Методическая разработка на тему: Психологическая подготовка тренера
Разработал (первая категория) тренер-преподаватель Писарева А.В.
Работа из области физической культуры, спорта и спортивной психологии. Направлена на тренерские профессии по спорту и спортивных психологов. Объект исследования: тренеры по спорту и спортивные психологи. Предмет исследования: психологическая подготовка тренера как одна из важнейших подготовок тренера в спорте. Психологической подготовкой тренеру необходимо обладать , т.к. без нее не обойтись не одному грамотному специалисту.
Введение.
Весь процесс воспитания в спорте, при длительным занятиях, осуществляется не только одним тренером, а чаще под руководством, когда он привлекает для этой цели специалистов. Естественно, что тренер всего охватить не может, да и далеко не всеми методами современной психологической подготовки он может овладеть и воспользоваться. Его помощниками в этом случае выступают профессиональные психологи, спортивные руководители, родители спортсменов. Однако, для того, чтобы это руководство было правильным и грамотным, тренер сам должен быть психологически подготовленным и образованным. Важностью этой проблемы ни у кого не вызывает сомнений. Но как решать ее организационно и методически, пока не совсем ясно. Чаще всего под психологической подготовкой тренера имеют в виду его психологическое образование и умение воздействовать на спортсмена сообразно сложившейся ситуации. Иногда, по аналогии со спортсменом, учитывают его возможности владеть собой в нагрузочные периоды тренировочного процесса и, особенно в период соревнований. Действительно, это главные моменты психологической подготовки тренера, но далеко не исчерпывающие.
Ситуации в спорте требуют от тренера знаний не только психологии спорта, но и психологии возрастной, социальной, педагогической и медицинской. Может ли тренер достаточно хорошо знать все эти вещи? Нет, естественно. Даже профессиональные психологи является специалистами чаще всего только в какой – то одной из этих областей. Однако естественно и то, что тренер пользуется в своей работе широким комплексом психологических сведений. В противном случае, он не был бы тренером и тем более не достиг бы успеха на этом поприще. Поэтому, когда тренер демонстрирует профессиональное мастерство высокими результатами своих учеников, он считает себя хорошим психологом. И это понятно, так как одновременно с развитием мышц и функций организма он осуществляет развитие нервно-психических механизмов регуляции двигательной деятельности и поведения пловца в целом, он воспитывает чемпионский характер и общественно полезную личность. Достигший успеха тренер, несомненно, хорошо знает своих учеников, общие и ситуативные возможности воздействия на них при решении задач спортивной тренировки и соревнований, даже если он не может достаточно научно сформулировать особенности их психического склада. Психологические знания тренера всегда прикладные, и за практическую направленность им может быть дана самая высокая оценка. Ведь в такой практической деятельности, как тренерская, знания вообще, даже очень глубокие, еще не гарантируют успеха. Точно так же глубина теоретических познаний тренера в области психологии мало кого интересует, если она не нашла отражения в его деятельности. Общее требование в первую очередь относится к тренеру: знать – это вовсе недостаточно, надо уметь реализовать эти знания на практике, надо уметь действовать на основе знаний. Ежедневная практическая деятельность заставляет тренера совершенствоваться в изучении своих учеников и обнаруживать те психологические качества и свойства, развитие которых определяют высокие результаты спортивной деятельности. Деятельность тренера в высшей степени конкурентна, и все оценки он получает не за знания или особенностей своей личности, а за результат своих учеников. Постоянное наличие соперничества является мощным стимулом для совершенствования тренера, в том числе и при изучении психологических особенностей пловцов.
Накопление опыта приводит к совершенству в восприятии и понимании спортсмена, к развитию тренерской интуиции. Есть тренеры, которые поистине изумляет этим великим даром. Но во многих случаях знаний на основе жизненного опыта и здравого смысла оказывается недостаточно. Безусловно, всегда полезно, когда ценности, составляющие педагогическое мастерство, базируются на психологической грамотности. Для тренера необходимость позитивно воздействовать на ученика является само по собой разумеющейся. Он воздействует на спортсмена – непосредственно или опосредованно – практически в любой момент жизни. Часто тренер вынужден делать это, зная какие - то из его психологических особенностей лишь приблизительно. Это заставляет его изучать, пробовать, ошибаться, проверять, искать все новые и новые варианты и пути воздействия. Но чем глубже и точнее научные знания о спортсменах и условиях деятельности, тем правильнее и эффективнее тренер организует воздействие. Изучение - не самоцель, но все в педагогической деятельности начинается с него. И всегда лучше, когда организованное воздействие исходит из организованных какой- то идеей знаний. Неорганизованные знания, даже энциклопедические не ведут к творчеству, к прогрессу. Они характеризуют скорее хорошую память, чем качество мышления. При современных объемах научных сведений и скоростях их накопления ни общая эрудиция, ни эрудиция в отдельных областях знаний сами по себе еще не ведут их обладателя к открытию новых путей в науке и практике. Ими надо уметь пользоваться, а это будет значительно результативней, если знания будут структурированы в определенную систему. Чаще всего под системой понимают соединение множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Систему можно определить как последовательность структурных единиц и связей между ними. Использование в психологии различных структурных единиц и принципов их классификации привело к созданию разнообразных систем и описанию многочисленных человеческих типов. Какие-то из них носят преимущественно описательный характер и находятся на уровне неопределенной тонкости искусства, а какие-то получили достаточно научное обоснование. В практике спорта используются и те и другие. Важно только, чтобы отнесение спортсмена к какому – то типу помогло бы тренеру решать его педагогические задачи. Поэтому, первостепенной задачей психологической подготовки тренера является не просто формирование у него комплекса или системы психологических знаний, а скорей развитие умения своевременно увидеть те части системы, которые необходимо учитывать в конкретные моменты спортивной деятельности. По Ушинскому К.Д., ум – это хорошо организованная система знаний.
Правомерность этого для тренерской деятельности доказали в своем исследовании Деркач А.А. и Исаев А.А. : у тренеров высокого уровня мастерства все интеллектуальные свойства развиты лучше, чем у тренеров среднего и низкого уровня мастерства. Для них характерна сформулированность таких интеллектуальных свойств, как умение строить умозаключения, самостоятельность и зрелость суждений, живость ума, быстрота мышления, хорошая память, активность и концентрированность внимания, сосредоточенность, умение легко и свободно оперировать словами, способность к абстрагированию и логическим обобщениям. Выделяют особенности личности тренера-творца. Вот некоторые из них. Тренер-творец гибко реагирует на запросы практики. Критически оценивает свою работу, видит неполноту своих знаний. Из лучших образцов передового опыта он извлекает не рецептуру, а идею и трансформирует ее к конкретном условиям. Ему характерен постоянный поиск новых путей, способов и приемов в деятельности, постоянный творческий рост. У него активная потребность в творчестве, психологическая готовность к педагогической деятельности. Его отличает желание экспериментировать, свобода от самоограничений, высокая творческая энергия. Этот список можно дополнить и другими данными, изучившего личностный профиль тренеров, достигших успеха в своей профессиональной деятельности. Эти тренеры отличаются твердым характером, достаточной устойчивостью к стрессу, эмоциональной зрелостью, независимостью, твердостью и реалистичностью взглядов. Они не склонны показывать озабоченность, умеют хорошо владеть собой и имеют высокие показатели по шкале авторитарности. Подобная информация может служить ориентиром для тренера при планировании и организации самостоятельной психологической работы над собой, над своими профессиональными качествами. Все это естественно сообразуется с особенностями спорта высших достижений. Ведь рекордные результаты возможны только при постоянном совершенствовании методики и используемых средств. Поиск новых путей, творчество на тренировке, а главное, вне ее, требует от тренера фанатичной увлеченности, без которой мало кому удается достичь вершин.
Кроме того, долгое время на сборах, соревнований без привычных удобств, вдали от семьи, когда нарушен сложившийся склад; переживания в момент удачи, когда кажутся потерянными месяцы работы, необычная многоплановость работы могут выдержать только психологически подготовленные люди, отличающихся своеобразной психической устойчивостью. Счастье и тяготы спортивной жизни идут бок о бок и вполне стоят друг друга. Организация спортивной жизни еще очень далека от совершенства, да и суть спорта такова, что совершенства здесь достичь просто невозможно. Сколько тренеров, не выдержав этих непривычных , а часто и неестественных с гигиенической и психологической точки зрения условий меняли характер и направление своей деятельности. А выдерживают и добиваются успеха тренеры с личностными особенностями, далекими от стандартов обывательских представлений. Талантливый тренер наделен даром самомотивации на пути самовыражения. Одной из особенностей выдающейся личности вообще является некоторая непредсказуемость поведения. Иногда эти частицы, элементы гениальности, которые всегда находятся за границами стандартных путей, путей, так сказать обозначенных флажками. Выполняющий неукоснительно инструкции, предписания, методики способствуют сохранению существующего порядка, но никак не открывает новые пути в науке, искусстве, спорте. «Выбросы» в поведении суперклассного тренера всегда шокируют окружающих. И каких только негативных эпитетов не сыплется в его адрес, особенно за глаза. Случается, что далеко не всегда правила хорошего тона или даже просто элементарный такт сопровождают его поведение. Да и истина вовсе не обязательно окажется на его стороне. Но он ищет. Он рассчитывает, пробует, проверяет, тестирует, провоцирует; играя как актер, меняет маски; дергая и лаская свою инициативу, слушает ее как музыкант, настраивающий инструмент. И, вдруг выдает какой-то перл, иногда сам не понимая до конца его назначения. Конечно, он ошибается, ошибки режут и колят его не меньше, чем другого, но их он не боится, они его не останавливают, а только вливают новую энергию в его поиск. Он, как драчун, окруженный врагами, от каждого удара свирепеет только больше и чаще всего находит пути из каждого, казалось бы, замкнутого круга проблем.
Природа заложила в него рефлекс «антиординара», без которого, находясь на вершине достижений, просто невозможно двигаться вперед. Известно, что умение видеть главное среди сотен проблем и задач составляет основу деловой, прогрессивной личности. По другим исследованиям успеха достигает человек, умеющий ладить с людьми. Но выдающийся тренер и эти заповеди выполняет по своему, даже в них рефлекс «антиординара» оказывается сильней каких-либо закономерностей. В этом главном тренер вначале наводит порядок, а потом ломает его, наводит новый порядок, и опять все перестраивает. Он враг закостенелости, стандартности. Иногда кажется, что он получает высшее удовольствие оттого, что рушит блоки структурно - системного здания в своей работе, с таким трудом созданное им же самим потому, что расчищает себе площадку для новых построений. И если в новом сезоне тренер работает по старой схеме, опытный пловец начинает сомневаться в успехе. В подобном стиле работы можно усмотреть немалую долю авантюризма. Но психологические основы авантюризма могут быть как положительными, так и отрицательными, равно как и его результат. И нередко малозаметная грань отличает хорошее от плохого в подобном стиле деятельности тренера. Но именно в этом суть поиска и риска, единства и борьбы противоположностей. Для творца вообще характерна готовность к риску. Основа здорового авантюризма состоит в том, чтобы не терять, постоянно видеть, чувствовать конечную цель, цель, нередко очень высокую, очень трудно достижимую, но реальную. Авантюризм, в основе которого лежит не авангардная перспектива развития, а надуманное фантазийное прожектерство, безусловно, может принести много вреда. Тренер-творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих максималистических устремлений. Что же касается мотивации, то основным мотивом всей деятельности тренера являются результаты его учеников- критерии его профессионального, педагогического мастерства. Но превходящие моменты, такие, как материальное обеспечение спортивной тренировки и соревнований, разумное соотношение моральных и материальных поощрений и наказаний, предоставление определенных привилегий и благ,- все это немаловажные компоненты психологической подготовки тренера к плодотворной деятельности на ниве спорта. Никакая психологическая подготовка не будет успешной, если она не подкреплена конкретными организационными мероприятиями или соответствующей мотивацией тренера к многолетнему труду в условиях большого спорта. Если главным лицом, организующим и осуществляющим психологическое обеспечение подготовки спортсмена, является тренер, то психологическую подготовку самого тренера осуществлять, по сути, некому. Это опять же его собственная активность, его творчество в организации жизни, работы, образования и особой системы отношений. Это профессиональное самовоспитание, включающее в себе как часть саморегуляции психических состояний.
Хороший руководитель, несомненно, осуществляет психологическую подготовку тренера, главным образом, через систему мотивации его деятельности. Куда и насколько тренер едет, как о нем пишут в прессе или представляют по радио и телевидению, какие предоставляют условия и возможности для профессионального роста, - позаботиться об этом обязан руководитель, в противном случае он не оправдывает своей должности. Каждому должно достаться соответственно его таланту и достижениям. На совести руководителя лежит и то, как, насколько глубоко и правильно тренер повышает свою квалификацию, в том числе и психологическую. За последние годы прикладные вопросы психологии спорта получили интенсивное развитие, но распространение и пропаганда их в широкой тренерской среде остаются пока нерешенными задачами. Психологическое образование и совершенствование тренера всегда было связано с определенными трудностями. Внешние трудности очевидны: тренер очень занят, целый день и круглый год, и специально организовывать его психологическое совершенствование - это прожектерство.
Заключение.
Хорошая психологическая подготовка тренера, накопление и совершенствование его психолого-педагогических знаний – один из основных путей к решению тех специфических задач тренировки, которые определяются как совершенствование нервно-психических механизмов регуляции спортсмена. Однако в наш век узкой специализации успех в решении таких больших задач рождается только при совместных усилиях различных специалистов. Среди прочих тренеру необходим и психолог, который может не только быть его помощником в педагогическом процессе, но и в нужные моменты корректно и ненавязчиво осуществлять психологическую подготовку самого тренера, помогать ему профессионально совершенствоваться. В этом смысле как тренеру , так и психологу будут небезынтересны следующие данные.В результате сравнения опросов спортсменов и тренеров относительно самых желательных для них личностных черт, в целом оценки личности идеального тренера совпали: это должен быть открытый, общительный и эмоционально-устойчивый человек, способный, когда это нужно управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. От него ждут достаточно высокого интеллекта, развитого чувства реальности, практичности и уверенности в себе. Это должен быть предприимчивый, самостоятельный человек, склонный к новаторству и предпочитающий сам принимать ответственные решения. Как видно, во многом эти пожелания эти пожелания совпали с реальными характеристиками тренера высокого класса, полученными в исследовании Деркача А.А т Исаева А.А.
Рекомендуем посмотреть:
Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов
Прикладное плавание
Моделирование воспитательно-образовательной работы в детском саду по физическому развитию в условиях
Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию для детей подготовительной группы детского са