Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Система патриотического воспитания в школе. Из опыта работы

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы

Автор: Копжасаров Берик Галымжанович, преподаватель-организатор НВП КГУ "Средняя школа №39" акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: гуманизация современного образования, обращение к личностно- ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода учителей и воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по патриотическому воспитанию старшеклассников.
Таким образом, налицо существенное противоречие между педагогической необходимостью формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания школы и недостаточными педагогическими условиями.
Педагогическое решение этой проблемы в школьном коллективе, как показывает анализ передового опыта обучающих и воспитывающих систем, в первую очередь, лежит в педагогическом осмыслении социально-психологической и педагогической значимости процесса патриотического воспитания учащихся.
Я как преподаватель-организатор начальной военной подготовки КГУ «Средней школы №39» вижу основную и частную проблему моего проекта исследования.
С учётом этого была выбрана тема проекта: « Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы»

Назначение: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Цель: разработка системы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания.
Задачи:
исследовать способы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы в рамках учебного предмета Начальная военная подготовка;
проанализировать результаты работы;
сформулировать выводы;
разработка рекомендаций.

Теоретической основой исследования являлись: общетеоретические направления в изучении патриотизма, патриотического долга, гражданской позиции, представленные в трудах А. Анфилова, Т.А. Беляева и др.; аналитические материалы о духовно-нравственной культуре как результате процесса патриотического воспитания учащихся в ходе осуществления учебно-воспитательной работы, содержащейся в трудах В.Г. Ананьева, А.С. Макаренко и др.; концептуальные положения в изучении и воспитании патриотизма у учащихся в трудах В.И. Лутовинова и др.

На первом этапе поисковом - изучалось современное состояние проблемы, уточнены понятия «патриотическое воспитание», «казахстанский патриотизм», «ценностные ориентации»; разработаны критерии, показатели ценностных ориентаций старшеклассников; определён исходный уровень сформированности ценностных ориентаций старшеклассников.Место и роль преподавателя-организатора НВП в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания.
 


В работе преподавателя-организатора начальной военной подготовки главное патриотическое воспитание детей и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности, что обусловливает разработку рациональных и эффективных форм и методов патриотического воспитания.
Исключительно большую роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников играет личный пример преподавателя НВП как офицера и военного специалиста. Его увлечённость военной профессией, глубокие знания своего предмета, хорошо поставленное преподавание начальной военной подготовки, личная организованность, подтянутость, внутренняя собранность, воинская вежливость и высокая требовательность к себе и учащимся – это всё воспитывает у старшеклассников стремление быть похожими на своего учителя.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты - интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей. 
Огромную роль в военно-патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют преподавание учебного предмета Начальная военная подготовка, а также работа школьного уголка боевой славы.
Важную роль в военно-патриотической воспитаний и чувства гордости за Вооруженные силы Республик Казахстан и боевым традициям Вооруженных сил, юноши узнают, на учебно-полевых сборах которые проводятся, по программе в 10 классе. Учащиеся которые прошли учебно-полевые сборы познают первые уроки, по отработке полученные теоритических знаний в школе обучаются практическим навыком и умению действию солдат в бою в составе отделений и в составе взвода.
Воспитательное значение уголка боевой славы огромно, но оно  заключается не только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности; в формировании умения преодолевать трудности. В процессе коллективной работы в школьном боевом уголке формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.
В школе уже с 2014 года работает военно-патриотический клуб «39 калибр».

Со дня создания ВПК «39 калибр» воспитанники клуба принимают активное участие в традиционных акциях «Помоги ветерану», «Зов памяти», «Вахта памяти». Также, в мероприятиях, посвященных памятным датам: митингах, траурных шествиях, возложениях цветов и венков к мемориалам и памятникам защитникам Отечества. Ведется активная работа по исследованию истории края, знаменитых его людей.
Во время осенних, зимних и весенних каникул организуются и проводятся семинары, спортивные соревнования. Также в клубе ведётся работа по организации досуга, проводятся экскурсии, дни здоровья и многое другое.
Возросший интерес ребят к мероприятиям говорит о грамотно организованной работе в подготовительный период и в течение всего учебного года. В течение года воспитанники клуба участвовали во многих военно-спортивных и патриотических мероприятиях.
Военно-спортивная игра «Улан»-3 место, «Балдырган» - 3 место, «А ну-ка девушки"»-2 место. В рамках месячника оборонно-массовой и спортивных работ в провели встречу с ветеранами Афганской войны, мероприятие было посвящено 30-летию вывода Советских войск из Демократической Республик Афганистан. Члены клуба участвовали на соревнованиях по стерльбе из пневматической винтовки посвященного памяти почетного гражданина города Усть-Каменогорска Шарова В.И.

Большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения в клубе. Активная и целенаправленная работа воспитывает любовь к истории, героическому прошлому народа, продолжает непрерывную связь между ветеранами и подрастающим поколением, возрождает духовные ценности и традиции казахского народа.
Одним из важных направлений является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы.
На основе данных критериев, я для своего проекта исследовательской работы выделил следующие критерии и показатели:
Критерий: Мировоззренческо-ценностный
Показатели: Степень формированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности в развитии патриотизма.

Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности ценностных ориентаций гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Цель анкетирования:
определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
 
Анкета «Патриот»
Ф. И. ___________Возраст__________Пол_____________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие предложенные вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. да
2. нет
3. частично
4. не знаю

II. Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств:
1. школа 3. окружающие люди, друзья 5. органы власти
2. родители 4. СМИ 6. другое____________________

III. а) Как Вы для себя определяете понятие «патриотизм»?
_______________________________________________________________

III. б) По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. непримиримость к представителям других наций и народов;
3. интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины –Казахстана;
4. бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
5. любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. стремление трудится для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.
9. Другое_____________________________________________

III. в) Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина Вашего непонимания?
1. нет желания;
2. нет возможности;
3. считаю это не актуальным.

IV. Перед вами список индивидуально – психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот.(нужное подчеркните)
2. Определите по 10 бальной шкале, на сколько эти качества и ценности сформированы у Вас.
- активная деятельная жизнь_____________
- жизненная мудрость___________________
- здоровье(физическое и психическое)_____
- интересная работа_____________________
- красота природы и искусства____________
- любовь(духовная и физическая)_________
- материальное обеспечение жизни________
- наличие хороших и верных друзей_______
- общественное признание_______________
- познание(образование, кругозор) ________
- продуктивная жизнь ___________________
-развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)________________________
- развлечения _________________________
- свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)_______________
- счастливая семейная жизнь_____________
-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечество в целом)___________________
- творчество (возможность творческой деятельности)__________________________
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)_____
- аккуратность (чистоплотность)____________
- воспитанность (хорошие манеры)_________________
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ____________
-жизнерадостность_______________________
- исполнительность______________________
- независимость_________________________
- непримиримость к недостатком в себе и других_____
- образованность_________________________
-ответственность (чувство долго, умение держать слово)___________
-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)__________________
-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________
-смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов____
-твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) _____________
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) _______
-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____
- честность (правдивость, искренность) _____
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)_______________
- чуткость (заботливость)_____________

V.Отметьте что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. умение ценить настоящую дружбу;
2. готовность помочь другу в трудную минуту;
3. взаимопонимание;
4. честность, порядочность, принципиальность;
5. приятная внешность;
6. хорошие манеры;
7. умение модно одеваться;
8. сила воли;
9. смелость;
10. решительность;
11. интерес, знание литературы, искусство, музыка
12. интерес к политике;
13. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
14. наличие денег на всякие расходы;
15. способности.

VI. Из предложенных вариантов ответов, выберите тот, который в наибольшей степени выражает Вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят;
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит...
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть…


В процессе работы над проектом исследовательской работы я пришёл к выводу, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников имеет огромное значение и занимает не маловажное место в системе патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо применять эффективные формы и методы обучения и воспитания учащихся, как на уроках Начальной военной подготовки, так и на уроках по другим предметам. Развивать у учащихся ценностные ориентации и личные качества человека-гражданина-патриота. Чтобы каждый старшеклассник и гражданин своей страны имел высокий уровень сформированности ценностных ориентаций по следующим критериям:

активная жизненная позиция;
нравственное поведение,
поступки (например забота о близких, друзьях, ветеранах);
гражданственность;
чувство собственной ответственности, сопричастности делам государства;
взгляды, рассуждения, мировоззрение;
желание юношей служить в армии и поступать в военные училища;
гордость за деяния предков;
интерес к общественной жизни;
знание своих корней.


Используемая литература:
1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. . –№ 2,
2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.—М.:Издательский центр «Академия», 2002.—272 с.
3. Ковылева, М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию /. Ростов н/Д : Феникс, 2005.
4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 1988.
5. Служить Отчизне: список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / сост. Ю. Ю. Завьялова. Петрозаводск: ДЮБ РК, 2005
6. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях НВП. – М.: Просвещение,1999.

Похожие записи:

Зона патриотического воспитания в подготовительной группе Педагогический проект в детском саду «Мой город - Чебоксары». Младшая группа Система военно - патриотического воспитания учащихся начальных классов Патриотическое воспитание в средней группе ДОУ
Участник №50 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Опубликовано: 2088 дней назад (6 апреля 2019)
Просмотров: 2644
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Вера Владимировна Мухамадеева # 9 апреля 2019 в 19:15 +5
Здравствуйте, Берик Галымжанович. Очень рада, что совпали наши взгляды на систему патриотического воспитания в учебных заведениях. Прекрасный материал, фотографии качественные, передают атмосферу проводимых мероприятий. А у нас нет НВП, только ОБЖ в школе. У нас в СПО ОБЖ на первом курсе и БЖ на старших. Элементы НВП есть у ОБЖ. Конечно, дисциплины разные, не одно и тоже. Желаю пообеды в конкурсе. Всего доброго, удачи.
Мария Анатольевна Гановичева # 14 апреля 2019 в 18:49 +4
Здравствуйте, патриотизм очень важное направление воспитательной работы. Вы очень подробно и наглядно(с фото) представили свой опыт работы, думаю он многим окажется полезен. Удачи Вам в ваших делах!
Светлана Васильевна Кулешова # 23 июля 2019 в 16:03 +3
Большая работа Вами проделана! Я со своими дошколятами много времени уделяю их патриотическому воспитанию, формированию гражданских чувств.
В мою школьную пору у нас тоже был предмет НВП. И нам даже доверяли заступать караулом у Вечного Огня в нашей столице- Ашхабаде. Нам выдавали форму, шинель и на целый месяц (если не ошибаюсь) снимали с занятий.
С удовольствием голосую за Ваш замечательный материал! Дальнейших успехов Вам в работе!
Елена Васильевна Бычкова # 23 июля 2019 в 16:48 +2
Здравствуйте Берик Галымжанович. Да, к сожалению в наших школах НВП "уничтожили". Мои дети учатся (закончили) в 10 классе. В рамках предмета ОБЖ выделялось определённое время на военную подготовку, но кроме теории НИЧЕГО. У нас создана Юнармия, но я вижу, что это фикция (по крайней мере, в нашей школе).
Я приветствую Вашу работу в деле воспитания нравственно-патриотических ценностей у молодого поколения! ГОЛОСУЮ "ЗА" +4