Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории в 8 классе. Отечественная война 1812 года

Урок истории в 8 классе
"Отечественная война 1812 года". (автор: Воркуева М.Ю.)
Урок разработан и с целью формирования объективного представления об Отечественной войне 1812 года, знакомства с Бородинским сражением. Данная тема способствовует воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.
Тип урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский.
ХОД УРОКА
(приветствие учителя, настрой на активную и плодотворную работу).
ЗАПИСАТЬ в рабочий лист урока тему.
Учитель: Ребята, к сожалению, на уроках истории нам часто приходится говорить о войнах. Уверена, вы знакомы с алгоритмом изучения таких событий. Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем войну.
Учитель: Ребята, как вы считаете, что необходимо нам с вами вспомнить, чтобы можно было назвать причины войны?
(международную обстановку, направления внешней Александра 1)
На рабочем листе урока я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте. Время на выполнение задания-3мин.
Проверка задания. Обсуждение, подведение итогов. Проставление баллов.
Учитель: Да, ребята, вы совершенно правильно отметили, что присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалось на её внешней торговле. Стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и Россией и привело к войне.
Какие выводы об основных причинах войны мы уже можем сделать?
Учитель: Для того, чтобы рассмотреть основные цели противоборствующих сторон, я предлагаю вам поработать с историческими документами. Время на выполнение задания-3 мин.
Работа по вариантам:
1в. «Из приказа Наполеона по «Великой армии» от 10 июня 1812г.
2в. «Из приказа русским армиям императора Александра 1 от 13 июня 1812г.»
Ребята называют цели сторон.
Учитель: Какой вывод о характере войны 1812г. для обеих стран мы можем сделать? Для России война справедливая, Отечественная, для Франции – захватническая. Можем сделать первые выводы по поводу признаков Отечественной войны? Вешаем таблички с вариантами, предложенными ребятами: справедливая, народная, освободительная, честная, оборонительная и.т.д.
Учитель: Франция и Россия начали готовиться к войне . С обеих сторон разрабатывались и наступательные, и оборонительные планы, происходили перевооружение и пополнение армий. Я предлагаю вам, ребята, проанализировать соотношение сил накануне войны.
Задание: сгруппировать основные положения о французской и русской армиях. (Рабочий лист урока) Время для выполнения задания: 2мин. Проверка в парах. Можно воспользоваться картой в учебнике.
Как вы думаете, ребята, чья армия была готова к войне лучше и почему?
Какие особенности вы можете выделить?
Учитель: Действительно, для войны с Россией Наполеон создал огромную армию и был абсолютно уверен в своей скорой и легкой победе.
12 июня 1812 г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман (обращаемся к карте в атласе).
Запись на рабочем листе: 12 июня 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.
Учитель: Как вы думаете, почему русские войска не преградили дорогу врагу?
Ребята, я предлагаю поработать с картой и, внимательно рассмотрев расположение русской и французской армий, предположить, какой был план у Наполеона в начале войны? (разбить русские армии поодиночке)
Как вы считаете, какие задачи стояли перед командующими Барклаем де Толли и Багратионом? (Учитель выслушивает мнения ребят, подводит итоги)
Учитель: Русским, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона, необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Дрисса, затем г. Витебск, но объединиться в нем не удалось (показывает на карте). 2 августа армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии поодиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины.
Запись на доске и в рабочем листе урока:
4 августа 1812 г. - Первая крупная битва у Смоленска
Учитель: Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в русском обществе разговоры об измене, главной фигурой критики стал шотландец по происхождению Барклай де Толли. Легендарный генерал после сдачи Смоленска в запальчивости воскликнул: «Вы видите, я одет только в плащ, я никогда не надену больше русского мундира, так как это стало позорным». Эти слова, сказанные в минуты раздражения, были несправедливы по отношению к Барклаю де Толли, человеку, который вопреки всем спас и продолжал спасать русскую армию. Однако недовольство росло, и его отлично передает в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов:
«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
Учитель: Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армии чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова (на экране портрет М.И. Кутузова). Несмотря на то, что Александр I не любил Кутузова, он уступил мнению общества. «Приехал Кутузов, бить французов»- разлетелась радостная весть среди солдат. Прибыв в армию, М.И. решил придерживаться тактики отступления, считая ее единственно правильной для сохранения армии. Отход войск продолжался до села Бородино, расположенного близ Можайска, в 120 км. Западнее Москвы.
Физкультминутка
Давайте проведем разминку,
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой, руки в крест перед собой.
Пальцы сжали и разжали, потянулись, вы устали?
Учитель: Вы готовы к генеральному сражению?
Обсуждение проблемного вопроса: Кто победил в Бородинской битве?
Ребятам раздаются информационные листы с мнениями историков, участников сражения, современников. Обсуждение происходит сначала в парах, потом в малых группах.
По итогам обсуждения заслушивается выступление одного представителя от каждой группы.
Запись на рабочем листе:
8 августа 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.
Учитель: Потери в Бородинском сражении были огромны с обеих сторон. 1 сентября в д. Фили состоялся военный совет, на котором обсуждались дальнейшие планы армии.
Метод исторического проектирования с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».
Задание:
Предположите, какие варианты дальнейших действий армии предлагают участники Совета? Прокомментируйте их.
Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия».
Предложите свой вариант, аргументируйте.
Объясните, какие события отражены в стихах А.С. Пушкина:
«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою,
Не праздник, не приемный дар,
она готовила пожар нетерпеливому герою».
Учитель спрашивает ребят о версиях причин пожара в Москве, выслушивает мнение ребят, подводит итоги.
При наличии времени учитель читает стихотворение:
Шумел, горел пожар московский, дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий, скрестивши руки на груди.
Он видел огненное море, он видел гибель впереди!
Подведение итогов урока.
Учитель:
Что нового узнали? Ответили ли на главный вопрос урока? (Почему война Отечественная?) Какие можем назвать признаки Отечественной войны?
Ответы ребят, обобщение.
Для проверки усвоения материала учащиеся выполняют тест на рабочем листе урока.
Подсчет баллов на рабочем листе, самоанализ, выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 4, работа с картой атласа. Опережающее задание: подготовить сообщения о партизанском движении войны 1812г.
Эмоциональная рефлексия.
Приложение № 1.
Рабочий лист по истории_(Ф.И.)______________________________
Тема: «________________________________________________»
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
25 июня 1807г. проходила встреча императора России_______________ и императора Франции ______________на плоту на реке Неман в районе прусского города ___________. Она привела к заключению _______________ между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания _________________,заключала с _______________союз, обязывалась вступить в войну с__________________. Россия присоединялась к________________________ Великобритании. Несмотря на ряд пунктов договора, благоприятных для России, условия_____________________ мира больше устраивали Наполеона.
Правильных ответов___
РУССКАЯ И ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИИ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ
Сгруппируйте положения, относящиеся:
А) к русской армии______________________________________________
Б) к французской армии накануне войны 1812г.______________________
1.Численность армии больше, чем у противника.
2. Численность армии меньше, чем у противника.
3. В стране создана массовая армия.
4. Всеобщая воинская повинность.
5. Рекрутская система набора.
6. Служба в армии продолжалась 25 лет.
7. Не было в запасе людей, обученных военному делу.
8.Армия оснащена новейшим оружием.
9.В армию включены военные силы побежденных стран.
10. Армия разделена к началу военных действий на три части.
Правильных ответов________

Основные события Отечественной войны 1812г. (первый этап)
____________________________французская армия вторглась в Россию.
____________________________соединение русских армий в Смоленске.
____________________________Смоленское сражение.
8августа 1812г._____________________________________________________
24 августа 1812г.____________________________________________________
26 августа 1812г.____________________________________________________
________________________________Совет в Филях.
2 сентября 1812г.___________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1) Нарушение какого мира послужило началом войны 1812г.?
А) Парижского Б) Берлинского В)Тильзитского Г) Ништадтского
2 ) После какой битвы у Наполеона рухнула надежда на молниеносную войну?
А) Куликовской Б) Смоленской В) Невской Г) Новгородской
3) Во время правления, какого императора проходила Отечественная война 1812года?
А) Петр I Б) Николай I В) Александр I Г) Николай II
4) Кто был назначен главнокомандующим русской армии в августе 1812г.?
А) Даву Б) Багратион В) Кутузов Г) Барклай де Толли
5) Возле какого села произошло генеральное сражение?
А) Опарино Б) Хлебниково В) Косолапово Г) Бородино
6) Кому принадлежат слова: « С потерей Москвы не потеряна Россия…»?
А) Александру I Б) Багратиону В) Кутузову Г) Наполеону
Ответы теста: 1-в, 2-б, 3-в, 4-в, 5-г,6-в.
Приложение № 2.
Памятка для изучения войны.
1. Причины войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран (военно-политические блоки или союзы).
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран или сторон.
5. Повод к началу войны.
6. Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон в начале каждого этапа;
- военно-политические итоги каждого из этапов.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные, политические и экономические итоги войны.
Приложение № 3.
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
10 июня 1812 г.
«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы
переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы». «Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы» «Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее».
ВОПРОС: Назовите основные цели Наполеона в войне против России.
Приложение № 4.
Приказ Александра I по русской армии.
Вильно, 13(25) июня 1812 г.
«Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами…»
ВОПРОС: Назовите основные цели, поставленные императором Александром I перед русской армией.
Приложение № 5.
Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?
1. «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву»
(историк Б.С. Абалихин)
2. «Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской».
(историк Е.В. Тарле)
3. «То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».
(историк А.З. Манфред)
4. «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». (историк Н.А. Троицкий)
5. «Французская армия расшиблась о русскую армию».
(генерал А.П. Ермолов)
6. «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжатели право быть непобедимыми». (Наполеон)
7. «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
(писатель Л.Н. Толстой)
8. Свой вариант.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война" Разработка урока по истории Казахстана, 8 класс Кавказская война. История 8 класс с презентацией

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса

Музейно - педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов
Опубликовано: 3636 дней назад (8 января 2015)
Просмотров: 9288
+2
Голосов: 2
Анна Бякова # 9 января 2015 в 00:08 0
Уважаемая Мария Юрьевна! Было интересно познакомиться с Вашим материалом. Меня как литератора порадовало ваше обращение к русской классической литературе. В 5 классе дети изучают стихотворение "Бородино", но, к сожалению, ещё плохо знают историю войны 1812 года. Хорошо, что при изучении этой темы в 8 классе вы делаете на этом стихотворении акцент. Предлагаю Вам задуматься об интегрированном уроке истории и литературы "Личность Емельяна Пугачева в истории и литературе". "Капитанскую дочку" А.С.Пушкина мы как раз изучаем в 8 классе. Удачи!
Мария Юрьевна Воркуева # 9 января 2015 в 09:01 0
Спасибо, Анна Владимировна, за интересное предложение .Обязательно его учту. Согласна, в школе историки с литераторами должны идти рука об руку. Тогда уроки будут еще интереснее, результаты выше.Спасибо! Удачи Вам!