Тематический вечер, посвященный трагическим событиям в г. Беслан «Россия против террора»
Цели: воспитывать у учащихся патриотизм, мужество, любовь к Родине; расширять знания об истории России, о текущих политических событиях; воспитывать неприятие насилия и жестокости.
Оборудование:
- герб, флаг, гимн России;
- книжная выставка;
- карта Кавказа (нарисована учениками с выделенной крупной точкой - «Беслан»);
- магнитофон, аудиокассеты;
- метроном, секундомер;
- реквизит: бумажные голуби на палочках по количеству участников, церковные свечи каждому участнику мероприятия.
...Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной...
Из речи митрополита Филарета к воинам 2 октября 1843 г.
...не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь.
Расул Гамзатов
Ход мероприятия
Звучит гимн России.
1-й ведущий. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе...».
«...Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!..».
«...Воздух там чист, как молитва ребёнка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит...».
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
М. Ю. Лермонтов
Узнали? Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов, безумно любивший Кавказ с детских лет. Любил Кавказ и Александр Сергеевич Пушкин, и Лев Николаевич Толстой (книги их перед вами). Да кто только не объяснялся в любви Кавказу! А Владимир Семёнович Высоцкий любил повторять: «Лучше гор могут быть только горы».
И вот на фоне этой любви произошла страшная трагедия, которую мы с вами сегодня, сейчас, здесь, переживаем заново.
Показать указкой г. Беслан на карте Кавказа.
2-й ведущий. Торжественная линейка по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе №1 северо-осетинского города Беслан должна была только начаться.
На площади перед школой собралась огромная толпа - школьники в нарядных костюмчиках, их родители, некоторые с грудными детьми, и учителя. Звучала музыка.
Звучит песня «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.
1-й ведущий. То, что произошло около 9 часов утра, некоторые восприняли как дурной розыгрыш, настолько это казалось невозможным: в школьный двор въехал крытый грузовик ГАЗ-66, откуда выскочили вооружённые людей в масках. Они начали стрелять в воздух и загонять толпу в школу. Тогда же появились первые жертвы: в перестрелку вступил милицейский наряд, дежуривший возле школы.
Всё случилось в течение двух-трёх минут. Боевики, возникшие неожиданно, погнали заложников в закрытый спортзал, разбили окна, взломали двери. Там заложникам приказали сесть на пол.
32 террориста в школе № 1 захватили заложниками 1300 человек, в основном учащихся школы. Со слов взрывотехников, школа была заминирована ещё до её захвата. Для приведения в действие системы были завезены автомобильные аккумуляторы. В окрестностях школы находился боевик, который впоследствии с помощью сотового телефона взорвал спортзал. Мощность взрыва была около 60 кг в тротиловом эквиваленте. Но примерно четвёртая часть самодельных бомб не взорвалась.
Далее террористы за 10 минут заминировали зал взрывчаткой.
Так начался почти 3-дневный кошмар. И вся страна не отрывалась от экранов телевизоров.
1-й чтец.
Старший сын
Ученикам школы №1 города Беслан
Время. Подрастают сыновья.
Лето кончилось, и в тридцать пятый раз
Снова осень. Вот уже и я
Провожаю сына в первый класс.
Дома ждут машинки без колёс
И набор пластмассовых солдат,
Мишки, кубики, разбитый паровоз
И любимая игрушка - автомат.
Насмотревшись телевизионной шелухи,
Сын вопросами «достал» отца и мать,
Он усвоил, кто его враги,
А ещё понятие «убивать».
Он всегда вести со мной готов
Откровенный и серьёзный разговор,
Только путает ещё значенья слов
«Терроризм», «теракт», «антитеррор».
Разве грудью можно всех детей
Заслонить? О Боже, помоги!
Нелюдей искать среди людей,
Волю сжав в железные тиски!
Только, видно, Бог за что-то проклял нас,
Нас и нашу грешную страну.
...Провожаю сына в первый класс.
Провожаю. Словно на войну.
Д. Стрельцов
Звучит песня «Пацаны» в исполнении А. Маршала.
2-й ведущий. Террористы вели себя странно: не выдвигали требований, в переговоры не вступали, запретили передавать детям еду. Они хотели взорвать школу в начале её штурма спецназом, чтобы поднять горцев на войну. Но... всё случилось иначе.
Отсутствие штурма на второй день деморализовало боевиков. Более чем двухдневный кошмар заложников закончился штурмом. Заложники были освобождены с большими потерями.
Погибло 335 человек, из них 156 детей. Тяжёлые потери. Жесточайший террор против детей должен был бы поднять всю власть России и прибыть туда, в Беслан, в Осетию, где решалась судьба страны: быть сильной защитницей своих граждан или встать на колени перед «международным терроризмом». Но власть оставалась в рабочих кабинетах. А в это время более тысячи заложников подверглись издевательствам бандитов.
1-й ведущий. Северный Кавказ - уникальный регион по своей этнической и культурной пестроте. Таким он был в составе Российской империи и СССР, таким он остаётся и по сей день.
Террор не имеет оправдания, но имеет свои причины. Спецслужбы владеют тысячами способов борьбы с террором, но есть лишь один способ покончить с ним - искоренить его причину.
На территории Кавказа в настоящее время действуют арабские наёмники. Их численность, несмотря на потери, не уменьшается, так как из-за границы нелегально проникают всё новые группы по 5-10 человек.
Международный терроризм не собирается складывать оружие. Кавказ он выбрал своим плацдармом.
2-й чтец.
Детям Беслана
Дети Беслана, куда вы ушли?
Нет, вы не в землю, вы в сердце попали,
Всем матерям и отцам навсегда
На небесах ангелочками стали.
Места не будет на нашей земле
Нелюдям, кто посягнул на святое.
В муках им корчиться в грязной петле,
Смерть принимать лишены они стоя.
Милые дети, живите в миру.
Пусть никогда не коснётся вас горе.
Верьте в счастливую жизни игру.
Родина вас защитит от террора.
Ваши глазёнки пред нами всегда.
Мы не забудем невинные лица
И не позволим, чтоб в дом приходила беда,
Будем за вас и Россию молиться.
Н. Федотов
3-й чтец.
Когда о гибели ребёнка
Вдруг дикторский поведал глас,
Казалось, будто «похоронка»
С полей войны догнала нас.
По небосводу в чёрных тучах,
Под взглядом злых и добрых глаз,
Осетия, звездой падучей
Ты над планетой пронеслась.
От взрывов террористов вздрагивали звёзды,
Карающий бандитов метался меч.
И вся Россия верила - не поздно
Детей Беслана уберечь.
Всё выше ненависти башня,
Непонимания стена...
И мы скорбим обо всех погибших
И ваши не забудем имена!
Звучит песня «Кавказский пленник» в исполнении А. Маршала.
4-й чтец.
Если б сердце плавилось от слёз,
У меня б расплавилось оно.
Будь слезам дано смывать жилища,
Стала бы бездомною давно.
Всех на свете жить мне тяжелей:
Отдала террору я своих детей.
Как моё некаменное сердце
Оказалось каменных сильней?
Господи, клянусь, нет больше сил
Падать на колени у могил,
Видеть пепелища и сирот, -
Я хочу, чтоб мир спокойно жил.
«Нет террору!» - говорит сегодня весь мир.
5-й чтец.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -
Это раздаётся в городе Беслане
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
6-й чтец.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -
Это раздаётся в городе Беслане
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
«Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!»
1-й ведущий.
Терроризм - оружие трусов!
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
7-й чтец.
В память жертв трагедии в Беслане
Нежданное горе
Покрыло волною безмерной,
Слова онемели,
И вздрогнули наши сердца.
Мы стали единым
Живым оголённым нервом
При встрече с безумьем,
Давно позабывшем Творца...
Не люди, не звери,
Но чёрные вороны в масках.
Глумились над душами
Малых невинных детей.
Земля содрогнулась, -
А небо в кровавых красках
Застыло в безмолвье
От стона и слёз матерей.
При встрече с безумьем
Мы общею стали молитвой,
Единой свечою во храме,
Единою волей к борьбе,
Единым сознаньем,
Что нам не избегнуть битвы.
И к свету прокладывать
Вместе дорогу себе.
М. Озолиня
2-й ведущий.
«Чёрная» хроника
• 9 мая 2002 г. - теракт в Каспийске во время парада в честь Дня Победы. Погибли 43 человек.
• 19 августа 2002 г. - вертолёт МИ-26 сбит над Ханкалой. Погибли 115 человек.
• 26 октября 2002 г. - захвачен театральный центр на Дубровке в Москве. Погибли 129 человек.
• 27 декабря 2002 г. - теракт в Доме правительства в Грозном. Погибли 70 человек.
• 12 мая 2003 г. - теракт в селе Знаменское (Чечня). Погибли 60 человек.
• 1 августа 2003 г. - теракт в военном госпитале в Моздоке. Погибли 50 человек.
• 5 декабря 2003 г. - теракт в электричке в Ставропольском крае. Погибли 44 человека.
• 6 февраля 2004 г. - теракт в Московском метро. Погибло не менее 40 человек.
• 21 июня 2004 г. - рейд боевиков по Грозному. Погибли около 100 человек.
• 24 августа 2004 г. - в Москве на автобусной остановке на Каширском шоссе прогремел взрыв. Пострадали 4 человека.
• 24 августа 2004 г. - в Тульской и Ростовской областях потерпели крушение два пассажирских самолёта. Погибли 90 человек.
• 31 августа 2004 г. - у станции метро «Рижская» в Москве при взрыве погибли 11 человек, в том числе террористка-смертница, около 50 человек получили ранения.
• 6 сентября 2004 г. - г. Беслан. Средняя школа № 1. Погибло 156 детей. Более 200 человек пропало без вести.
1-й ведущий. Этот скорбный список продолжается до сих пор. Мы должны просить прощения у тех, кто потерял родных и близких, выразить сочувствие и соболезнование тем, кто пережил эту страшную беду.
Объявляется минута молчания. Включить метроном и секундомер.
Затем предлагается всем присутствующим зажечь поминальные свечи; детям - взяться за руки, поднять бумажных голубей и помолчать. Звучит мелодия Ф. Шуберта «Лее Мария».
Литература
1. Красная звезда [Текст]: газ. - 2004. - Сентябрь.
2. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения [Текст] / М. Ю. Лермонтов. -М.: Просвещение, 1982.
3. Пушкин, А. С. Кавказский пленник [Текст] / А. С. Пушкин. - Просвещение, 1987.
4. Северная Осетия [Текст]: газ. - 2004. - Сентябрь.
5. Соболев, А. Бухенвальдский набат// Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т.; т. 12. Ради жизни на земле [Текст] / А. Соболев. - М.: Современник, 1990. - С. 565.
6. Толстой, Л. Н. Хаджи-Мурат [Текст] / Л. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1986.
7. Учительская газета [Текст]. - 2004. - № 36, 37.
Автор: Наталья Герасимовна Растегаева
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для 6-7 класса. Афганистан
Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию в старших классах