Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Кавказская война. История 8 класс с презентацией

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе
Цели урока:
1. Выяснить причины Кавказской войны; узнать о возникновении государства – Имамат, его правителях; познакомиться с исторической личностью – Шамилем; выяснить причины военных успехов горцев; определить итоги и последствия войны, как для России, так и для народов Кавказа.
2. Развивать навыки работы в группах; умение устанавливать причинно-следственные связи; определять и объяснять понятия; работать с картой.
3. Воспитывать чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: карта “Кавказ в XIX в.”, слайды Приложение 3 (выполнены в программе Power Point), сообщения о Шамиле и о государстве горцев – Имамат, вопросы для работы в группах.
Понятия урока: мюридизм, газават, имамат, имам, теократия.
Основные события:
1817-1864 гг. – Кавказская война.
1828 г. - возникновение теократического государства горцев - Имамат.
1834-1859 гг. - правление имама Шамиля.
1859 г. - пленение Шамиля.
1866 г. – принесение присяги на верность России Шамилем, окончательное покорение Кавказа.
План урока:
1. Причины войны.
2. Этапы войны.
3. Создание Имамата.
4. Имам Шамиль.
5. Окончание и итоги войны.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемного задания.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Решение проблемного задания.
5. Рефлексивный момент.
6. Домашнее задание.
Ход урока
(Слайд 1-4, работаем с картой)
Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.
Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.
Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.
-Что хотел таким образом сказать старик?
(Кавказ предстояло еще завоевать.)
Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.
Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.
(Класс, разделившись на группы, выполняет задание и дает ответы)
1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.
(Слайд 6)
1) запрет совершать набеги для захвата скота и имущества - основное средство существования в горных районах;
2) работорговля;
3) привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная, Грозная, Внезапная, Злобный окоп);
4) введение новых налогов;
5) усмирительные походы генерала Ермолова, уничтожение селений, посевов;
6) раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;
7) заселение Кавказа русскими, украинцами;
8) вытеснение горцев в горы;
9) насаждение русских обычаев и законов.
- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).
2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.
(Слайд 7)
I. 1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;
II. 1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
III. 1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”,газават – священная война против неверных)
IV. 1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
V. 1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
VI. 1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.
3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.
Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.
(Слайд 8.)
Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.
Сообщение об Имамате
(Слайд 9)
Сообщение о Шамиле
4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля?(Приложение 1)
5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа? (Слайд 10.)
6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст (Приложение 2), ответьте на вопрос: Почему Александр 2 окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?
Комментарий учителя: Горцы - свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.
Вывод: Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.
- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?
(С помощью слайдов закрепляем изученный материал)
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
Приложение 1.
Текст для 4 группы:
Правила армии Шамиля
Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил — «Положение о наибах» (наиб — наместник, также, один из старших военачальников, предводитель крупного отряда).
Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир-хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.
Положение о наибах
1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно — будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.
2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
3. Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.
5. Не должно наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен, в защите границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, — каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.
10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается, и записывается в рядовые.
- Чем объяснить военные успехи горцев Шамиля?
Приложение 2
Текст для 6 группы.
25 августа 1864 г. Шамиль капитулировал и был поражен, что когда спускался из своего укрепления, то русские солдаты кричали ему «Ура!».
Его встретил сам наместник, ему оказывали почести как главе побежденного государства, ничего подобного Шамиль не ожидал. Для него была приготовлена специальная карета, ему позволили сохранить при себе оружие. В сопровождении караула, напоминавшего почетный эскорт, непокорный имам выехал на север России, где он провел остаток жизни.
Под Харьковом Шамиля принял император Александр II со словами том, что он очень рад, что имам, наконец, в России, и жалеет, что этого не случилось ранее. Он пообещал Шамилю, что тот не будет раскаиваться, а так же предложил свою дружбу.
Шамиль побывал в Москве и Петербурге, его принимала императрица, ему предоставили возможность осмотреть императорские резиденции в Петербурге и Царском Селе. Его возили на спектакли, на заводы, показывали железную дорогу, новейшие технические приспособления.
Местом его постоянного жительства была определена Калуга, где для Шамиля специально приготовили один из лучших особняков в городе. При доме имелись обширный сад для прогулок и небольшая мечеть. Сюда же из Дагестана перевезли его семью (двух жен, детей, внуков, других родственников, всего 22 человека). На содержание Шамиля из казны выделялись ежегодно несколько десятков тысяч рублей.
В 1870 г. Шамилю позволили совершить паломничество в священный город мусульман Мекку. Там он и умер 4 февраля 1871 г. его тело было погребено на мусульманском кладбище в городе Медине (недалеко от Мекки).
- Почему Александр II кружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?
Презентация на тему: Кавказская война

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война" Конспект урока истории в 8 классе. Отечественная война 1812 года Разработка урока по истории Казахстана, 8 класс

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса

Открытый классный час для 8-11 класса на тему: День Победы
Опубликовано: 3302 дня назад (11 апреля 2015)
Просмотров: 9997
+2
Голосов: 2
Нина Анатольевна Косолапова # 11 апреля 2015 в 08:31 0
Анна Валерьевна, спасибо! Какая хорошая разработка урока. Какая сложная тема, имеющая разные трактовки.Вы просто молодец!
Анна Валерьевна Сковородина # 11 апреля 2015 в 13:29 0
Спасибо! Тема действительно очень сложная, но документы облегчают работу на уроке.