», а помогут нам наши родители.
Дети проходят за столы к родителям, где разложены лепестки цветка с надписями доходов, родители читают, а дети приклеивают лепесток.
Базилио:
Мозговой штурм:
Что за труд получают взрослые? (зарплата)
Что получают пожилые люди, сидя дома? (пенсия)
Мама и папа очень хорошо работали, и что получили за это? (премия)
Старший брат получил стипендию, это что? (стипендия)
А теперь нам подскажут наши мамы, у нас был доход и мы не потратили все деньги, а положили в банк, что мы получим от этих денег? (проценты)
А вот об этом мы сегодня не говорили, но обязательно узнаем.

Ребята, вы – молодцы! Вы ответили на все вопросы, и сейчас Алиса приглашает вас в свой сказочный магазин, где на заработанные вами монеты можно купить себе на память различные игрушки и сувениры.
Игра «Магазин»

Сначала Алиса продает игрушки, дети выбирают себе подарки,
соотнося цену, количество выбранных монет. Затем, когда все дети приобретут по одной игрушке, встают в очередь повторно. Когда дети израсходуют все монеты, игра «Магазин» продолжается как ролевая игра с использованием жетонов вместо монет. Роль продавца исполняют дети.

Рекомендуем посмотреть:

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности Интеллектуальная игра для дошкольников по финансовой грамотности
Лэпбук на тему "Осень" для подготовительной группы детского сада
Опубликовано: 1637 дней назад (1 ноября 2019)
Просмотров: 2494
+3
Голосов: 3
Марина Николаевна Власюк # 2 ноября 2019 в 13:39 +2
Молодцы! Интересное занятие по ознакомлению с финансовой грамотностью дошкольников. Возьму в закладки!
Екатерина Анатольевна Тимашева # 8 ноября 2019 в 10:23 +2
Здравствуйте. Занятие очень понравилось. Хорошо знакомые сказочные персонажи действительно доступно обьясняют детям достаточно абстрактные для них экономические явления. Спасибо.