Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музейно - педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов

Музейно-педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов
«Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?»
Автор: Воркуева М.Ю.

Цель музейно-педагогической программы – создание условий для осуществления образовательной и воспитательной деятельности на базе школьного краеведческого музея. Данный материал разработан на основе работы Школьного историко-краеведческого музея МОУ Коляновской СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области, однако может быть применен в педагогической практике другими педагогами, т.к. имеет универсальную форму и допускает включение в программу уже имеющихся разработок по данной тематике.
Задачи музейно-педагогической программы:
Теоретические – изучение исторического и краеведческого материала периода Великой Отечественной войны, обработка устных источников – воспоминаний жителей сельского поселения об указанном периоде.
Воспитывающие – формирование у обучающихся активной гражданской позиции, духовно-нравственной основы поведения, отвергающей войну как вооружённого способа решения конфликта. Воспитание бережного отношения к историческому, культурному наследию региона, уважения к подвигу советских солдат на фронте и труду жителей села в тылу в годы войны, а также осмысление нравственного значения исполнения интернационального долга российских солдат в «горячих точках».
Развивающие – развитие исследовательской активности обучающихся, удовлетворение их повышенной познавательной потребности, определение области интересов и создание условий для проведения исследовательской работы, реализации проектной деятельности.
Практические – формирование навыков деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности, публичных выступлений, дискуссий.
Актуальность курса – Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию способностей, интересов детей. Данная программа, реализуемая в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, разработана в контексте компетентностного подхода и создает деятельностную основу для изучения истории родного края и развития исследовательской деятельности в 8 – 9 классах. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники». Разработка тематического целостного курса актуальна и является единым методическим комплексом с дидактическими материалами, который частично был апробирован в педагогической практике. Основа реализации программы – ресурсы школьного краеведческого музея, имеющего богатый уникальный материал в разделе «Их помнит мир спасённый».
Методическое обеспечение.
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную с познавательную и деятельность обучающихся: тематические экскурсии, исследовательские работы, проекты, работа с архивом, интервьюирование, обработка и систематизация собранного материала.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении и воспитании. Оценочная система отсутствует.
Программа предусматривает как лекционно-практическую систему, так и использование информационно-коммуникационных педагогических технологий. На занятиях используются презентации, видеоролики, документальные фильмы.. Результатом исследовательской работы может стать интерактивное мультимедийное пособие, сборник воспоминаний «Детей войны», аудио - и видеоколлекция.
Ресурсное обеспечение:
1. Экспонаты, представленные в экспозиции, а также архивные материалы школьного музея, частные коллекции.
2. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
3. Программное обеспечение, видео другие мультимедийные материалы.
4. Материалы на печатной основе (список литературы прилагается)
5. Дидактический раздаточный материал к отдельным темам курса, материал для выполнения практических заданий по технологии.

Интеграция с общеобразовательными учебными курсами:
1 История 8-9 классы. Изучение военных конфликтов в истории России ХIХ – ХХ вв.
Тема: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца»
2 Литература 8-9 классы. Изучение литературы военных лет и современной литературы обозначенного направления.
Темы: «Строки, опалённые войной», «Жди меня….»
3 Русский язык 8 класс. Работа с периодической печатью, редакция архивного материала, обработка рукописных источников
Темы: «Словом можно полки за собой повести!» «Слово – это тоже дело».
4 Литературное краеведение 8 класс. Изучение поэтического наследия военной тематики местных поэтов.
Темы: «Родник народной поэзии», «Как слово наше отзовется…»
5 Историческое краеведение 9 класс. Расширение информационного пространства за счет привлечения материалов семейных архивов обучающихся и педагогов.
Темы: «Семейный альбом», «Мой прадед – участник войны».
6 Обществознание 9 класс. Морально-этические проблемы в ситуации вооружённых конфликтов.
Тема: «Гуманное отношение к пленным – сила или слабость?»
7 География 8 класс. Виртуальная экскурсия по городам-героям и городам воинской славы. Изучение альбомов, созданных учащимися в 70-80 ые годы ХХ века, определение мест боёв на территории края.
Тема: «Дорогами войны»
8 ИЗО 8 класс. Эмоциональное восприятие и неприятие войны как способа решения конфликтов.
Тема: «Война и мир глазами детей».
9 Технология 9 класс. Благоустройство памятников на территории сельского поселения.
Темы: «Вахта памяти», «22 июня – День памяти и скорби»

Проведение занятий в пространстве школьного музея
1 «Недаром помнит вся Россия…» 8 класс.
Материал: Экспозиция «Русская изба».
Форма проведения: Историко-литературная композиция
2 «Да будет вечной о Героях память»: День Героев Отечества» 8 класс.
Материал: Документы участников войны, личные вещи, награды, видеозаписи воспоминаний ветеранов.
Форма проведения: Проблемно-проектная конференция
3 «Вечной памятью живы» 8 класс.
Материалы из семейных архивов, из музейного фонда, связанные с жизнью и подвигом советских солдат, погибших в годы Великой отечественной войны.
Форма проведения: защита проекта.
4 «Взгляд в биографию, опаленную войной» 8 класс.
Материал: Экспозиция «Их помнит мир спасенный…»
Форма проведения: Встреча с интересными людьми
5 «Во имя Родины и долга: Афганская война, её участники и герои». 8 класс.
Материал: Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан».
Форма проведения: Литературно-музыкальный вечер
6 «Я согласен на медаль» 8 класс.
Материал: Боевые и юбилейные награды участников войны, наградные документы.
Форма проведения: Викторина
7 «Неизвестная известная война» 9 класс.
Материалы периодической печати 1914 – 1945 годов из школьного архива.
Форма проведения: Дискуссия в форме «круглого стола»
8 «Триумфальное поражение?» (размышления о советско-финской войне) 9 класс.
Архивный материал, местная периодическая печать того времени
Форма проведения: Урок-версия, урок-альтернатива
9 « Боль моя – Ленинград» 9 класс.
Материал: Тематическая выставка о блокаде Ленинграда.
Форма проведения: Экскурсия
10 «От «горячей» войны к «холодной», или Мир, расколотый надвое» 9 класс.
Материалы можно взять из истории школы (деятельность КИД), воспоминания выпускников, родителей учащихся о работе этой организации и других формах деятельности в советской школе.
Форма проведения: Деловая игра-обсуждение
11 «Внимая ужасам войны…» 9 класс.
Материал: Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан»
Форма проведения: Час общения
12 «А память нам покоя не дает…» 9 класс.
Материалы: Аудио- и видеоархив воспоминаний участников Великой Отечественной войны
Форма проведения: Пресс-конференция

Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся
1. Участие в творческих конкурсах («Война и мир глазами детей» - рисунки, «История одной фотографии», - сочинение, «Не стареют душой ветераны» - фотографии).
2. Исследовательские и проектные работы («Дети войны», «Труженики тыла в годы войны», «Великая Отечественная война в истории моей семьи»)
3. Школьные научно-практические конференции («Люби и изучай свой край», «Первые шаги в науку»)
4. Районные и областные Краеведческие чтения
5. Интернет-проекты.
6. Организация и проведение учащимися тематических экскурсий («Боль моя – Ленинград», «Вспомним всех поимённо», «Награды войны», «Наша школа в годы войны»)

Рекомендуем посмотреть:

Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны

Участник №5 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект урока истории в 8 классе. Отечественная война 1812 года | Конспект урока истории России, 8 класс. Северная война
Опубликовано: 3388 дней назад (8 января 2015)
Просмотров: 2848
+6
Голосов: 8
Мария Юрьевна Воркуева # 8 января 2015 в 20:30 +1
Уважаемые коллеги. надеюсь, что созданная мною программа поможет вам в подготовке мероприятий к 70-летнему юбилею Победы или натолкнёт на интересные мысли по форме и методам проведения классных часов.
Предлагаю фото из нашего школьного краеведческого музея:
1. Экспозиция "И помнит мир спасенный"
2. Тематическая выставка "Боль моя - Ленинград".

Татьяна Витальевна Ничаева # 8 января 2015 в 21:27 +4
Мария Юрьевна, очень актуальная тема вашей программы! В преддверии знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне вы активизируете работу с детьми по познавательной деятельности в исследовательской работе по накоплению материала для фонда вашего музея! Самое главное, никогда нельзя забывать прошлое! Я с большим удовольствием голосую за вашу программу!
Мария Юрьевна Воркуева # 8 января 2015 в 21:48 +1
Уважаемая Татьяна Витальевна! Спасибо за высокую оценку и признание значимости нашей программы! Всего Вам самого доброго!
Людмила Ивановна Парукова # 8 января 2015 в 21:29 +3
Здравствуйте,Мария Юрьевна!Познакомилась с вашей музейно-педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов «Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?» Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.Все это прослеживается в вашей деятельности и в деятельности школьного историко-краеведческого музея МОУ Коляновской СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области.Собран богатый материал,запланирована творческая деятельность.Программа, реализуется на базе музея, включает в себя следующие этапы:Ознакомительный (информационный) Основными качествами являются интерес к истории Информация о музее дается в доступной форме.В программе просматривается экскурсионная деятельность обучающихся.Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются.Также в программе прописана как исследовательская так и поисковая деятельность. Успехов вам в продвижении и выполнении программы.С уважением,Л.И.!
Мария Юрьевна Воркуева # 8 января 2015 в 21:46 +1
Уважаемая Людмила Ивановна! Огромное спасибо за такой подробный отзыв! Спасибо за высокую оценку нашей (я имею ввиду совет школьного музея и моих коллег) работы! Желаю Вам здоровья, творческих успехов! Приезжайте к нам на экскурсию!
Анна Бякова # 8 января 2015 в 22:49 +1
Уважаемая Мария Юрьевна! Восхищена работой вашего школьного музея и глубиной программы, которую Вы представили! Уверена, воспитание гражданско-патриотических чувств в вашей школе - на высоте. Желаю дальнейших творческих успехов!
Мария Юрьевна Воркуева # 9 января 2015 в 08:57 +1
Уважаемая Анна Владимировна! Спасибо, что так высоко оценили НАШУ с коллегами работу. Всегда приятно поделиться своими мыслями и почерпнуть что-то новое! Приглашаю к сотрудничеству!
Лидия Витальевна Максимова # 9 января 2015 в 00:14 +2
Замечательная программа, уважаемая Мария Юрьевна! Удачи Вам, в Ваших творческих начинаниях! Голосую за патриотизм!
Мария Юрьевна Воркуева # 9 января 2015 в 08:59 +1
Спасибо, Лидия Витальевна, за внимание к программе. И Вам желаю творческих успехов и новых побед!
Марина Ивановна Никитюк # 9 января 2015 в 13:31 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна. Прошу прощения, что без приглашения зашла к Вам в гости. Мне понравился разработанная Вами музейно-педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов «Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?» Определена цель работы, чётко поставлены задачи с учётом Концепции модернизации российской системы образования. Самое главное, что возможности музея позволяют Вам воспитывать бережное отношение к историческому, культурному наследию региона. Темы занятий многогранны. Ваша программа сочетает познавательный, творческий и исследовательский характер. Свой небольшой комментарий хочу завершить новым стихотворением Людмилы Ганнич, которое мне понравилось:
"Я так хочу, чтобы не было войны!".
Ребенку семь вот только должно быть,
Когда уж начались в стране бои, сражения.
Решили взрослые у мальчика спросить,
Чего бы он хотел на день его рождения.
И вот среди нависшей тишины
Сказал, на взрослых не по-детски глядя:
- Хочу я, чтобы не было войны,
Пускай ее скорее остановят дяди!
Я так хочу, чтобы мой друг Платон
На лето вновь ко мне приехал из России,
Чтобы играли вместе мы потом,
Чтобы все люди только в мире жили.
Затем искал он что–то в своем ранце,
Любимую игрушку там нашел.
- А мишку отдам Борьке из Славянска.
Ведь правда, мама, у него все будет хорошо?
В волнении слышалось биение сердец.
В другую комнату ушел войну видавший дед,
Не выдержав, слезу смахнул отец.
Как объяснить, что Борьки больше нет?
Как взрослый он уже стоял,
Не о себе он думал в те мгновения.
В могущество он верил взрослых и мечтал
О мире, о войны предотвращении.
Ведь взрослые ради детей должны
Остановить безумие войны.
С уважением Марина Ивановна.
Мария Юрьевна Воркуева # 9 января 2015 в 17:58 +3
Уважаемая Марина Ивановна! Большое спасибо, что зашли на мою страничку, познакомились с программой и дали ей высокую оценку. Стихотворение и трогательно, и актуально.Рада была с ВАми познакомиться! Удачи Вам!
Мария Юрьевна Воркуева # 9 января 2015 в 17:58 +2
Уважаемая Марина Ивановна! Большое спасибо, что зашли на мою страничку, познакомились с программой и дали ей высокую оценку. Стихотворение и трогательно, и актуально.Рада была с ВАми познакомиться! Удачи Вам!
Мария Анатольевна Гановичева # 10 января 2015 в 18:35 +1
Прекрасная задумка
Но мало материала. С задачами перемудрили, можно выражаться намного понятней.
духовно-нравственной основы поведения, отвергающей войну как вооружённого способа решения конфликта. - как вы это предлагаете делать, какими приемами?
или ваша фраза: удовлетворение их повышенной познавательной потребности. Нет у современных школьников повышенной познавательной потребности.
Может вы будете не согласны, но слишком пафоса много. А дел мы не увидели. Ни одной разработки беседы или занятия. А рисунки или проекты школьников?
Дело ваше заслуживает поощрения, поделитесь с нами конкретными проектами школьников. Это интересно.
Мария Юрьевна Воркуева # 10 января 2015 в 18:58 +5
Добрый вечер, уважаемая Мария Анатольевна! Спасибо за Ваш отзыв. Согласна, что нет разработок.Просто не ставила перед собой такую задачу их включать в саму программу. Обязательно поделюсь, но чуть позже. Сейчас с ребятами готовимся к областным краеведческим чтениям. А на счет дел-это уже немножко другое. В нашей школе много традиционных конкретных дел: Вахта памяти, помощь ветеранам, уход за многочисленными памятниками участникам войны, которые есть у нас в каждой деревне. А еще большая поисковая, исследовательская работа в школьном музее. Просто занимаемся мы эти вне программы.Не могу удержаться, чтобы не похвастаться(хоть это и не очень по-взрослому) у нас в школе есть ребята (и их немало) с повышенной познавательной потребностью. Желаю Вам творческих успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Игорь Владимирович Грушевский # 16 января 2015 в 16:05 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна! Тема Великой Отечественной - священная тема! Спасибо за Ваш материал и фотографии музея! Голос №5!
Мария Юрьевна Воркуева # 16 января 2015 в 21:40 0
Добрый вечер, уважаемый Игорь Владимирович! Спасибо за добрые слова. Главное, чтобы помнили...И это наша с Вами задача. Удачи Вам!
Светлана Валерьевна Кошелева # 1 февраля 2015 в 16:35 0
Уважаемая Мария Юрьевна, голосую за Вашу программу «Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?». Вы и Ваши коллеги ведёте очень серьёзную работу по изучению истории родного края. Разнообразные формы работы помогают школьникам понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Творческих Вам успехов в дальнейшей работе!
Мария Юрьевна Воркуева # 2 февраля 2015 в 21:13 0
Уважаемая Светлана Валерьевна! Спасибо за поддержку! И Вам желаю всего самого доброго в жизни и интересного в работе!
Лариса Дмитриевна Феоктистова # 15 марта 2015 в 15:25 0
Потрясающей глубины музейно-педагогическая программа! Как важна патриотическая работа со старшеклассниками в наше время постоянно меняющихся стандартов. Главное, чтобы память жила! Спасибо! В большим удовольствием голосую за Вашу работу!
Татьяна Николаевна Токарева # 23 марта 2015 в 08:38 0
Уважаемая Мария Юрьевна! Ваша программа «Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?» очень актуальна. Побольше бы таких работ. Современный зарубежный мир сошёл с ума. Если мы, россияне, не будем отстаивать свою историю, то нас просто сметут.
ВоркуеваМария Юрьевна # 23 марта 2015 в 10:14 0
Уважаемая Лариса Дмитриевна! Спасибо огромное за высокую оценку. Рада, что у меня много единомышленников.
Воркуева Мария Юрьевна # 23 марта 2015 в 10:17 0
Уважаемая Татьяна Николаевна! Рада была поделиться опытом. Уверена,у нашей страны великое будущее великой МИРНОЙ державы! И пусть наши дети будут счастливы!
Ирина Петровна Жиркова # 25 сентября 2017 в 15:05 0
Музейно-педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов «Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?» очень актуальна для патриотического воспитания учащихся. Данная программа поможет в подготовке мероприятий, посвященных ко дню Победы. Спасибо.