Музейно-педагогическая программа для учащихся 8 – 9 классов
«Война и мир: что нужно знать о войне, чтобы её не случилось?»
Автор: Воркуева М.Ю.
Цель музейно-педагогической программы – создание условий для осуществления образовательной и воспитательной деятельности на базе школьного краеведческого музея. Данный материал разработан на основе работы Школьного историко-краеведческого музея МОУ Коляновской СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области, однако может быть применен в педагогической практике другими педагогами, т.к. имеет универсальную форму и допускает включение в программу уже имеющихся разработок по данной тематике.
Задачи музейно-педагогической программы:
Теоретические – изучение исторического и краеведческого материала периода Великой Отечественной войны, обработка устных источников – воспоминаний жителей сельского поселения об указанном периоде.
Воспитывающие – формирование у обучающихся активной гражданской позиции, духовно-нравственной основы поведения, отвергающей войну как вооружённого способа решения конфликта. Воспитание бережного отношения к историческому, культурному наследию региона, уважения к подвигу советских солдат на фронте и труду жителей села в тылу в годы войны, а также осмысление нравственного значения исполнения интернационального долга российских солдат в «горячих точках».
Развивающие – развитие исследовательской активности обучающихся, удовлетворение их повышенной познавательной потребности, определение области интересов и создание условий для проведения исследовательской работы, реализации проектной деятельности.
Практические – формирование навыков деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности, публичных выступлений, дискуссий.
Актуальность курса – Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию способностей, интересов детей. Данная программа, реализуемая в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, разработана в контексте компетентностного подхода и создает деятельностную основу для изучения истории родного края и развития исследовательской деятельности в 8 – 9 классах. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта. Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники». Разработка тематического целостного курса актуальна и является единым методическим комплексом с дидактическими материалами, который частично был апробирован в педагогической практике. Основа реализации программы – ресурсы школьного краеведческого музея, имеющего богатый уникальный материал в разделе «Их помнит мир спасённый».
Методическое обеспечение.
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную с познавательную и деятельность обучающихся: тематические экскурсии, исследовательские работы, проекты, работа с архивом, интервьюирование, обработка и систематизация собранного материала.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении и воспитании. Оценочная система отсутствует.
Программа предусматривает как лекционно-практическую систему, так и использование информационно-коммуникационных педагогических технологий. На занятиях используются презентации, видеоролики, документальные фильмы.. Результатом исследовательской работы может стать интерактивное мультимедийное пособие, сборник воспоминаний «Детей войны», аудио - и видеоколлекция.
Ресурсное обеспечение:
1. Экспонаты, представленные в экспозиции, а также архивные материалы школьного музея, частные коллекции.
2. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
3. Программное обеспечение, видео другие мультимедийные материалы.
4. Материалы на печатной основе (список литературы прилагается)
5. Дидактический раздаточный материал к отдельным темам курса, материал для выполнения практических заданий по технологии.
Интеграция с общеобразовательными учебными курсами:
1 История 8-9 классы. Изучение военных конфликтов в истории России ХIХ – ХХ вв.
Тема: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца»
2 Литература 8-9 классы. Изучение литературы военных лет и современной литературы обозначенного направления.
Темы: «Строки, опалённые войной», «Жди меня….»
3 Русский язык 8 класс. Работа с периодической печатью, редакция архивного материала, обработка рукописных источников
Темы: «Словом можно полки за собой повести!» «Слово – это тоже дело».
4 Литературное краеведение 8 класс. Изучение поэтического наследия военной тематики местных поэтов.
Темы: «Родник народной поэзии», «Как слово наше отзовется…»
5 Историческое краеведение 9 класс. Расширение информационного пространства за счет привлечения материалов семейных архивов обучающихся и педагогов.
Темы: «Семейный альбом», «Мой прадед – участник войны».
6 Обществознание 9 класс. Морально-этические проблемы в ситуации вооружённых конфликтов.
Тема: «Гуманное отношение к пленным – сила или слабость?»
7 География 8 класс. Виртуальная экскурсия по городам-героям и городам воинской славы. Изучение альбомов, созданных учащимися в 70-80 ые годы ХХ века, определение мест боёв на территории края.
Тема: «Дорогами войны»
8
ИЗО 8 класс. Эмоциональное восприятие и неприятие войны как способа решения конфликтов.
Тема: «Война и мир глазами детей».
9 Технология 9 класс. Благоустройство памятников на территории сельского поселения.
Темы: «Вахта памяти», «22 июня – День памяти и скорби»
Проведение занятий в пространстве школьного музея
1 «Недаром помнит вся Россия…» 8 класс.
Материал: Экспозиция «Русская изба».
Форма проведения: Историко-литературная композиция
2 «Да будет вечной о Героях память»: День Героев Отечества» 8 класс.
Материал: Документы участников войны, личные вещи, награды, видеозаписи воспоминаний ветеранов.
Форма проведения: Проблемно-проектная конференция
3 «Вечной памятью живы» 8 класс.
Материалы из семейных архивов, из музейного фонда, связанные с жизнью и подвигом советских солдат, погибших в годы Великой отечественной войны.
Форма проведения: защита проекта.
4 «Взгляд в биографию, опаленную войной» 8 класс.
Материал: Экспозиция «Их помнит мир спасенный…»
Форма проведения: Встреча с интересными людьми
5 «Во имя Родины и долга: Афганская война, её участники и герои». 8 класс.
Материал: Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан».
Форма проведения: Литературно-музыкальный вечер
6 «Я согласен на медаль» 8 класс.
Материал: Боевые и юбилейные награды участников войны, наградные документы.
Форма проведения: Викторина
7 «Неизвестная известная война» 9 класс.
Материалы периодической печати 1914 – 1945 годов из школьного архива.
Форма проведения: Дискуссия в форме «круглого стола»
8 «Триумфальное поражение?» (размышления о советско-финской войне) 9 класс.
Архивный материал, местная периодическая печать того времени
Форма проведения: Урок-версия, урок-альтернатива
9 « Боль моя – Ленинград» 9 класс.
Материал: Тематическая выставка о блокаде Ленинграда.
Форма проведения: Экскурсия
10 «От «горячей» войны к «холодной», или Мир, расколотый надвое» 9 класс.
Материалы можно взять из истории школы (деятельность КИД), воспоминания выпускников, родителей учащихся о работе этой организации и других формах деятельности в советской школе.
Форма проведения: Деловая игра-обсуждение
11 «Внимая ужасам войны…» 9 класс.
Материал: Тематическая экспозиция «Место службы - Афганистан»
Форма проведения: Час общения
12 «А память нам покоя не дает…» 9 класс.
Материалы: Аудио- и видеоархив воспоминаний участников Великой Отечественной войны
Форма проведения: Пресс-конференция
Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся
1. Участие в творческих конкурсах («Война и мир глазами детей» - рисунки, «История одной фотографии», - сочинение, «Не стареют душой ветераны» - фотографии).
2. Исследовательские и проектные работы («Дети войны», «Труженики тыла в годы войны», «Великая Отечественная война в истории моей семьи»)
3. Школьные научно-практические конференции («Люби и изучай свой край», «Первые шаги в науку»)
4. Районные и областные Краеведческие чтения
5. Интернет-проекты.
6. Организация и проведение учащимися тематических экскурсий («Боль моя – Ленинград», «Вспомним всех поимённо», «Награды войны», «Наша школа в годы войны»)
Рекомендуем посмотреть:
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией
Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации
Похожие статьи:
Классный час для 6-7 класса. Афганистан
Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»
Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны