Из опыта работы воспитателя детского сада. Развитие моторики рук детей раннего возраста при помощи лепки из пластилина
Во что может превратиться кусочек пластилина в руках ребенка? Это всегда талантливая и очень интересная импровизация.
Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру.
Пластилин — удивительный материал. Он не только дает малышам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит в гармонии с природой.
Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приёма надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.
Цели занятия:
- Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание);
- создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.
- Формирование интереса к лепке.
- Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие речи.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Развитие положительных эмоций эмоций и фантазии.
Материалы:
Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая на картон и др. Для обыгрывания картонки — резиновые и пластмассовые игрушки.
Используемые приемы лепки:
1. Скатывание— формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами рук.
2. Надавливание— нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
3. Размазывание— надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать, и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок должно проходить в порядке возрастания уровня сложности, от создания простых картинок к более сложным.
Создание каждой пластилиновой картинки превращается в настоящее занятие по развитию речи. Ведется непрерывная беседа с ребенком, используется стихотворный материал.
Система работы по обучению создания пластилиновых картинок:
• знакомство с пластилином;
• освоение приемов надавливания и размазывания;
• освоение приемов вдавливания;
• лепка объёмных фигур.
Примерные темы пластилиновых картинок:
1. Освоение приема надавливания:
• Конфетки на тарелке.
• Покормим курочку.
• Снег идёт.
• Витамины в баночке.
• Мухомор.
• Божья коровка.
2. Освоение приема размазывания:
• Ёжик.
• Салют.
• Солнышко.
• Дождик.
• Красивая тарелка.
• Полянка с ягодками.
3. Освоение приёма вдавливания:
• Букет.
• Бусы.
• Бабочка.
• Одуванчик.
• Гусеница.
• Волшебная картина.
Для вдавливания подбираются подходящие предметы: ракушки, камешки, пуговицы, палочки, а также различные материалы: крупы (горох, фасоль, гречка), пенопласт и др.
4. Лепка объемных фигур (на основе шариков и колбасок):
• Конфеты.
• Ягоды.
• Яблоки и т.д.
Выводы:
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. На занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышление, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Приобретается сенсорный опыт — чувство пластики, формы, веса. Кроме того дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занимательной деятельности в детском саду. Младшая группа
Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС кратко
Похожие статьи:
Организация прогулки в младшей группе по ФГОС
Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада
Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе
Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе
Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа