«Воспитание казахстанского патриотизма и национального согласия на внеклассных занятиях»(из опыта работы)
Автор: Ушакова Лариса Ивановна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию в школе будет полезен педагогам специальных коррекционных учреждений. Данная статья знакомит с различными направлениями воспитательной работы по формированию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.
Проблема патриотического воспитания сложна, многоаспектна и составляет предмет исследования педагогов, психологов, социологов, философов, историков и ученых других гуманитарных наук. Патриотическое воспитание имеет свои исторические корни. Жизнь того или иного народа на разных этапах его развития накладывала отпечаток на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя ее новым содержанием.
Казахстанский патриотизм понятие относительно новое, но основано оно на преемственности поколений, на чувстве верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, уважении культуры и языка других народов, проживающих на территории Казахстана.
Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о языках. Все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка, в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.
Казахстан – многонациональное государство, в котором проживают более 120 национальностей (этносов и этнических групп). Межнациональное согласие - это синтез культурных, политических, социально – экономических факторов. Каждый человек вовлечен в них с самого детства и воспитание патриотизма хорошо сочетается с воспитанием интернационализма, межнационального согласия в духе толерантности.
Все эти аспекты входят в понятие-патриотическое воспитание, которое педагоги решают посредством разнообразных форм и методов работы.
Патриотическая направленность воспитания в КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» строится, опираясь на «Государственную программу развития образования РК на 2011- 2020гг.». Внеклассные занятия и общешкольные мероприятия планируются мною на основе тематического планирования воспитательной работы для 1-4классов. Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников следует с первых лет обучения.
Нарушения слуха оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие неслышащего ребенка. Для патриотического становления личности необходима целенаправленная работа, направленная на усвоение детьми моральных норм и принципов.
Цели и задачи обучения и воспитания, которые ставят перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся с ограниченными возможностями слуха младшего школьного возраста в результате деятельности качества, способные помочь в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
В рамках школы проводятся недели языков народа Казахстана, торжественно отмечаются государственные и национальные праздники Республики Казахстан, проводятся линейки, речевые конференции, конкурсы стихов и рисунков, сочинений, выставки детского творчества, спортивные олимпиады по национальным видам спорта. На внеклассных занятиях наши учащиеся знакомятся с государственными символами РК, флагом, Гербом, Гимном. Изучение символов РК идет последовательно от простого к сложному. Так в начальных классах дети учатся правильно писать и рисовать символы и соотносить их относительно друг друга. На занятиях ИЗО и моделирование неслышащие учащиеся рисуют «Народный костюм казахского народа», участвуют в выставке рисунков «Под единым шаныраком живёт народ Казахстана», приуроченную ко Дню Единства народов РК, с детьми проводятся беседы «Многонациональный Казахстан» ко Дню духовного согласия народов Республики Казахстан, на занятиях по игровой деятельности неслышащие школьники знакомятся с казахскими национальными играми, такими как: «Бестасасык», «Тогыз-кумалак», «Аркан ойын» и т.д.
Для уточнения представлений детей и активизации словаря неслышащих школьников на своих занятиях использую накопленный материал по темам: казахские музыкальные инструменты, национальная одежда, ювелирные украшения, утварь, посуда и др.
Задача по воспитанию патриотизма школьников с нарушениями слуха идет параллельно с развитием и накоплением словаря детей и осуществляется не только на занятиях, но и во время экскурсий. Неслышащие учащиеся должны знать и гордиться достижениями своей малой Родины. В нашем городе много памятных и исторических мест, посетив которые можно лучше узнать о происходивших здесь событиях, окунуться в атмосферу тех времен. После посещения музеев и исторических мест с учащимися проводятся беседы, например: «Абай Кунанбаев-поэт и писатель», «Герои Северо-Казахстанцы в годы ВОВ», «Большая, дружная страна» в ходе которых дети делятся своими впечатлениями, описывают увиденное, свои мысли.
Невозможно представить патриотическое воспитание без таких праздников как: «9 мая», « День Независимости», «День Конституции», «День Республики Казахстан». В сценариях праздников используются стихи о Родине казахстанских авторов. Подобные мероприятия способствуют формированию гражданских качеств личности, любви и уважению к своему Отечеству, гордости к ее прошлому и настоящему.
В рекреации школы оформлен патриотический зал с символами РК и портретами выдающихся деятелей государства. В этом зале проходят все торжественные и рабочие линейки, где дети исполняют гимн РК. Также в школе собран наглядный материал в виде стендов о нашей области: с фотографиями представителей различных профессий, природы родного края, достопримечательностей города Петропавловска. Здесь проводятся беседы о традициях и обычаях народов, проживающих в Республике Казахстан.
В более старших классах неслышащим учащимся даются разъяснения для чего нужны символы государства, рассказывается об особенностях их изображения. Даются пояснения по некоторым аспектам общественной жизни.
Учащиеся с нарушениями слуха посещают различные кружки и секции. Реализуя «Комплексную программу воспитания детей инвалидов в организациях образования» педагогический коллектив организовал кружковую, внеклассную и внешкольную работу по различным направлениям: художественное, техническое, спортивное и натуралистическое, дети бережно и с интересом относятся к культуре, не только изучая ее, но и творчески, самовыражаясь, отдают дань богатому культурному наследию своего народа.
Воспитание патриота, по словам М.С.Орынбекова автора книги «Духовные основы консолидации казахов», невозможны вне и без единства добра, красоты и истины. Мы обязаны всеми имеющимися возможностями государства, каждого гражданина нашей многонациональной Родины сохранить дружбу, доверие и согласие в нашем общем доме-в Республике Казахстан и не позволить никому нарушить это наше золотое достояние. Прививая чувство любви к Родине и национального согласия учащимся мы, педагоги даем возможность неслышащим детям прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляем основы новой казахстанской государственности.
Рекомендуем посмотреть:
Цели и задачи воспитания школьников
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников
Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией
Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации
Похожие статьи:
Классный час для 6-7 класса. Афганистан
Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»
Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны