Из опыта работы тренера преподавателя по водному полу
Автор: Писарева Анна Викторовна, тренер-преподаватель по водному поло МБУДО СДЮСШОР №3 г.Волгодонска
Описание:
Данная работа из области физической культуры и спорта. Она ориентирована на узкий круг людей, чья профессия связана с водой, а именно она будет полезна и интересна тренерам по плаванию и водным поло.
Объект исследования: спортсменки – ватерполистки начиная с группы УТ-1.
Предмет исследования: психологическая подготовка как одна из важных подготовок в спорте.
Психологическая подготовка как и другие стороны спортсмена, используется в системе физического воспитания в спортивных школах, училищах олимпийского резерва, в ВУЗах, в сборных командах. Поэтому немаловажно тренеру досконально следить за психологической подготовкой своих подопечных.
Введение.
Генеральной целью подготовки спортсменов является достижение наивысших (рекордных) результатов на главных соревнованиях, для спортсменов высокого класса - это Олимпийские игры. На сегодняшний день тренерами, учеными, врачами всего мира осуществляется поиск всевозможных путей, повышающих спортивный результат. В моей публикации будет затронута главная составляющая успеха - это влияние ЦНС (центральная нервная система) на подготовленность спортсмена, умение реализовать всю ту физическую, многолетнюю работу, используя некоторые закономерности деятельности нервной системы.В спортивной деятельности спортсмену постоянно приходиться сталкиваться со стрессовыми ситуациями, как на тренировках, так и на соревнованиях. Чем выше ранг соревнований, тем выше задачи, поставленные на данных соревнованиях, тем сильнее и обостреннее стрессовая ситуация.Немаловажную роль играет и тот климат в команде, который позволяет в условиях соревнований оптимально мобилизоваться к выступлению. В водном поло одной из главнейших задач любого тренера является создание единомышленников, в котором все вместе решают одну задачу – победить. Это позволит избежать траты нервной энергии, которая так необходима, когда спортсмен борется со своими соперниками.Если рассматривать по степени ответственности соревнования, то выстраивается следующая цепочка:
1.Олимпийские Игры;
2.Чемпионат Мира;
3.Чемпионат Европы;
4.Кубки Мира и Европы;
5.Чемпионат России;
6.Первенство России;
7.Международные встречи;
8.Зональные соревнования;
9.Чемпионаты и Первенства областей;
10.Чемпионаты и Первенства городов;
11.Контрольные старты внутри школы.
Но самым главным определяющим в этом будет встреча с равным или более сильным соперником. Чем выше ранг соревнований, тем раньше спортсмен подсознательно начинает готовиться к ним.Создание излишне тепличных условий подготовки к соревнованиям не всегда дает положительный результат, так как некоторые бытовые заботы позволяют переключаться на другую деятельность. Мысли об одном и том же на протяжении недель и месяцев истощают нервную систему. И вот здесь главным становиться умение тренера переключать спортсмена с одного вида деятельности на другой. Тренер должен уметь отвлекать спортсмена, использую свои знания и сплоченность коллектива.Опустошенность перед соревнованиями говорит о не правильном построении этапов подготовки, излишнем психофизическом напряжении.
Психофизическая тренировка.
В профессиональной литературе уделяется большое внимание развитию физических кондиций спортсмена(сила, выносливость, быстрота, гибкость и т. д. ), но почему – то очень мало уделяется внимания состоянию ЦНС при этой деятельности. При выполнении физической работы ЦНС нагружается, при восстановлении сил ЦНС нагружается, после этого идет восстановление ЦНС, то есть для восстановления нервной системы после физической работы необходимо минимум в полтора раза больше времени, чем для восстановления определенного ресурса.
В деятельности ЦНС выделяют всем известные параметры :
- возбудимость/В/ - проводимость/П/ - устойчивость/У/ - лабильность(переключаемость) /Л/ - торможение (запредельное истощение нервной системы) /Т/.Всем известно, что проявление абсолютной силы зависит от двух параметров- от анатомического поперечника мышцы или проще – мышечной массы; - от величины импульса к мышце от мозга, т.е. силы тока – это фактически и есть возбудимость. Опасным является перевозбуждение, которое утомляет нервную систему и приводит к запредельному торможению.
В подготовке ватерполисток необходимо учитывать следующее: работа на скоростях ПАНО и ниже тренирует в ЦНС проводимость, при очень длительной работе - устойчивость. Если в такой же работе есть изменение, то готовиться и лабильность. Причем такие переключения позволят сделать значительно большую по объему работу и при этом ЦНС утомиться на порядок меньше. Так работа с переключениями имеет преимущество перед однообразной и является значительно эффективней в плане развития общей выносливости.Тренировочные программы для развития максимальной скорости активизирует возбудимость нервных процессов, но это не позволяет в свою очередь развить силу максимальных сокращений, т.к. максимальная возбудимость возможна лишь при одиночных движениях. Порог или плато максимальной скорости возникает у спортсменов по причине отсутствия в программах подготовки серий одиночных скоростно-силовых упражнений. Для того, чтобы поднять скорость необходима, сначала, подготовка, направленная на одиночные максимальные сокращения и только после этого можно переходить к программам темповой силы. Необходимо учитывать закономерности деятельности ЦНС, чем длительней нагрузка, тем меньше возбудимость.Тренировочная работа с высокой интенсивностью тренирует устойчивость ЦНС к максимально-циклической возбудимости, которая необходима для спринтеров. Но нужно учесть, что при такой работе очень быстро наступает торможение, зачастую запредельное. Восстановление после такой работы происходит значительно быстрей, если выполнять работу над проводимостью с низкой степенью возбудимости или переключением. Для того, чтобы понятней представить, какое из средств подготовки в какой степени влияет на ту или иную сторону ЦНС, приводиться следующая таблица.
Скачать методическую разработка на тему: «Психологическая подготовка спортсменов»
Рекомендуем посмотреть:
О роли плавания для детей
Оздоровительное плавание
Как плавание влияет на здоровье ребёнка
Значение плавания для детей дошкольного возраста