Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Оптимизация управления подготовкой ватерполисток

Автор: Писарева Анна Викторовна.
Назначение работы: Предназначена спортсменкам – ватерполисткам, чей уровень уже позволяет играть на всероссийских турах. Этот интересный и увлекательный материал будет полезен тренерам по водному поло и всем тем, кто не видит свою жизнь без такой прекрасной игры, как водное поло.
Введение. Управление процессом тренировки ватерполисток основано на оптимизации корректирующих воздействий на разных этапах подготовки. Очевидно, что наиболее плодотворным является реализация проблемы через управление физическим состоянием спортсмена. Оно является ведущим компонентом, определяющим состояние спортивной работоспособности, технического мастерства, результативности в соревнованиях. Вопросы управления с использованием средств и методов контроля должны разрабатываться в комплексе. Основой процесса является анализ развития и становления двигательных функций во взаимосвязи с ростом спортивно-технического мастерства. Эффективное управление тренировочным и соревновательным процессом возможно только при установлении количественных критериев и зависимостей, которые связывают информативные показатели, относящиеся к объему, интенсивности и направленности воздействия применяемых средств и методов подготовки.
Содержание.
В современной методологии управления спортивной подготовкой предусматривает выделение трех типов состояний спортсмена и трех форм контроля состояния:
1. Относительно стабильные функциональные состояния, характеризующие потенциальные возможности ватерполисток в длительных временных интервалах на разных этапах подготовки, они включают оценку кумулятивного эффекта тренировки;
2. Оперативные функциональные состояния, которые изменяются в течение тренировочного микроцикла под влиянием физических нагрузок определенной направленности, они сопровождаются оценкой отставленного эффекта суммы нескольких тренировок;
3. Текущие состояния ватерполисток, обусловленные циркадианными ритмами и влиянием различных по объему, интенсивности, направленности тренировочных и соревновательных нагрузок, что обуславливает необходимость контроля срочного тренировочного эффекта. Интегральная оценка функциональных изменений на различных этапах подготовки ватерполисток дает возможность выявить показатели, которые адекватно характеризуют динамику состояния организма. Обоснование информативности показателей состояния ватерполистки основывается на изучении корреляций между достигнутым уровнем функциональных возможностей и спортивными результатами в соревновательных играх. В длительном процессе подготовки ватерполисток темпы прироста спортивных результатов обусловлены адаптационными ресурсами организма. При этом качество управляющих решений определяется взаимодействием многих параметров. Здесь можно выделить как наиболее значимые параметры тренировочных нагрузок, выполнение которых необходимо для достижения конечной цели. Полноценное информационное обеспечение необходимо для оперативной корреляции тренировки при отклонении динамики состояния ватерполисток от модельных характеристик. Следует подчеркнуть, что в данном сложном процессе наиболее продуктивно упреждающее управление, при котором анализ функционального состояния ватерполисток сопровождается не только изменением физических нагрузок, но и всей совокупностью компонентов специальной подготовки. Тренировочный процесс должен строиться с учетом адаптации различных систем организма к напряженной мышечной деятельности. Оперативное управление подготовкой ватерполисток предусматривает решение комплекса задач, среди которых выделяются следующие : перспективное прогнозирование спортивных результатов для каждой ватерполистки с учетом ее индивидуальных возможностей, программирование системы тренировочных нагрузок в различных временных интервалах в соответствии с конкретной спортивной специализацией. При этом информационное обеспечение служит базой оперативного руководства процессом подготовки ватерполисток.
Проблемы управления подготовкой ватерполисток, их соревновательной и тренировочной деятельностью обусловлены решением основных задач, куда в первую очередь относятся:
• ориентация системы подготовки на конечный результат, разработка модельных характеристик соревновательной деятельности, обеспечивающих прогнозируемых спортивный результат;
• достижение высокого уровня функциональной подготовленности, как основы специальной работоспособности;
• выбор адекватных соревновательных и тренировочных воздействий в соответствии с планируемым результатом и состоянием ватерполисток, рациональный объем тренировочных нагрузок и оптимальное соотношение объемов нагрузок из разных зон относительной интенсивности;
• на предсоревновательных этапах – интенсификация тренировочного процесса, увеличение доли соревновательных нагрузок для реализации накопленного потенциала двигательных качеств;
• улучшение энергетического обеспечения организма путем применения допустимых средств и методов, стимуляция и регуляция функционирования систем организма.
При планировании необходимо учитывать не только текущее функциональное состояние в годичном цикле, но и кумулятивный эффект предыдущих макроциклов подготовки. При планировании годичной тренировки на скоростную выносливость необходимо определять параметры упражнений, которые способствуют достижению поставленной цели. Данный процесс базируется на анализе тренда биологических критериев работоспособности, оценки коррелированности спортивной игры со структурой физической подготовленности. Анализ современных тенденций позволяет сформулировать следующие принципы, которые определяют эффективность построения тренировочных микроциклов: 1. Рациональное распределение нагрузок в течение микроцикла способствует планомерному протеканию морфологических перестроек в клетках тканей и органов, что обеспечивает рост мощности энергетических систем; 2. На базовых этапах тренировки ограничиваться объемами скоростной и гликолитической работы, поскольку цель этого периода – повышение аэробного потенциала, который является основой адаптивных процессов при интенсивной работе в последующих этапах; 3. Выполнение нагрузок скоростно-силовой направленности более эффективно при активации пластических и компенсаторных механизмов, повторное массированное использование этих упражнений выполняется с перерывами при достаточном восстановлении организма. Сложность биологических объектов с многочисленными взаимодействиями отдельных компонентов определяет необходимость создания разветвленных систем модельных характеристик, как отдельных физиологических систем, так и целого организма. В процессе управления тренировочным процессом оптимальным решением считается то, при котором достигается максимальное значение целевой функции. Таким образом, принятие оптимального решения представляется как последовательность выполняемых операций, которая включает определение основной и промежуточных целей, конкретизацию процесса по критериям эффективности, создание информационной базы тренировочного процесса, сравнение динамики функционального состояния ватерполисток с модельными характеристиками, гибкая модуляция тренировочного процесса. Так как в ходе тренировочного процесса функциональное состояние ватерполисток непрерывно меняется, то на практике необходимо применять метод поэтапных коррекций величины и характера воздействий на спортсменок.
Вывод.
Оптимальное управление тренировкой является ведущей функцией в системе подготовки спортсменок. Основная задача состоит не в предельном повышении тренирующих нагрузок, а в своевременности и надежности проявления двигательного и функционального потенциала, приуроченного к моменту главных игр.

Рекомендуем посмотреть:

Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1) Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании Планирование работы групп детей 7-9 лет НП в спортивном плавании О роли болельщиков на соревнованиях по плаванию
Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1) | Планирование работы групп детей 7-9 лет НП в спортивном плавании
Опубликовано: 3379 дней назад (5 августа 2015)
Просмотров: 1441
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!